Мотивационный блок

Не следует ставить перед детьми слишком обобщенные и отдаленные цели, например, говорить им: «Вы будете писать эту букву для того, чтобы у вас был красивый почерк». Цель должна быть Для них доступной и близкой уже сегодня, сейчас.

В рассматриваемый нами момент обучения целью является воспроизведение буквы я в точном соответствии с образцом. Для того чтобы эта цель была принята детьми и стала для них личным мотивом, желательно, чтобы они определили ее самостоятельно. Это может выглядеть примерно так. Учитель показывает ученикам буквы Я я и спрашивает, что это такое. Ученики отвечают на уровне 'Их знаний, но результатом этого фрагмента беседы в любом случае становится называние буквы я. Далее учитель интересуется зачем, по мнению учеников, она написана на доске. После краткого обсуждения ученики приходят к единому мнению, что они будут писать ее в тетрадях

Учитель. Как вы думаете, зачем вы будете писать эту букву?

Выслушав ответы детей, он тактично подведет их к ну цели, делая акцент на настоящем временном моменте: сейчас постараться не просто написать эту букву, а написать так же красиво и ровно, как в образце (имеется в виду, что в другое время дети могут писать эту букву с иной целью, например, учиться соединять ее с соседними буквами, красиво писать ее в слова и пр.).

Учитель обобщает предыдущие рассуждения:

— Итак, что вы сейчас будете делать? (Писать букву я.)

— Зачем вы будете это делать? (Чтобы научиться писать ее такой жеровной и красивой, как образец)

— А когда вы ее напишете, что будете проверять? (Похожа онана образец или отличается от него.)

Следующим этапом беседы станет выяснение тактики выполнения задания, а именно того, как ее надо писать. Учитель объясняет:

— Написать букву можно двумя способами: во-первых, запомнить образец и постараться точно воспроизвести его; во-вторых, внимательно рассмотреть образец, каждый элемент буквы, и постараться понять, как она получилась такой ровной и красивой, определить правила, по которым она написана, а уже потом ее писать. Давайте выберем, каким способом мы будем работать.

В зависимости от развивающих целей, которые стоят перед данным упражнением, дети подводятся к выбору первого или второго способа. Если цель упражнения — развивать самостоятельность, выбирается первый способ. Если цель — учить детей анализировать образец, планировать свои действия, то выбирается второй вариант. При обучении каллиграфии учителю следует чередовать эти цели и соответственно менять технологию работы.

Рассмотрим второй вариант, поскольку он требует от учителя более сложных действий. Принимая ответы учеников на вопрос о способе действий, следует аккуратно подвести их к выбору второго способа так, чтобы у них сложилось впечатление самостоятельности этого решения, иначе мотив не приобретет личностного оттенка, а останется установкой, навязанной извне. Помочь в этом могут примерно такие реплики учителя: «Если бы выполнять задание нужно было мне, то я бы сделала (называет второй вариант и аргументирует его выбор). Кто-нибудь со мной согласен? Я рада, что мы думаем одинаково. Давайте попробуем работать так, как вы предложили».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: