Методика организации и проведения занятий по практике дрессировки и применению служебных собак

Обучение практике дрессировки собак и дальнейшему их применению имеет ряд специфических особенностей, вытекающих из содержания предмета и учебно-воспитательных задач, решаемых на занятиях.

Одной из важнейших особенностей является то, что в процессе занятий руководителю приходится одновременно решать две основные задачи: готовить специалиста-кинолога и дрессировать собаку, пригодную к службе.

С одной стороны, для того чтобы подготовить собаку, необходимо вооружить обучаемых знаниями теоретических основ дрессировки, научить их методике и технике дрессировки собак при выработке общедисциплинарных и специальных навыков.

Важно научить обучаемых руководствоваться научно обоснованной методикой дрессировки животных, сущность которой заключается в том, что дрессировка собак должна осуществляться с учетом объективных закономерностей этого процесса, в соответствии с учением о высшей нервной деятельности, дрессировщик должен соблюдать определенную последовательность при выработке не только каждого отдельного навыка, но и нескольких на основе их взаимной связи. Вместе с тем, при выработке навыков необходимо соблюдать определенный режим сочетаний и упражнений, т. е. повторять каждое из них определенное количество раз через установленные промежутки времени. Важно предусмотреть обоснованные перерывы между занятиями и во всех случаях обязательно учитывать индивидуальные особенности дрессируемых собак.

Только при соблюдении вышеуказанных требований возможна успешная дрессировка собаки.

Прежде чем приступать к практике дрессировки собак, этому процессу необходимо обучить самих дрессировщиков. Для достижения поставленной цели в первую очередь следует изучить те предметы и вопросы специальной подготовки, которые позволяют обучаемым приобрести знания научных основ дрессировки, прививают им умение выполнять приемы выработки умений и навыков.

Вместе с тем, следует учитывать другую сторону этого процесса. Возможность привития обучаемым навыков и умений по дрессировке и применению собаки как спецсредства, в свою очередь, зависит от подготовленности животного. Например, если собака не приучена к подноске предметов, то дрессировщик не сможет научить ее приемам «выборки вещей», «обыска местности» и эффективному применению на службе, а следовательно, приобрести навыки дрессировки и применения собак. Если собака не приучена к работе по запаховому следу, дрессировщик также не овладеет навыками управления собакой во время преследования «преступника» с помощью собаки.

Таким образом, овладение дрессировщиком умениями и навыками подготовки собаки и применения ее на службе зависит не только от желаний обучаемых и руководителей, но и от податливости собак к дрессировке и степени их подготовленности.

Результативность обучения дрессировщиков и качество подготовки закрепленных собак в значительной степени зависит от их отношения к делу, любви к животным и желания стать специалистом кинологом. Практическая подготовка собак требует от дрессировщика большой выдержки, хладнокровия, терпения и творческого отношения к делу, поэтому не каждый человек может овладеть искусством дрессировки и стать настоящим специалистом. Эту особенность надо учитывать при комплектовании учебного взвода.

Обучение и воспитание обучаемых, а также дрессировка собак осуществляется не только на специальных занятиях, но и в процессе повседневного ухода за собаками, поэтому любое действие дрессировщика с собакой должно быть продуманным и правильным. Отсюда следует, что процесс обучения специалистов кинологической службы носит в значительной мере практический характер, что расширяет возможности качественного обучения. В то же время, эта особенность накладывает на преподавателя дополнительные обязанности: строго следить за тем, чтобы обучаемые применяли полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Характерной особенностью обучения практической дрессировке является многократное повторение в процессе работы с собакой одних и тех же приемов. При этом степень образования навыка у собаки бывает малозаметной, особенно для молодого дрессировщика. Именно по этой причине у некоторых обучаемых может заметно снизиться активность в работе, а дрессировка собаки может показаться скучным и утомительным занятием. Следовательно, важно умение преподавателя создавать условия, способствующее повышению сознательности и активности обучаемого на занятиях.

Следующая особенность процесса обучения специалистов-кинологов – сложность организации практических занятий и необходимость контролировать работу обучаемых с закрепленными собаками. Следовательно, занятия должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить подготовку как самих специалистов, так их собак.

С этой целью практические занятия организуются и проводятся в составе учебного подразделения и по отделениям, а также предусматривают индивидуальный подход к каждому обучаемому. Для занятий подбираются специальные учебные поля, оборудуются дрессировочные площадки с различными препятствиями и другими объектами. При проведении занятий по отделениям каждому отделению отводится определенный участок местности (учебное место). Для отработки приемов общей и специальной дрессировки обучаемые рассредоточиваются на учебном месте так, чтобы не мешать друг другу. Рассредоточение подчиненных является необходимым условием выработки у собак условных рефлексов, но, вместе с тем, усложняет работу преподавателя: достаточно сложно одновременно следить за действиями всех подчиненных, поэтому он не всегда может заметить недочеты в работе дрессировщиков с собаками и оказать им своевременную помощь. Во избежание этого у преподавателя на занятиях должны быть помощники из расчета один на подгруппу от 6 до 8 обучаемых.

На практических занятиях по дрессировке преобладает самостоятельная работа обучаемых со своими собаками по заданиям преподавателя. Следовательно, успехи в дрессировке зависят от уровня теоретических знаний, сознательности и активности каждого из обучаемых, от понимания и выполнения ими задач, а также от умения преподавателя организовывать и проводить занятия, нацеливать подчиненных на качественную и творческую работу с закрепленной собакой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: