ГЛАВА III. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Среди организационных форм и методов обучения большое значение имеет самостоятельная подготовка обучаемых, на которую отводится достаточное количество учебного времени. Своевременное и качественное выполнение учебного задания возможно лишь при овладении передовыми методами и приемами самостоятельной работы, обеспечивающими ее высокую эффективность при минимальных затратах времени. Преподаватель должен научить обучаемых способам и приемам самостоятельной работы с учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями.

Как правило, обучаемые самостоятельно изучают учебную литературу, следуя определенной методике чтения, ведения записей и конспектирования. Только в процессе такого труда наиболее полно проявляются индивидуальные способности, наклонности и интересы обучаемых, развиваются их лучшие качества, вырабатывается индивидуальный подход к решению сложных задач.

Самостоятельная работа играет важную роль в формировании и развитии тактического мышления. Выработка его творческих начал – сложный и трудный процесс, основу и направление которому дает преподаватель. Лекция, показное занятие, дельные советы не могут заменить кропотливой работы самого обучаемого по глубокому познанию теории и методики подготовки собак.

Многое зависит от умелого планирования самостоятельной подготовки. Имеется в виду правильный выбор объема работы, подбор необходимой специальной литературы, наглядных пособий, технических средств, строгое соблюдение учебной дисциплины. В плане преподавателя целесообразно отражать наиболее важные вопросы, которые необходимо изучить самостоятельно. Также в нем следует учитывать время, выделяемое на самостоятельную подготовку, порядок использования специальной литературы и учебно-материальной базы (специализированные классы, учебные городки, технические средства и другие средства, применяемые для практического обучения).

Каждому обучаемому рекомендуется составить личный план самостоятельной подготовки с учетом его потребностей и отражением тех вопросов, в которых он недостаточно хорошо разбирается. К ним можно отнести новый материал, требования распоряжений, наставлений, инструкций, других руководящих документов по использованию специалистов-кинологов в подразделениях Федеральной службы исполнения наказаний. При планировании времени, отводимого на самостоятельную работу, учитывается личный опыт преподавателя и имеющиеся возможности. Важно, чтобы в плане были выдержаны принципы непрерывности в приобретении теоретических знаний и практических навыков.

Организованность и системность деятельности обучаемых вырабатывается в течение многих занятий. При этом роль преподавателя заключается в систематической проверке индивидуальных планов и конспектов с целью оказания помощи обучаемым в их составлении и выполнении.

Особое внимание при организации самостоятельной подготовки следует уделять обучаемым неуспевающим. Опыт показывает, что для них, в первую очередь, целесообразно определить обязательное индивидуальное задание, при этом желательно указать объем, содержание и сроки выполнения, которые зависят от уровня подготовки и умений, опыта работы и индивидуальных способностей.

Важно, чтобы обучаемые самостоятельно изучали рекомендованную литературу, т. к. этот навык позволяет глубоко и прочно усвоить предметы кинологии. Правильная организация чтения является важнейшим вопросом методики самостоятельной работы над первоисточником. Чтение не самоцель, а средство приобретения знаний, следовательно, читать надо так, чтобы понять содержание, каждое положение и связи между ними, уяснить доводы, подтверждающие эти положения. Только на основе правильного понимания текста можно хорошо усвоить материал и использовать полученные знания в практической работе.

Существуют разные виды чтения. В ходе изучения целесообразнее вырабатывать навыки беглого чтения, т. е. умение быстро усваивать основное содержание. При быстром чтении внимание и умственная энергия легче сосредотачивается, основные мысли лучше воспринимаются, становятся более ясными. Читать следует «про себя»: меньше устаешь и лучше усваиваешь прочитанное. В ходе чтения необходимо воспитывать у себя волевое внимание, так как от степени его развитости у человека зависит результат чтения. Всякое чтение должно быть сознательным, активным, творческим. Чтение не механическая работа и не развлечение, а серьезный творческий труд. Вдумчивое чтение развивает умственные способности, обогащает память знаниями. Запоминать следует логически, а не зазубривая его содержание.

Прежде чем приступить к чтению, необходимо ознакомиться с документами (источником) в целом: выписать название источника, фамилию автора, заглавие статьи, номер, дату и т. п. Эти общие сведения понадобятся для ссылки на источник при цитировании. Задание на чтение должно быть реальным, при этом необходимо учитывать способности обучаемых и количество отведенного времени. Как подтверждает практика, обучаемый тратит на чтение и обдумывание страницы текста в среднем до 4 минут. Обучаемые, не имеющие твердых навыков чтения, тратят на этот процесс от 5 до 8 минут. Однако спланировать работу с книгой только по времени недостаточно, важно научить их осмысливать прочитанное, анализировать факты, делать обобщения и выводы, вести записи. Дословно целесообразно записывать лишь определения и выводы. Переписывание целых страниц ничего не дает, а отнимает много времени. Записи помогают обдумывать прочитанный материал, лучше запомнить его содержание. Чтение и запись – две стороны одного творческого процесса. Чтение без записи малопродуктивно. Записи предохраняют от возможных неточностей памяти.

В процессе изучения литературы для обучаемого важны четыре вида записей: выписки, тезисы, планы, конспекты. Любая запись только тогда полезна, когда она сжата, лаконична. Приучаясь к бережному использованию слов и фраз при письме, можно выработать краткий стиль изложения, приобрести умение четко формулировать мысли.

Обучаемым необходимо разъяснить, на какие вопросы и положения обратить особое внимание во время самоподготовки. Невыполнение этого требования ведет к снижению объема усвоенного более чем на 50%.

Перед каждой самоподготовкой обучаемый должен ставить перед собой определенные цели:

- до начала работы необходимо создать рабочее настроение путем повторения ранее изученного материала по данному вопросу;

- подготовить все необходимое для работы (книги, тетради, схемы, ручки, карандаши, справочники и т. д.);

- читать следует «про себя», молча;

- при подготовке к занятиям целесообразно чередовать виды работы: после работы над вопросом, который трудно усваивается, следует переходить к более легкому, а затем вновь к более сложному;

- при чтении книгу или учебник надо держать с углом наклона 45 градусов, чтобы строки находились на одинаковом расстоянии от глаз;

- работать спокойно, без лишних движений;

- регулярно, как предусмотрено распорядком дня, делать перерыв, лучше активный.

Методы организации самостоятельной работы разнообразны и зависят от многих объективных и субъективных факторов. При организации самостоятельной работы обучаемых для обеспечения высокой ее результативности необходим постоянный контроль, организуя который, следует стремиться к тому, чтобы он носил предупредительный характер. Эту работу можно вести по двум направлениям, одно из которых включает непосредственный контроль организации и проведения самоподготовки, а другое – проверку и оценку знаний, умений и навыков, полученных в результате самостоятельной работы. Самоподготовку рекомендуется завершать проведением текущего контроля в формах выборочного или фронтального опроса (письменного или устного), проверкой конспектов и различных отчетных документов.

Комплексное применение различных форм контроля позволяет своевременно оценить, насколько глубоко усвоен изучаемый материал и как обучаемые подготовлены к предстоящим занятиям.

Систематический контроль самоподготовки обеспечивает возможность оперативной корректировки содержания и методики учебно-воспитательного процесса. Кроме того, он стимулирует учебную деятельность обучаемых, побуждает их настойчиво овладевать знаниями, способствует развитию у них чувства ответственности в работе. Самостоятельной работой, предусмотренной расписанием занятий, руководит в течение отведенного времени командир взвода. Преподаватель оказывает методическую помощь: напоминает обучаемым основную цель занятия, его содержание, рекомендует способы работы и примерный расчет времени, отвечает на вопросы обучаемых, возникшие в результате предварительного ознакомления с учебным материалом. Командир взвода следит за тем, чтобы время занятий использовалось по назначению, так, если самостоятельная работа запланирована с целью подготовки к очередному групповому практическому занятию, то обучаемый должен готовиться именно по этим вопросам. Данные занятия требуют особого внимания преподавателей, т. к. именно на них определяется, насколько прочно обучаемые уяснили новый материал. Роль преподавателя заключается в том, чтобы помочь обучаемым разобраться во изучаемом материале. Для его закрепления возможна организация обсуждения наиболее интересных статей, просмотренных учебных кинофильмов и т. д.

Самостоятельная работа по овладению предметами кинологии развивает логическое мышление, умение проникать в сущность явлений, развивает чувство нового, способствует формированию подлинно научного диалектического мировоззрения.

Самостоятельная работа является необходимым компонентом осуществления одного из основных принципов дидактики – принципа сознательности в обучении. Осуществление этого принципа означает понимание целей и задач обучения, осмысленное закрепление знаний, умение применять полученные знания на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: