double arrow

И применению служебных собак


Практическая дрессировка собак отличается от других предметов количеством часов, продолжительностью курса, сложностью решаемых задач. Все это обязывает преподавателей осуществлять более качественную подготовку к занятиям.

Процесс подготовки преподавателя к занятиям по дрессировке собак состоит из следующих этапов:

Первый этап – общая подготовка преподавателя;

Второй этап – подготовка преподавателя к отработке очередной темы;

Третий этап – подготовка преподавателя к очередному занятию.

Рассмотрим содержание каждого этапа.

Первый этап (общая подготовка преподавателя)включает:

- уточнение программы по практической дрессировке собак и, в случае необходимости, внесение изменений с учетом предыдущего опыта;

- подготовку общего плана дрессировки;

- проверку наличия и общей готовности учебно-материальной базы;

- индивидуальный подбор и закрепление собак за дрессировщиками.

При уточнении программы особое внимание следует уделять правильности распределению времени, отводимого на обучение кинологов практической дрессировке собак, по месяцам и неделям. Помимо этого, необходимо уточнять количество часов, выделяемых на каждую тему в зависимости от сроков обучения, климатических условий, характера местности, категории обучаемых и степени подготовленности собак. В программе должны быть предусмотрены следующие разделы:

- начальный период дрессировки собак;

- основной период дрессировки собак;

- заключительный период дрессировки собак.

Деление курса подготовки собак на периоды создает научно-обоснованную систему проведения практических занятий, способствует целенаправленному обучению кинологов и поэтапной, последовательной подготовке собак с соблюдением методики выработки условных рефлексов.

При подготовке общего плана дрессировки собак важно грамотно распределить количество занятий по каждой теме, определить их продолжительность, соблюдая принцип «от простого к сложному». Продолжительность первых занятий должна составлять 2 учебных часа, последующих – 4, 6 и 8 ч. с учетом сложности и объема отрабатываемых в каждой теме вопросов.

Как уже было отмечено, успешная дрессировка собак возможна только при условии, когда соблюдается строгая последовательность выработки навыков и совершенствования каждого из них. Вместе с тем, при выработке как одного навыка, так и нескольких в совокупности требуется соблюдение обоснованного режима работы собаки. Количество повторений каждого сочетания, упражнений, продолжительность выполнения их на одном занятии, паузы между упражнениями и занятиями во времени с учетом индивидуальных особенностей собаки должны быть определены в ходе составления данного методического документа.

Общий план дрессировки обеспечивает организованное проведение занятий, исключает возможную «стихийность» в обучении кинологов и при подготовке собак. Практика показывает, что на занятиях, проводимых без плана, дрессировка собак осуществляется без учета объективных закономерностей выработки навыков. Отсутствие плана приводит к невыполнению программы в целом. Кроме того, необходимость составления плана определяется тем, что в нем заложены все виды усложнений при выработке каждого навыка у собаки и последовательность ввода их на занятиях. Следовательно, этот документ является основой планирования учебного процесса. На основании плана преподаватель может делать заключение о том, какую работу следует проводить с методистами по подготовке их к очередным занятиям, по каким вопросам проводить открытые и показные занятия, инструктажи и другие мероприятия. В процессе разработки и уточнения плана должны принимать участие все преподаватели.

План разрабатывается на весь курс дрессировки и включает в себя:

- перечень необходимой учебно-материальной базы;

- структуру дрессировки по этапам и периодам;

- темы и порядок их отработки по занятиям с указанием целей, учебных вопросов и последовательности их изучения, расчетом времени.

Как известно, дрессировка собак невозможна без наличия необходимой материальной базы, поэтому к началу занятий необходимо подготовить специальное снаряжение, средства защиты, дрессировочные площадки, транспортные средства и т. п.

Не менее важно ознакомить обучаемых с учебными местами, полями и определить порядок их использования во время занятий, что будет способствовать более организованному их проведению.

Следующим важнейшим этапом в процессе подготовки к практическим занятиям по дрессировке собак является подготовка обучаемых. Прежде всего, с обучаемыми следует провести инструктаж по мерам безопасности при обращении с собакой, затем распределить их по отделениям и проверить правильность закрепления собак за каждым с учетом индивидуальных особенностей. Во время ежедневных прогулок с собаками и ухода за ними необходимо добиваться правильного взаимоотношения (контакта) обучаемых с собаками. К началу плановых занятий должен быть установлен прочный контакт дрессировщика с закрепленной за ним собакой. Процесс дрессировки начинается с первого дня закрепления собаки, поэтому исключительно важно уметь правильно обращаться с животным. В связи с этим необходимо провести занятие по вопросам ухода, кормления и первоначального обращения с собакой, на котором следует ознакомить обучаемых с техникой дачи лакомства, приемами общего курса дрессировки, такими как: приучение собаки к переходу в свободное состояние, подзыв к дрессировщику и др.

К началу занятий по дрессировке собак преподаватели должны изучить основные индивидуальные особенности подчиненных и закрепленных за ними собак. Это даст им возможность с первых же дней наметить наиболее эффективную методику подготовки собак.

Основными методами изучения подчиненных являются: повседневные наблюдения за их действиями, изучение личных дел, индивидуальные беседы с каждым из них и др.

Особенности поведения собак изучаются путем ежедневных наблюдений, а также при проведении специального исследования с целью выявления преобладающей реакции поведения и типа высшей нервной деятельности каждой собаки.

Преподавателям необходимо завести учетную карточку на каждую собаку, в которой будет отражена следующая информация:

- кличка, пол, порода собаки;

- возраст (год и месяц рождения);

- степень подготовленности к началу дрессировки;

- откуда поступила, где выращивалась (на питомнике подразделения или была закуплена у частных лиц);

- характер преобладающей реакции поведения;

- некоторые особенности нервных процессов;

- особенности поведения собак вблизи различных раздражителей и другие сведения.

Второй этап (подготовка к отработке очередной темы) включает:

- уяснение целей и задач очередной темы;

- уточнение последовательности ввода и отработки усложнений при выработке навыков у собак;

- составление методической разработки для проведения занятий по некоторым вопросам очередной темы;

- подготовка инструкторов-методистов к занятиям по новой теме.

Перечисленные мероприятия необходимо проводить не позже чем за неделю до начала занятий по очередной теме.

Методическая разработка по теме важна для начинающих и впервые работающих по данной теме преподавателей, так как позволяет обеспечивать высокое качество подготовки, организации и проведения занятий. При составлении методической разработки необходимо учитывать опыт коллектива преподавателей, накопленный за предыдущие годы работы. Содержание методической разработки:

- название темы;

- цель отработки темы;

- количество часов и занятий по теме;

- учебные вопросы;

- список литературы, используемой при подготовке и проведении занятий;

- материальные средства, необходимые для проведения занятий по данной теме;

- конкретные методические рекомендации и советы по организации и проведению занятий (главный компонент методической разработки).

Третий этап – подготовка преподавателя к очередному занятию.

Если на первых двух этапах проводится общая подготовка ко всем предстоящим занятиям, то на данном этапе стандартная схема наполняется более конкретным содержанием.

Подчеркнем, что при подготовке к каждому последующему занятию необходимо тщательно анализировать результаты прошлых занятий (положительные стороны, недостатки) и на основании этого составлять план проведения занятия, в котором должно быть отражено:

- наименование темы;

- вид занятия;

- цели занятия;

- время и место проведения занятия;

- учебно-материальное обеспечение занятия;

- учебные вопросы и порядок их отработки с указанием действий преподавателя и обучаемых при выработке у собак условных рефлексов.

Командиру учебной группы следует ставить задачу по подготовке учебно-материальной базы и учебных мест с учетом предстоящих погодных условий.

Также при подготовке к очередному занятию по дрессировке большое значение имеет регулирование утреннего кормления собак, так как отработка многих приемов зависит от их сытости.