Процесс письма, как правило, сопровождается чрезмерным мышечным напряжением, поскольку для ребенка это весьма слезная и тонкая работа, при которой ему приходится действовав мелкой мускулатурой пальцев, выводить ровные прямые или плавно закругленные линии, соблюдать их одинаковую высоту, соотнесенную со строкой, сплетать линии в затейливую вязь написанного слова, внимательно контролировать свои действия. Из-за того, что буквы являются объектом пристального рассматривания, ребенок инстинктивно старается приблизить глаза к тетради, его голова склоняется, мышцы спины напрягаются, удерживая позвоночник в согнутом положении. В такой позе внутренние органы стеснены и не могут нормально функционировать, легкие лишены возможности расправиться при вдохе; дети зачастую задерживают дыхание, следовательно, в организм и к мозгу поступает мало кислорода. Пальцы ребенка сжимают ручку, причем некоторые делают это так сильно, что у них белеют кончики пальцев. Исследования профессора В.Ф. Базарного показали, что после 3 — 4 мин работы напряженной рукой и в согнутом положении у ребенка нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что, естественно, негативно сказывается на его здоровье.
|
|
Учителя, понимая вредность согнутой позы, стремятся это исправить, но никакие напоминания о необходимости поднять голову и держать спину ровной не приносят результатов, потому что эта поза психологически обусловлена: все, что нужно внимательно смотреть, должно быть приближено к глазам. Это будет продолжаться до тех пор, пока работа не станет привычной. Но, к сожалению, к этому времени у многих детей уже складывается привычка сидеть в согнутом положении, исправить которую необыкновенно трудно. Поэтому с самого начала обучения следует постараться снять чрезмерное мышечное напряжение руки и туловища специальными упражнениями, хорошо подготовив их к новому виду деятельности. Для этого и предназначен подготовительный этап.
При работе в классах компенсирующего обучения или в общеобразовательных классах с большим количеством детей группы риска на подготовительный этап целесообразно отводить всю первую четверть I класса. В течение этого периода необходимо решать определенные задачи, а именно:
-формировать зрительное внимание и произвольность зрительного восприятия;
- развивать ощущение движений руки и артикуляционных органов;
- учить детей внимательно рассматривать объекты, не приближая к ним глаза;
- учить детей управлять мышечным напряжением и движениями кисти руки и пальцев;
- познакомить учеников с правилами письма элементов букв (ровная вертикальная линия, плавное закругление элементов, соблюдение размера и наклона, ритмичность письма под счет, письмо с нажимом и пр.).
|
|
Основное содержание подготовительного периода составляют упражнения, направленные на развитие двигательного и зрительно анализаторов и осмысление графомоторных действий:
· прописывание фигур в воздухе;
· усвоение различных способов работы рукой — от крупных движений всей руки до мелких движений пальцами;
· штриховка, рисование вертикальных, горизонтальных, наклонных, кривых
линий;
· рисование по клеточкам геометрических фигур и бордюров;
· написание элементов букв;
· поиск отличий в двух похожих картинках, фигур в переплетенных линиях и т.п.;
• рассматривание каких-либо предметов, иллюстраций, художественных картин и др.;
• словесное описание внешнего вида элементов букв, способа письма.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА