И применению служебных собак

Приступать к проведению занятий по практической дрессировке собак и тактике их применения следует только после полного усвоения обучаемыми теоретической части, так как если они по каким-либо причинам не будут владеть теорией дрессировки, то не смогут правильно дрессировать собак и применять их в служебной деятельности.

Занятия рекомендуется проводить в разное время суток, в различной обстановке, как вблизи расположения питомника, так и с выходом (выездом) за его пределы на учебные поля. В связи с этим практические занятия подразделяются на следующие виды:

- по времени суток (утренние, дневные, ночные);

- по месту проведения (без выезда или с выездом);

- по продолжительности (двух-, четырех-, шести- и восьмичасовые).

Продолжительность занятий должна увеличивается постепенно: от двухчасовых до восьмичасовых.

Двух- и четырехчасовые занятия, как правило, проводятся вблизи расположения питомника при выработке первоначальных навыков, что способствует более быстрому их формированию, так как дрессировка собак проходит в знакомой обстановке, и позволяет существенно сэкономить учебное время. В этот период и обучаемые, и собаки еще не достаточно подготовлены к организованному выдвижению в отдаленные районы.

Занятия с выездом на учебные поля обычно проводятся после выработки первоначальных навыков и с началом приучения собак к поиску человека по его пахучему следу, когда каждому дрессировщику требуется значительный по площади участок местности. Подобные занятия, как правило, организуются преподавателями, но проводятся по отделениям под руководством методистов. Кроме приучения собак к работе по следу, на занятиях должна проводиться тренировка всех ранее отработанных приемов общего и специального курсов дрессировки. По мере необходимости методисты проводят показ отдельных видов усложнений приемов. Каждое последующее занятие целесообразно проводить на новом месте, это позволит приучить собак к работе в различных условиях окружающей среды. Продолжительность занятий может составлять от 6 до 8 часов, так как при их проведении в поле неизбежны потери учебного времени на передвижение в район проведения занятия и обратно.

Время суток в процессе занятий по дрессировке собак играет важную роль. Так, например, утренние занятия особенно полезны в первые дни постановки собак на запаховый след человека: утренняя прохлада, влажность почвы и воздуха, отсутствие раздражителей наиболее благоприятны для работы собаки по следу человека. Занятия, проводимые днем, позволяют приучать собак к различным раздражителям (люди, животные, транспорт и т. д.). Ночные занятия имеют большое значение для подготовки кинологов и их собак к работе в реальных условиях службы. Выезд на ночные занятия и организационные работы следует проводить засветло, а дрессировку собак начинать с наступлением темноты. Продолжительность ночных занятий может быть до 8 часов.

Таким образом, в зависимости от условий отработки программы практические занятия продолжительностью от 2 до 8 часов могут проводиться в разное время суток как вблизи питомника, так и на значительном расстоянии от него.

Занятия должны иметь общую структуру: вступительную, основную и заключительную части, однако последовательность работы преподавателя и подчиненных в зависимости от вида занятия может быть различной.

Вводная часть предназначена для доведения до обучаемых темы, цели, общего порядка проведения занятия, указания на необходимые материальные средства. Если для проведения занятия требуются средства группового пользования (дрессировочные костюмы, рукава и др.), командиры отделений назначают ответственных за их подготовку и перевозку. Все это способствует более организованному проведению занятия, настраивает участников учебного процесса на более активную и сознательную работу.

На питомнике каждому отделению указывается место и порядок выгуливания собак, место построения. Представляется целесообразным закрепить за каждым подразделением постоянное место построения и выгуливания собак.

Во время подготовки материальных средств и выгуливания собак преподаватель проверяет готовность учебных мест или автомашин к перевозке личного состава к месту занятия, инструктирует водителей.

В назначенное время старший группы выстраивает ее в одну шеренгу по отделениям, проверив своих подчиненных и закрепленных за ними собак, а затем докладывает преподавателю о готовности к занятию. Каждому дрессировщику с учетом особенностей закрепленной за ним собаки должно быть определено постоянное место в строю и на автомашине.

В зависимости от метода и места проведения занятия последовательность прибытия на последнее может быть различной. Так, если в начале занятия проводится показ приема вблизи питомника, то обучаемые могут выйти к месту его проведения без собак. Собак берут только те, кто участвует в показе. После того, как будет закончен показ и обучаемые усвоят новый прием дрессировки, методисты приступают к отработке нового приема. Если на начало занятия запланировано рассмотрение вопросов теории и техники дрессировки, сразу брать собак также не рекомендуется: они отвлекают дрессировщиков и снижают качество усвоения учебного материала. В этом случае собак выводят после повторения намеченных вопросов и постановки конкретных задач для работы с собаками.

Движение в район проведения занятий (на учебные поля) может осуществляться как на автомашинах, так и в пешем порядке. Для организованной и быстрой посадки личного состава на машины в районе питомника оборудуются специальные посадочные площадки, помосты на столбах, земляные насыпи. На занятия в пешем порядке обучаемые могут идти как в составе взвода, так и по отделениям. Это зависит от объема отрабатываемых приемов и размера необходимых каждому отделению участков местности. В последнем случае командирам отделений указываются маршруты и порядок движения к месту занятий. Обычно во время следования к месту проведения занятия и обратно в пешем строю обучаемые отрабатывают приемы «приучение собак к хождению рядом», «прекращение нежелательных действий» и т. п., дисциплинирующие собак. Командир отделения занимает позицию, с которой лучше видны действия обучаемых при движении в стою.

По прибытии в район проведения занятия преподаватель изучает участок местности, намечает план его использования, определяет:

- место для выгула и размещения собак;

- место для построения группы и складирования специального снаряжения, верхней одежды и других предметов;

- участки для прокладки следов, обыска местности, выборки вещей, развития злобы у собак и других видов дрессировки.

Важно правильно определить участки для проработки следов каждому дрессировщику с учетом особенностей дрессируемых собак. Своевременное изучение учебного поля, определение порядка его использования способствует правильной организации дрессировки собак и четкой постановке обучаемым конкретных задач для работы на занятии.

После выгуливания собак (в течение 5–10 минут) по сигналу преподавателя обучаемые привязывают их в указанном месте, а командир отделения проверяет правильность привязывания. Собаки должны привязываться только на металлические цепи и на таком удалении друг от друга, чтобы исключить возможность контакта между ними. Категорически запрещается привязывать собак на поводки. Затем, построив обучаемых, преподаватель дает команду аккуратно положить предметы дрессировки в одну или две линии, доводит до них тему, цель занятия и ставит индивидуальные задачи. После этого распределяет дрессировщиков попарно (для работы по запаховым следам, выборки вещей, обыска местности и т. д.) и каждой паре указывает конкретные участки для выполнения заданий. В паре из наиболее подготовленных и дисциплинированных обучаемых назначается старший, на которого возлагается ответственность за своевременное и качественное выполнение задания. Кроме того, командир отделения назначает помощников для развития злобы у собак (задержание убегающего), определяет последовательность и очередность отработки специальных приемов дрессировки. Для охраны имущества, наблюдения за поведением собак и поддержания порядка в расположении назначаются сменные дежурные. В целях проверки усвоения подчиненными поставленных задач на занятии рекомендуется опросить одного, двух обучаемых.

В зависимости от цели и содержания занятия могут быть проведены и другие мероприятия. Так, с выходом на занятия в новый район следует провести топографическое ориентирование обучаемых. Целесообразно предупредить их об опасных местах (быстрые реки, обрывистые берега, заболоченные участки и т. д.), напомнить правила ориентировки при прокладке следа, отметить другие меры безопасности, соблюдение которых обязательно при работе с собаками. В летний период повторение вопросов теории и техники дрессировки собак лучше проводить в заключительной части занятия (во время жары), а занятия – в утренние часы (в прохладное время). В зимний период занятия рекомендуется начинать утром с повторения вопросов теории и техники дрессировки собак, так как на улице еще темно (конечно, если не запланированы занятия в темное время суток). На практических занятиях следует разбирать те вопросы теории и техники, которые имеют непосредственное отношение к отрабатываемым (выполняемым) приемам, способствуют более активной и сознательной работе дрессировщиков с собаками. В целях проверки практических навыков выполнения ранее введенных приемов и устранения ошибок в действиях обучаемых в начале занятия рекомендуется проверять работу одного или двух подчиненных с собаками перед строем отделения, взвода. Для этого преподаватель вызывает одного из обучаемых и дает задание показать технику выполнения конкретного приема перед строем. После показа заслушивает мнения обучаемых, подводит итоги и указывает на способы устранения выявленных недочетов.

В ходе основной части занятия преподаватель организует руководство работой обучаемых по выполнению заданий, предусмотренных планом. При подготовке к занятию и в ходе его проведения перед каждым преподавателем возникают вопросы: как лучше выполнять приемы, на что обратить особое внимание, как лучше распределить время, кому из обучаемых требуется помощь и др. Для того чтобы отыскать правильный ответ на возникающие вопросы, следует исходить из основного требования методики – научить обучаемых правильно дрессировать собак. Рекомендуется чаще демонстрировать методику и технику выполнения приемов и путем упражнений прививать обучаемым умение правильно выполнять их. Количество показов, их объем и время проведения зависит от периода дрессировки, сложности и важности отрабатываемого приема, а также от индивидуальных особенностей собаки. Показ может быть проведен в начале занятия, после постановки задач обучаемым, в середине, иногда перед подведением итогов. Так, показ видов упражнений при проработке следов, как правило, проводится в начале занятия. В это же время можно показать отдельные приемы общей дрессировки, если это не займет много времени. Показ остальных приемов следует осуществлять в то время занятия, которое предусмотрено в плане для отработки этого приема. Показ техники приема «развитие злобы и задержания», как правило, проводится после выполнения заданий по всем основным приемам, предусмотренным на данное занятие. После каждого показа приема осуществляется его отработка.

В связи с тем, что на занятии может отрабатываться несколько приемов, рекомендуется соблюдать следующее правило: «новые приемы (новые условные рефлексы) нужно вырабатывать в начале занятия». Это диктуется тем, что условные рефлексы вырабатываются быстрее, если соответствующие центры нервной системы находятся в хорошем рабочем состоянии. Такое состояние организма собаки может быть только вначале занятия. Например, начиная выборку вещей, на первых 5–6 занятиях ее следует отрабатывать в первую очередь. В последующем по мере выработки у собак условных рефлексов приемы необходимо отрабатывать в начале, в середине и в конце занятия. В противном случае у собак вырабатывается нежелательный условный рефлекс на время и строгую последовательность совершения определенных действий. Так, если выборку вещей регулярно проводить только в начале занятия, то через какое-то время после выполнения других работ собака может отказаться от выборки или выбирать с ошибками.

Важным условием обучения дрессировщиков и подготовки собак является соблюдение строгой последовательности ввода усложнений. В целях облегчения работы методистам рекомендуется использовать схемы ввода усложнений (наиболее удобно пользоваться небольшими карманными карточками с отображенными на них схемами).

Одним из требований методики является обучение подчиненных и закрепленных за ними собак с учетом индивидуальных особенностей, поэтому на занятии каждому дрессировщику должны ставиться конкретные задачи. Обычно в группе постепенно начинают выявляться обучаемые с собаками, более быстро поддающимися дрессировке, со средним уровнем и отстающими. В целях облегчения планирования группового занятия и руководства им можно формировать подгруппы из обучаемых с учетом степени подготовленности собак. В этом случае всем подгруппам обучаемых предлагаются одинаковые задания. При проведении занятий в парах следует подбирать одного обучаемого с хорошими показателями дрессировки собаки, а другого «отстающего». Это позволяет отстающему дрессировщику перенимать опыт у прогрессирующего, а последнему – приобрести опыт в процессе обучения других дрессировщиков.

После выполнения задач, предусмотренных планом, руководитель осуществляет разбор занятия. Подведение итогов проделанной работы –важная часть каждого занятия. Объективная оценка знаний и умений обучаемых повышает чувство ответственности, приучает их к активной работе. Оценивая действия обучаемого, необходимо исходить из того, что от его умения в значительной степени зависит качество подготовленности собаки, хотя иногда действия дрессировщика зависят от особенностей собаки, ее податливости к дрессировке и других качеств. Кроме того, следует учитывать качества выработанных у собаки приемов общего курса дрессировки и специальных навыков. Принимая во внимание названные факторы, целесообразно оценивать работу дрессировщика и его собаки по отдельности. Обозначать это можно через дробь, где первая оценка отражает качество работы дрессировщика, а вторая – собаки (например: 3/4, 4/3, 5/4 и т. п.). Общая оценка складывается из суммы оценок работы обучаемого с собакой по всем приемам, однако за основу берется оценка работы по наиболее сложному и важному приему. В завершении занятия выдаются индивидуальные задания для самостоятельной подготовки, ставятся задачи по подготовке к последующим занятиям.

В заключительной части практической дрессировки собак необходимо уделять больше внимания вопросам тактики их применения, так как это является основой служебной деятельности специалистов-кинологов в уголовно-исполнительной системе. Также важнейшим требованием, предъявляемым к практической подготовке будущих специалистов-кинологов, является обучение их действиям в реальных условиях службы в составе караулов и служебных нарядов. В связи с этим занятия следует организовывать и проводить таким образом, чтобы выполнение специальных приемов, особенно работа по запаховому следу, обыск местности, сторожевка осуществлялось на фоне служебной обстановки. На данных занятиях преподаватель должен моделировать и отрабатывать с обучаемыми различные ситуации при ЧО, постепенно, с каждым последующим занятием предоставляя им больше возможностей для самостоятельного поиска способов решения поставленных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: