1. Оранжевое солнце медленно
выплыло на небо. Заиграла его лучи по реке, на кустах.
Вокруг стояла тишина. В чаще деревьев щебетали только птицы.
1. На небо медленно выплыло оранжевое солнце.
Его лучи заиграли по реке, на кустах.
Вокруг стояла тишина. Только птицы щебетали в чаще деревьев.
§ 3. Знакомство с правилами построения текста
Издавна методисты спорят о том, что в большей степени содействует развитию речи детей — сочинения или изложен^-У обоих этих видов творческих письменных работ есть как пол»' жительные, так и отрицательные стороны.
В процессе написания сочинения ребенок получает возможность для самовыражения, для более отчетливого осознания своих мыслей и переживаний, для полета фантазии. При этом «максимально стимулируется функционирование всех действий и операций, связанных с построением текста»1. Однако далеко не все ученики владеют этими действиями и операциями, что порождает значительные трудности при самостоятельном создании текста. Кроме того, у многих из них весьма небогатый словарный запас, они не научились настолько свободно строить предложения, чтобы и полной мере выразить свои мысли и эмоции на письме и при этом получить радость и удовлетворение от сделанного. А если работа не приносит ребенку удовлетворения, она неизбежно снижает мотивацию и активность.
|
|
Изложение чужого текста — менее трудоемкий процесс, поскольку тема и содержание уже заданы, последнее структурировано, известен адекватный лексический материал. Наличие готового текста дает возможность на качественном образце наблю-тдть, как разворачивается сюжет, как надо его строить, чтобы он 5ыл интересен и понятен читателю. Но при изложении сушествен-шм отрицательным моментом является то, что текст написан ужим для ребенка языком. Психолингвисты утверждают, что каждый человек говорит на своем собственном языке. У каждого своя манера построения предложения, свой собственный словарный запас, свои ассоциации, и он по-своему рисует словами то или иное переживание и т. п. В процессе изложения текста необходимо осуществлять своеобразный перевод с чужого языка на свой собственный, а это достаточно сложно, поэтому многие дети стремятся к дослопному запоминанию. Кроме того, нельзя не учитывать возможность эмоционального неприятия ребенком чужого текста.
Принимая во внимание невысокий уровень речевой и мыслительной зрелости детей группы риска, в начале формирования письменной речи представляется более целесообразным в качестве основного вида детских творческих работ избрать свободное изложение, которое соединяет в себе положительные качества и изложения, и сочинения.
|
|
В чем его особенность?
Работая с готовыми текстами, ученики под руководством учителя наблюдают и учатся анализировать определенные параметры построения текста. В основном это те параметры, которые были рассмотрены выше как слабые звенья детской письменной речи, а именно — соответствие темы и содержания, временные и причинно-следственные связи внутри текста и т.д. После анализа го-
' Ляудис В.Я.. Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. — М., 1994. — С. 65.
тового текста лети излагают его на бумаге, стараясь сохранить те особенности построения, которые они анализировали, но при этом максимально используя свои слова и выражения, по-своему строя предложения, добавляя собственные суждения о событиях и персонажах и т.п.
Суть свободного изложения — в передаче сюжета, а не в речи автора, поэтому требование излагать «близко к тексту» не означает, что ученики должны чуть ли не дословно запомнить его. При этом они по своему желанию (или по просьбе учителя) могут сохранять наиболее понравившиеся им (или наиболее яркие и образные) слова и выражения. Написание свободных изложений, с одной стороны, продуктивно закрепляет и развивает умение строить предложения, с другой — позволяет детям репродуктивно усваивать правила построения текста, а в целом подготавливает их к самостоятельному сочинению.
Работа над изложением
Центральной задачей работы нал изложением является ознакомление учеников с правилами построения текстов. На примере готовых текстов учитель помогает детям увидеть, как опытные авторы осуществляют наиболее сложный этап создания связного высказывания — разворачивание первоначального замысла в связный текст. Дети понимают, что и как надо делать, чтобы точно и понятно передать нужную информацию.
К изложению текстов можно приступать, когда ученики уже осознают необходимость произвольного и целенаправленного построения предложений, поймут, как это надо делать, и немного научатся этому. Ориентировочно это может произойти в первой половине второго года обучения. Время начала работы зависит от уровня готовности учеников к переходу на более высокий уровень речевых действий. Если учитель поторопится и пойдет дальше без должного развития и закрепления умения строить предложение, то неизбежно спровоцирует трудности. Для их преодоления от учеников потребуются значительные усилия, увеличится нагрузка на нервную систему со всеми вытекающими из этого школьными неблагополучиями.
Работа над изложением любого вида строится в одинаковой последовательности и состоит из подготовительного этапа и собственно написания изложения.
Подготовительный этап может продолжаться в течение одного—трех уроков, на которых рассматриваемые тексты не подлежат письменному изложению, они даются лишь как материал для анализа. Письменная работа на этом этапе может затормозить и усложнить аналитическую.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ
Подготовительный этап
, 1. Знакомство с очередным правилом построения текста и рассмотрение способов его реализации разными авторами.
Ученикам предлагаются два-три правильно построенных небольших текста, которые можно взять из любого источника и адаптировать таким образом, чтобы рассматриваемый параметр обозначился более четко. Хорошо подходят рассказы Н.Сладкова, Ю.Дмитриева, В.Сухомлинского, В.Осеевой и др. Желательно,.чтобы листок с текстом лежал на столе у каждого ученика.
Все тексты последовательно анализируются всем классом по определенному параметру (например, прослеживается соответствие содержания заявленной теме). Учитель помогает ученикам, указывает на наиболее интересные слова или выражения, объясняет значения непонятных слов, если таковые есть, помогает понять скрытый смысл. Активность учителя и учеников примерно равная.
|
|
2. Знакомство с типами ошибок при отражении в тексте рассматриваемого правила и способами их исправления.
После анализа образцов учитель лает ученикам первый текст, в котором имеются ошибки или неточности, и организует его коллективное обсуждение. Во время беседы выявляются отступления от наблюдаемого правила. Например, дан текст «Кипрей» (адаптация текста К. Паустовского) с включенными в него предложениями, рассказывающими о ежике, который, деловито пыхтя, подошел к грибу, выковЕлрнул его из земли и унес на своих колючках. [С учетом следования заявленной теме они в тексте лишние.
С самого начала анализа текстов желательно уделять внимание воспитанию у детей тактичности при обсуждении ошибок, умения встать на чужую точку зрения и уважать эту позицию, понимания того, что каждый человек имеет право думать по-своему. Особенную значимость этот воспитательный момент приобретет, когда ученики будут анализировать работы друг друга, делать замечания непосредственно автору, который, может быть, с замечанием и не согласится. Способность понять чужую точку зрения имеет не только воспитательное, но и образовательное значение. Известно, что дети еше не научились ориентировать свой монолог на читателя. Записывая текст, они создают в своем сознании некий образ и описывают его, не заботясь о том, будет ли этот образ понятен читающему. Анализ чужих текстов с ошибками как раз и показывает ученикам, что при письме надо думать о том, кто будет читать написанное, и писать нужно так, чтобы было; Понятно другому человеку.
После фронтального анализа первого текста с ошибками учи-рель предлагает ученикам второй текст, который они анализиру-
ют в небольших группах или парами с минимальной помощью учителя, причем эта помощь оказывается только в тех случаях когда ученики попросят. Текст может быть либо у всех одинаковый, либо для каждой группы свой. Найденные ошибки ученики помечают значками, о которых договариваются заранее.
|
|
Если учитель посчитает нужным, то может дать и третий текст каждому ученику для самостоятельной работы.
3. Проверка качества внесенных исправлений (устный пересказ с соблюдением заданного правила).
После анализа и исправления ошибок учитель ставит задачу пересказать текст своими словами, но при этом обязательно соблюдать правило, которое наблюдали.
Коллективно составляется план действий:
Запись на доске
1. <ж> 9
Устный план (с комментариями)
1. Выразительно читаем исправленный текст вслух «для себя» (т.е. «жужжащим* чтением, слушая самого себя).
2. Подчеркиваем интересные слова
и выражения (которые лично каждому ребенку понравились и которые он хотел бы повторить в своем пересказе).
3. Пересказываем текст с исправлени- 3. ями (себе, всему классу или соседу го
парте).
Этап обучения детей написанию свободного изложения
I. Анализ текста для свободного изложения (с акцентом на рассматриваемое правило).
Учитель раздает текст, который до этого в работе не использовался. Если ученики еще недостаточно владеют навыком чтения, то текст предварительно читает учитель, затем дети делают это сами.
В зависимости от того, насколько легко и успешно ученики анализировали предыдущие тексты, как поняли наблюдаемое правило, а также с учетом общего уровня их развития учитель может предложить либо абсолютно правильный по структуре текст, либо текст с одной-двумя ошибками, которые нужно исправить.
Коллективно составляется план работы:
Устный план (с комментариями)
1. Выразительно читаем текст вслух «для себя» (т.е. «жужжащим» чтением, слушая самого себя).
2. Проверяем, как в тексте соблюдает- 2. Правило? ся изученное правило. Находим и
отмечаем ошибки в структуре текста, если они есть.
Запись на доске I.'
3. Выписываем интересные слова и выражения (которые ребенку понравились и которые он хотел бы повторить в своем изложении).
4. Выписываем трудные слова или словосочетания. (При этом на некоторые слона может указать учитель,
а ребенок дополнительно выписывает слова, трудные лично для него. Листок с выписанными словами или словосочетаниями будет лежать перед ним до конца работы). 5. Читаем текст «длн себя» так, как он будет написан.
6. Убираем листок с текстом и пишем свободное изложение.
трудное.
5.
правильно.
6. j$^ текст.
Писать изложение ученики могут в классе, но лучше это делать дома. Для такой работы отводятся специальные тетради, в которых дети будут писать и черновой, и чистовой варианты изложения.
2. Исправление написанного текста.
На следующем уроке развития речи организуется проверка написанных изложений. Наиболее предпочтительный способ — обмен тетрадями и взаимная проверка, потому что недочеты чужого текста более очевидны, чем свои собственные.
Перед началом проверки учитель помогает ученикам вспомнить, с каким правилом построения текста они знакомились и старались его соблюсти в устных изложении. Первый раз ученики читают текст, обращая внимание именно на это правило, а учитель показывает им систему значков, которыми следует помечать положительные и отрицательные места изложения. Пометки делаются ручками зеленого цвета.
Затем дети читают текст еще раз, проверяя орфографию и подчеркивая те места в словах, где, по их мнению, допущены ошибки.
Когда проверка закончена, работа возвращается автору. Он просматривает сделанные замечания и решает для себя, с какими из Них он согласен, а с какими — нет. В этой ситуации наиболее эмоциональные дети могут начать возмущаться, обижаться на своих «рецензентов», чего на уроке допускать нельзя: поднимется шум, Да и такие споры неконструктивны, потому что самокритика и самоанализ у младших школьников находятся еще в зачаточном состоянии. Более целесообразно помочь им усвоить мысль о том, Что каждый человек вправе иметь свое мнение и высказывать его. Если автор не согласен с замечанием, он может просто не принимать его во внимание без всяких споров. Это тоже его право. Однако важно помнить, что если он не согласится с правильно сде-
ланным замечанием, то это может обернуться снижением качества его работы и соответственно отметки.
3. Написание окончательного варианта изложения.
В заключение ученики в эти же тетради переписывают текст изложения, причем делать это лучше дома в спокойной обстановке. Именно этот последний вариант и будет оцениваться учителем.
Отметка выставляется только за изложение текста, т.е. за ту работу, которая была главной в этом процессе. Отметки за орфографическую грамотность выставлять нежелательно — существуют другие виды работ, которые имеют своей целью проверку правописания. При их выполнении все внимание детей направлено именно на этот параметр, поэтому они более объективно показывают состояние орфографической грамотности. Здесь же внимание ребенка занято речевой задачей. Мы всегда должны помнить о том, что младшим школьникам трудно одновременно выполнять две задачи, поэтому уровень правописания при изложении всегда будет ниже, чем в работах по орфографии. Но ребенок в этом не виноват, просто его орфографические действия еше не до конца автоматизированы, следовательно, его нельзя за это наказывать снижением оценки. Однако если ребенок переписывал изложение дома, то ему следует сделать замечание за то, что он не удосужился хорошенько проверить орфографию, хотя такая нозможностьу него была.
Изложения оцениваются по традиционной 5-балльной системе или по любой другой, которую разработает и теоретически обоснует учитель. Критерии оценки могут быть примерно следующими.
«Пятерка»
Изучаемое правило соблюдено.
Содержание передано полностью. Внесены логичные и обоснованные дополнения. (Во II классе за отсутствие дополнений оценка не снижается, а в III классе — снижается, поскольку их наличие является обязательным компонентом изложения.)
Уровень изложения — использованы собственные речевые средства (слова и выражения), а также наиболее интересные выражения автора.
Предложения построены правильно и достаточно распространены второстепенными членами границы предложений не нарушены.
«Четверка»
Изучаемое правило соблюдено.
Содержание передано полностью. Внесены логичные и обоснованные дополнения (II класс); дополнения недостаточно соответствуют теме, есть излишняя информация или дополнении внесено мало (III класс).
Уровень изложения — прослеживается тенденция дослов-[ной передачи авторской речи.
П редложения построены правильно, но недостаточно рас-i пространены; их границы соблюдены. Много предложений, полностью идентичных авторским.
«Тройка*
Изучаемое правило соблюдено.
Содержание передано не полностью, но внесены логич-| ные дополнения (II класс); дополнений слишком мало по объ-|ему, и они не совсем точны (III класс).
Уровень изложения — обнаруживается явное стремление |к дословной передаче текста.
Предложения короткие, в стиле перечисления отдельных эпизодов.
«Двойка»
Изучаемое правило соблюдено не полностью.
Содержание передано кратко или упущены некоторые не-Ьущестненные детали (II класс); дополнений мало, либо они ло-| гически не обоснованы темой и содержанием изложения (III класс).
Уровень изложения — неудачно использованы собственные речевые средства, наблюдается снижение лексики или повторение только авторских слов и выражений, которые ребенок запомнил.
Предложения короткие, стереотипные, без прилагательных i и наречий, есть отдельные нарушения их границ.
«Единица»
Изучаемое правило не соблюдено.
Содержа ние передано не полностью, упущены существенные летали (II класс); собственные дополнения отсутствуют или [не соответствуют теме (III класс).
Уровень изложения — общая лексика значительно сни-i жена, повторяются отдельные слова, персонажи постоянно обозначаются местоимениями 3-го лица.
Предложения стереотипные и примитивные по построению; I их границы нарушены.
В содержание отметок учитель может внести дополнения и изменения с учетом индивидуально-типологических особенностей i своих учеников. Желательно довести эти требования до сведения родителей в виде памятки — она послужит своеобразным ориентиром для домашней работы с учениками.
Виды изложений
Изложение текста по вопросам
Начинать работу целесообразно с изложения по вопросам. Это — Своеобразный переходный этап от построения предложений к построению текстов.
Ученикам предлагается текст и вопросы к нему, отвечая на которые они конструируют предложения, передающие основное содержание текста.
Тетерева
Ранним весенним утром в лесу все еще спят, а с поляны уже слышится громкий шипящий крик. Это старый лесной петух — тетсрец зоиет других тетерей поиграть, помериться силами. И в ответ ему из лесу рц3. дается хлопанье крыльев. Это слетаются на поляну большие черные петухи и пестрые тетерки. И начинается потеха. Петухи распускают крылья наскакивают друг на друга, прыгают, дерутся. А тетерки сидят на земле и любуются веселыми играми лесных петухов.
Вопросы:
1. Что слышится с поляны ранним весенним утром?
2. Что делает старый лесной петух — тетерев?
3. Что раздастся ему в ответ?
4. Кто слетается на поляну?
5. Что происходит на поляне?
6. Что делают петухи?
7. Что делают тетерки?
Сначала текст читает учитель или хорошо подготовленный ученик. Нецелесообразно требовать от детей самостоятельного чтения, поскольку эта операция может быть сопряжена с дополнительными трудностями и отнимет силы, так необходимые для дальнейшей серьезной работы. Кроме того, ученики не сумеют прочитать текст настолько хорошо и выразительно, чтобы сразу стал понятен его смысл.
Затем каждый ребенок снова читает его уже самостоятельно, стараясь при этом мысленно увидеть картину происходящего.
После этого проводится беседа, в ходе которой учитель выясняет, как дети поняли обшую фабулу, все ли слова и выражения им ясны, обращает их внимание на яркие и образные выражения и т.д. Ученики подчеркивают в тексте слова и выражения, которые им понравились и которые они хотели бы сохранить в своем пересказе.
Уточнив содержание текста, его закрывают, и лети отвечают на вопросы, работая парами или фронтально по цепочке. Попытки дословной передачи текста признаются нежелательными. Отвечая на вопрос, каждый должен постараться по-своему построить предложение, при этом можно добавлять собственные мысли, давать свои оценки событиям сюжета.
Следующим этапом является пересказ текста целиком по вопросам. Сделать это можно двумя способами. Первый — когда одии или два наиболее сильных ученика, глядя на вопросы, пересказывают текст всему классу, как бы предлагая своим однокласснИ-
кам образцы будущих изложений. Второй — когда ученики объединяются в пары и по очереди, также следуя вопросам, пересказывают его друг другу. Оба варианта можно совместить: сначала один-два сильных ученика дадут образцы пересказа, после чего дети будут работать в парах.
Не надо жалеть времени на такие предварительные пересказы. Зачастую они оказываются более эффективными для развития речи детей, чем их запись. В устном пересказе сохраняются все значимые механизмы письменной речи: произвольность в построении фразы, ориентировка не на себя, а на другого, сознательный контроль повествования. И если не хватит времени, чтобы записать изложение, не стоит считать урок неудавшимся. Письменное изложение можно выполнить дома. Однако и дома, и в классе ученики должны пройти всю заданную программу работы. Изложения с сохранением последовательности событий Тексты для этого вида изложений нужно подбирать такие, в которых ясно видна последовательность разворачивающихся событий. Например, как в небольшом рассказе «Ворона и горбушка» по С. Мартынову.
На берегу реки расхаживала ворона, а над рекой кружились жадные чайки. Вот она остановилась, схватила большую корку хлеба и поскакала к большому серому валуну. Здесь она разжала клюв, наступила лапой на корку и несколько раз сильно ударила по ней клювом. Корка не поддавалась. Тогда ворона рассердилась, схватила непокорную горбушку и быстрыми скачками приблизилась к берегу. Там она осторожно опустила корку в воду сначала одним, потом другим концом. Скоро корка размокла, и ворона смогла позавтракать.
Учитель читает текст вслух и проводит словарную работу: выясняет понимание слов валун, непокорная, смысловых оттенков слов расхаживала, схватила, приблизилась, помогает подобрать синонимы к этим глаголам и другим словам по своему выбору.
Затем ученики совместными усилиями определяют место происходящего действия, при этом они под руководством учителя пытаются найти в тексте максимально полную информацию. Так, например, можно ли по его содержанию определить величину реки? На первый взгляд нельзя — об этом нигде не говорится. Однако в словосочетании на берегу реки содержится некая скрытая информация: словом река обычно называют довольно крупные водоемы, про небольшие говорят речка, а о совсем маленьких — речушка. О чем свидетельствует тот факт, что над рекой кружились чайки? Чайки кружатся с одной целью — добывать пищу, а питаются они рыбой, значит, в этой реке водится рыба. Об этом можно догадаться, хотя в тексте нет никакого упоминания о рыбе. В тексте также ничего не сказано об уме и находчивости вороны, но и об этом легко догадаться. Она не бросила непод-
дающуюся корку, хотя и рассердилась на нее, а сообразила размочить ее в воде. Кроме того, она не стала клевать корку на берегу, а поскакала к валуну, потому что над водой было много чаек которые могли корку отобрать.
Учитель методом словесного рисования помогает детям проследить всю цепочку событий, в которой одно вытекает из другого, представить берег реки, ворону, которая не спеша прогуливается и что-то ищет. Дети высказывают различные предположения о том, что она могла видеть на берегу. И вдруг ворона увидела корку хлеба. События начинают разворачиваться в определенной последовательности, которую можно записать для памяти, перечислив действия: расхаживала ворона, кружились чайки, ворона остановилась, схватила корку, поскакала к валуну, разжала клюв, наступила лапой, ударила клювом, корка не поддавалась, ворона рассердилась, схватила горбушку, приблизилась к берегу, опустила в воду, корка размокла, ворона смогла позавтракать.
Изложения с сохранением причинно-следственных связей Учитель раздает ученикам текст и читает его вслух.
Как медведь сам себя напугал
Вошел в темный лес медведь — хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб.
Сорвался заяц с лежки и помчался в гушу леса. Наскочил на сойку, из-под кустов се выпугнул. Сойка крик подняла на весь лес.
Услышали этот крик лоси. Подумали они, что сойка охотников увидела, и помчались сквозь заросли, с треском ломая кусты.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе в лесу творится, все боятся да прячутся. Не уйти ли подобру-поздорову? Рявкнул медведь, уши прижал, да как даст стрекача!
Так медведь сам себя напугал, сам себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
(По Н.Сладкову)
Проводится беседа для выяснения последствий каждого описанного в рассказе действия. Во время обсуждения учитель размещает на доске в одну линию картинки, изображающие медведя, (медвежью лапу), белку, (шишку), зайиа, сойку, (кусты), лосей, медведя. В скобках указаны картинки, которые включать не обязательно, но желательно использовать при работе с очень слабыми учениками. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяя разгрузить память учеников и снимая излишнее напряжение.
— С чего вся история началась? (Медведь пришел в темный лес.)
Здесь надо обратить внимание учеников на одну почти незаметную, но важную деталь: автор пишет о том, что медведь во-
шел не просто В лес, а в темный лес. В конце рассказа это словосочетание повторяется: «сам себя из темного леса выгнал». Медведь живет именно в лесу и ниоткуда в него войти не может, да и уйти ему из него некуда. Значит, слово темный в этом словосочетании очень важное, его нельзя потерять при пересказе. Медведь из более светлой и редкой части леса вошел в более темный его уголок, где деревья растут гуще, где растут, возможно, уже не лиственные, а хвойные деревья. Обсуждая таким образом малозаметные детали, дети учатся наиболее полно извлекать из текста информацию и точно ее передавать.
— Почему хрустнула валежина? (Медведь наступил на нее лапой.)
— Как вы думаете, медведь хотел, чтобы это произошло? (Нет, он наступил случайно.)
Последний вопрос очень важен. Известно, что дети часто оправдывают свои поступки тем, что они не хотели этого делать, что все получилось случайно. Поэтому одной из задач работы с подобными текстами является наглядная демонстрация того, что любой поступок, вольный или невольный, имеет определенные последствия, которые всегда надо предвидеть. Сначала ученики под руководством учителя только констатируют случайность изначального события, далее эта мысль будет повторяться неоднократно.
— Что же случилось из-за того, что хрустнула валежина? (Шишка упала и тоже случайно угодила зайцу в лоб.)
— Какие последствия были у этого события? И т.д.
По мере того как ученики отвечают на вопросы, учитель выясняет, как они понимают то или иное слово или выражение, например: валежина, гущина, выпугнул и т.п.
Постепенно выстраивается причинно-следственная цепочка событий, подкрепленная выставленными на доске картинками. Учитель подводит учеников к обобщающему суждению: у каждого поступка, у каждого действия, даже совершенно случайного обязательно бывают последствия.
После этого он предлагает ученикам объединиться парами или небольшими группами из трех-четырех человек и проследить всю цепочку, но уже от конца к началу, устанавливая причину каждого события:
— Почему медведь поспешил убраться из темного леса? (Он испугался шума и того чувства опасности, которое возникло в лесу.)
— Почему лоси кинулись напролом через кусты? И т.д.
Ученики обсуждают это между собой, а учитель, не вмешиваясь, но прислушиваясь к их суждениям, контролирует ход обсуждений. Чтобы оно не затягивалось, можно поместить на виду у
детей песочные часы или как-то по-другому ограничить время работы.
После истечения определенного срока учитель подводит учеников к определению главной идеи рассказа, его скрытого смысла:
— Так чего же в конце концов испугался медведь?
В ходе поиска ответа на этот вопрос внимание учеников привлекается к заключительной фразе: Так медведь сам себя напугал... Если медведь испугался шума и гама в лесу, то почему же автор говорит, что он сам себя напугал? Да потому, что именно его неловкое движение послужило причиной всего переполоха.
В заключение учитель еще раз подчеркнет мысль о том, что каждый поступок имеет последствия, поэтому, когда что-то делаешь, надо всегда думать: а что же будет, если я это сделаю?
В рассказе про медведя причинно-следственные связи прослеживаются отчетливо. Но обычно они выражены не так явно, например, как в рассказе «Бежал ежик по дорожке». Работа с этим сюжетом позволяет помочь детям понимать скрытые, глубинные причины поступков.
Бежал ежик по дорожке — только пяточки мелькали. Бежал и думал, что ои, такой ловкий ла быстрый, шутя в лесу проживет.
Увидел улитку и предложил ей бежать наперегонки. Глупая улитка согласилась. Побежали они. Улиткина скорость известно какая — семь шагов в неделю. А ежик быстро ножками перебирает. Догнал улитку, съел и дальше побежал.
Повстречал лягушку-квакушку. И ей предложил наперегонки бежать: кто кого догонит, тот того и съест. Лягушка прыг-дрыг, а ежик туп-туп-туп ножками. Догнал лягушку, за лапку схватил и съел.
Побежал дальше. Видит — на пне филин сидит, с лапы на лапу переминается и клюнищем щелкает. Почесал храбрый еж сытенькое брюшко лапкой и этак небрежно предложил филину наперегонки бежать. Филин глазищи прищурил и согласился.
Не успел еж пяточкой мелькнуть, как филин налетел на него, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом. Испугался еж, но не растерялся: съежился, да под корягу закатился. Там и просидел до утра.
Нет, не прожить в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай1.
(По Н.Сладкоиу)
Прочитав детям текст, учитель проводит словарную работу, уточняет смысл тех слов и выражений, о которых спросят ученики, и тех, которые в данном тексте обозначены курсивом (в тексте, предложенном ученикам, их выделять не следует). Затем начинается определение причинно-следственных связей:
— Почему ежик подумал, что в лесу проживет шутя, без особых забот и усилий? (Потому что он ловкий, быстрый, может легко добывать себе пропитание. У зверей в лесу это главная забота.)
Высказанное детьми мнение подтверждается в ситуации с улиткой и лягушкой. Почему ежик легко их съел? Потому что они иередвигаются медленно, они меньше и слабее ежика.
— Но нот ежик встретился с филином. Давайте посмотрим, как автор описывает первые минуты их встречи.
Учитель обращает внимание детей на то, что филин не под-I прыгивает, как, например, легкий воробышек, а грузно переминается, что говорит о его крупном размере и увесистости. Это впечатление усилено словами клювище, глазищи. Но ежик всего этого не заметил, не насторожился, он ведет себя с филином так [же, как со слабой улиткой и неуклюжей лягушкой.
— Так в чем же причина того, что филин победил ежика?
Ученики легко указывают на причину, которая явно лежит на поверхности, — филин крупнее и сильнее ежика.
— А сам ежик виноват в своем поражении или нет?
Учитель выслушивает предположения учеников и подводит их к пониманию причины поражения, которая кроется в поведении ежика: он не увидел разницы между улиткой с лягушкой и филином, он не сравнил свои силы и силы филина, не подумал о последствиях своего поступка. Значит, здесь две причины: с одной стороны — сила и величина филина; с другой — недальновидность и самонадеянность ежика. И последнее — главная причина того, что ежик попал в неприятную ситуацию: если бы он повел себя по-другому, филин не побил бы его.
В заключение беседы учитель просит учеников сказать, как они понимают смысл последней фразы текста: Шути, шути, да по-\ глядывап\ При этом важно не навязывать им подводящую итог мораль, а позволить высказать самостоятельные суждения. Детские высказывания как раз и показывают, насколько эффективно прошел урок.