Пути интенсификации учебного процесса

Интенсификация обучения предусматривает проведение занятий на высоком научно-методическом уровне и более качественное, эффективное решение учебно-воспитательных целей. Это достигается путем проведения комплекса педагогических мероприятий, наиболее важными из которых являются следующие:

─ совершенствование форм и методов обучения путем систематического обобщения и внедрения передового опыта обучения;

─ совершенствование учебно-материальной базы и методики ее использования в учебном процессе.

При этом следует учитывать, что оба мероприятия тесно связаны между собой, одно зависит от другого. Так, без наличия специальных технических средств, невозможно совершенствование методов обучения. И наоборот, необходимость повышения эффективности занятия, передачи информации обучаемым, привития им определенных навыков требует поиска определенных средств обучения, создания новых видов наглядности, учебных материалов и т. д.

Постоянное совершенствование форм и методов обучения осуществляется по многим направлениям, одно из которых – интенсификация процесса обучения. При этом важен анализ как своего опыта и опыта товарищей по профессии, так и опыта других учебных подразделений и заведений.

Именно с этой позиции следует подходить к проблеме совершенствования своего педагогического мастерства. Так, общеобразовательная школа выработала метод Шаталова, который частично применим и в наших условиях. Рассмотрим основные способы и приемы интенсификации обучения специалистов-кинологов:

1. В ходе лекции необходимо высвечивать на экране или писать на классной доске наименование темы, учебные вопросы, незнакомые для обучаемых слова, выводы, основные положения, пункты и другие тексты. Следует использовать различные технические средства, позволяющие наглядно и быстро доводить до обучаемых необходимую информацию.

2. В процессе обсуждения учебного материала также возможно использование разнообразных приемов, в том числе:

─ решение письменных контрольных работ различных вариантов;

─ применение технических средств для контроля знаний обучаемых;

─ запись (на магнитную ленту, VHS, CD, DVD и др. накопители) выступлений отдельных обучаемых и заслушивание записи непосредственно после окончания ответа с целью научить их правильному изложению мыслей на основе анализа прослушанной речи.

3. Большое значение в интенсификации обучения кинологов имеют практические занятия с собаками в поле и на учебных объектах, в процессе которых формируются основные качества личности будущего специалиста службы собак. При этом овладение обучаемыми навыками дрессировки и применения собак возможно только при условии, если они лично вырабатывают у закрепленной собаки условные рефлексы. Поэтому при работе с собаками большое значение имеет каждая деталь в действиях и поступках дрессировщика. В ходе обучения дрессировке успех чаще всего зависит от умения преподавателя продумать последовательность занятия, в том числе от умения лично показать приемы, упражнения, другие действия с собакой и без нее. В процессе обучения дрессировщиков правилам применения собак по запаховому следу важно рационально использовать учебное время. Задача преподавателя – как можно чаще тренировать каждого обучаемого в выполнении обязанностей инструкторов и старших наряда. При этом целесообразно практиковать распределение обучаемых в наряды по два–три человека для того, чтобы они выполняли различные функции посменно, помогая друг другу. Для ускорения возвращения с конечного пункта целесообразно использовать автомашину. Кроме того, каждый наряд необходимо обеспечить радиостанцией. Изложенные рекомендации позволят преподавателю за 4 х часовое занятие осуществить тренировку каждого обучаемого действиям в наряде.

Таким образом, интенсификация обучения на занятиях по кинологии является важной задачей преподавателей, которая может быть достигнута путем использования различных способов и приемов. Их выбор и применение зависит от целей обучения и воспитания, состава обучаемых, подготовленности преподавателя, наличия учебно-материальной базы и других факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: