Подготовительный этап обучения каллиграфии

Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку для ребенка это весьма слезная и тонкая работа, при которой ему приходится действовав мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закругленные линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесенную со строкой, сплетать линии в затейливую вязь написанного слова, внимательно контролировать свои действия. Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребенок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, легкие лишены возможности расправиться при вдохе; дети зачастую задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы ребенка сжимают ручку, причем некоторые делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев. Исследования профессора В.Ф. Базарного показали, что после 3 — 4 мин работы напряженной рукой и в согнутом положении у ребенка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на его здоровье.

Учителя, понимая вредность согнутой позы, стремятся это исправить, но никакие напоминания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результатов, потому что эта поза психологически обусловлена: все, что нужно внимательно смотреть, должно быть приближено к глазам. Это будет продол­жаться до тех пор, пока работа не станет привычной. Но, к сожале­нию, к этому времени у многих детей уже складывается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую необыкновенно трудно. Поэтому с самого начала обучения следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальны­ми упражнениями, хорошо подготовив их к новому виду деятель­ности. Для этого и предназначен подготовительный этап.

При работе в классах компенсирующего обучения или в обще­образовательных классах с большим количеством детей группы риска на подготовительный этап целесообразно отводить всю пер­вую четверть I класса. В течение этого периода необходимо решать определенные задачи, а именно:

-формировать зрительное внимание и произвольность зритель­ного восприятия;

- развивать ощущение движений руки и артикуляционных ор­ганов;

- учить детей внимательно рассматривать объекты, не прибли­жая к ним глаза;

- учить детей управлять мышечным напряжением и движения­ми кисти руки и пальцев;

- познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счет, письмо с нажимом и пр.).

Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зритель­но анализаторов и осмысление графомоторных действий:

· прописывание фигур в воздухе;

· усвоение различных способов работы рукой — от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;

· штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых

линий;

· рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;

· написание элементов букв;

· поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т.п.;

• рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и др.;

• словесное описание внешнего вида элементов букв, способа письма.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: