Контроль за усвоением обучаемыми Программы подготовки специалистов-кинологов, оценка их знаний, умений и навыков – составная часть учебно-воспитательного процесса.
Контроль проводится с целью:
─ определения степени достижения целей обучения и воспитания;
─ выявления отношения обучаемых к изучаемому предмету;
─ стимулирования самостоятельной работы обучаемых;
─ получения информации преподавателем для анализа своей педагогической деятельности, самоконтроля по методике обучения.
К процессу контроля предъявляются следующие требования:
─ индивидуальный характер контроля: контроль осуществляется за работой и учебной деятельностью каждого обучаемого и не допускает подмены результатов обучения отдельных учащихся итогами работы коллектива и наоборот;
─ систематичность и регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности обучающихся;
─ разнообразие форм проведения контроля – обеспечивает выполнение обучающей и воспитывающей функций, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
|
|
─ всесторонность: контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку как теоретических знаний, так и практических умений и навыков обучаемых;
─ объективность контроля;
─ дифференцированный подход: необходимо учитывать специфические особенности предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся; применять различные методики проведения контроля.
─ единство требований преподавателей, осуществляющих контроль за учебной работой обучаемых.
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля.
В процессе подготовки специалистов-кинологов рекомендуется проводить следующие виды контроля:
─ текущий;
─ предварительный;
─ периодический;
─ итоговый.
Текущий контроль должен осуществляться преподавателем в ходе повседневной учебной работы, на занятиях (уроках). Этому виду контроля обычно предшествует ознакомление преподавателя с успехами обучающихся в усвоении ранее изученного материала и общим уровнем их подготовленности. Текущий контроль осуществляется путем систематического наблюдения преподавателя за работой обучаемых в целом и каждого обучаемого в отдельности, проверки их знаний и навыков, приобретаемых в ходе изучения нового материала, его повторении, закреплении и практическом применении. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования стремления обучающихся к систематической самостоятельной работе, повышения интереса к предмету и чувства ответственности за порученное дело. Данный вид контроля может осуществляться в следующих формах: выборочный и фронтальный опрос; индивидуальные беседы; проверка конспектов и отчетных материалов; контрольные работы; летучки; проверка выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу и т. д. Комплексное применение различных форм текущего контроля позволяет своевременно оценить, насколько глубоко усвоен материал и как обучаемые подготовлены к занятиям.
|
|
Предварительный контрольосуществляется преподавателем накануне очередного занятия или перед тем, как начать рассмотрение новой темы. В ходе проведения данного контроля руководитель определяет уровень знаний обучаемых по ранее изученным темам и их готовность к усвоению учебного материала. Параллельно может быть проверена учебно-материальная база, ход организации самоподготовки и т. п.
Периодический контроль предназначен для проверки знаний обучаемых после изучения ими части программы, как правило, в конце учебного периода с учетом данных текущего контроля. То есть осуществляется проверка деятельности учащихся по освоению сравнительно большого объема материала. Основными формами периодического контроля являются зачеты и экзамены (кроме экзамена по всей учебной дисциплине).
Итоговый контроль,предназначенный для определения качества выполнения обучаемыми учебного плана, проводится в форме экзамена по всей дисциплине.
Использование названных видов контроля позволяет преподавателю составить верное представление о степени подготовленности каждого обучаемого.