Особенности проверки сообщения о преступлении и возбуждение уголовного дела о незаконном предпринимательстве

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное расследование уголовных дел по фактам незаконного предпринимательства, является их своевременное возбуждение. Однако из-за неполноты проводимых доследственных проверок, сложности отграничения факта незаконного предпринимательства от гражданско-правовых нарушений, следователи с трудом оценивают наличие или отсутствие признаков преступления, вникают во все детали создания, регистрации и функционирования коммерческой организации (индивидуального предпринимателя - применительно к ст. 171 УК). Это приводит к несвоевременному возбуждению уголовных дел, часто уже после того, как коммерческая организация прекратила свое существование, руководитель скрылся, а преступление стало очевидным.

Предварительная проверка материалов. Анализ ч. 4 ст. 21, ч. 2 ст. 38 и ч. 1 ст. 144 УПК РФ позволяет утверждать, что на этапе доследственной проверки отсутствует однозначный правовой механизм направления запросов, получения объяснений и поручения производства оперативно-розыскных мероприятий.

Так, в п.4 статьи 21 УПК РФ (Обязанность осуществления уголовного преследования), сказано, что требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Статья 38 УПК РФ (Следователь), предусматривает для данного субъекта следующие полномочия:

- возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;

- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Статья 144 УПК РФ (Порядок рассмотрения сообщения о преступлении), закрепляет обязанность дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов… и привлекать к участию в этих проверках, ревизиях, исследованиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Поводами к возбуждению уголовных дел о незаконном предпринимательстве являются: материалы проверок, проводимых различными контрольными органами (налоговыми, лицензионными), сообщения средств массовой информации, заявления и сообщения работников организаций, в которых совершено преступление, либо граждан, которым стало известно о действиях, связанных, по их мнению, с незаконным предпринимательством, материалы, поступившие из арбитражных и федеральных судов и оперативная информация органов дознания.

В ходе проверки поступившей, либо обнаружения новой информации о совершенном или готовящемся преступлении в первую очередь необходимо стремиться, чтобы данные, содержащиеся в представленных материалах, сообщениях, заявлениях, были обоснованы, т.е. подтверждались соответствующими объяснениями, документами либо иным образом. Так, например, при проверке сообщения о преступлении, поступившего от гражданина, необходимо получить сведения не только о конкретных фактах, но и о том, каким образом заявителю стало о них известно, какие лица могут подтвердить информацию, содержащуюся в сообщении, в каких документах эта информация может найти подтверждение, каково отношение гражданина к действиям, о которых он сообщает.

К числу проверочныхдействий, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела о незаконном предпринимательстве, относятся: ознакомление с регистрационными и учредительными документами хозяйствующего субъекта; документами, отражающими технологический и организационный процесс выполнения хозяйственных, финансовых и учетно-расчетных операций данного субъекта; ход выполнения договорных и иных обязательств с контрагентами и банками; истребование необходимых материалов и документов от хозяйствующего субъекта, у его контрагентов, регистрирующих, лицензионных и налоговых органов, кредитных организаций, получение объяснений от лиц, имеющих отношение к предпринимательской деятельности данного субъекта; при необходимости — назначение судебных экспертиз и консультации у специалистов.

Кроме того, при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов (ст. 144 УПК РФ). Проведение ревизии (документальной проверки) имеет целью проверку соблюдения хозяйствующим субъектом законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственных и финансовых операций и их обоснованности, проверку наличия и движения имущества и выполнения субъектом обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

При наличии в материалах предварительной проверки акта ревизии (документальной проверки) необходимо его проанализировать. Этот анализ включает проверку соблюдения установленной формы документа, изучение его реквизитов, выявление логических ошибок и противоречий, а также оценку содержащихся в нем фактических данных.

Таким образом, цельпроверки сообщения о совершении незаконного предпринимательства заключается в оценке имеющейся исходной информации и установлении любых фактических данных, свидетельствующих о совершенном или готовящемся противоправном деянии, т.е. криминалистических признаков преступления. При этом необходимо учитывать, что информация, которая расценивается как криминалистические признаки незаконного предпринимательства, могла возникнуть вследствие совершения данного преступления или в результате совершения преступления иного вида, или гражданско-правовых нарушений. Поэтому именно наличие совокупности (системы) криминалистических признаков, выявленных на стадии возбуждения уголовного дела либо на первоначальном этапе расследования дает основание предполагать, что совершено преступление определенного вида.

При наличии документально подтвержденных данных, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации, без лицензии, с нарушением правил регистрации или лицензионных требований и условий либо представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, уголовное дело может быть возбуждено как по факту события, так и в отношении конкретного лица (лиц).

Планирование расследования начинается сразу же после возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к производству. На этом этапе расследования следователь уже располагает определенной информацией, что дает ему возможность уяснить общую картину происшедшего, определить общие и частные задачи расследования, выбрать наиболее оптимальные пути и способы их решения.

К числу неотложных действий относятся: обнаружение, изъятие, осмотр и обеспечение сохранности документов и иных носителей информации; проведение ревизии, документальной проверки; осмотр помещений, территорий (мест выполнения работ, производства продукции, оказания услуг), транспортных средств, допрос лиц, причастных к незаконной предпринимательской деятельности.

Работа по делам о незаконном предпринимательстве предполагает всестороннее и активное взаимодействие следователя с оперативными работниками органов борьбы с экономическими преступлениями. При этом основное внимание уделяется проверке и закреплению имеющихся фактических данных, расширению круга подозреваемых, установлению новых эпизодов противоправной деятельности. С этой целью обычно проводятся такие оперативно-розыскные мероприятия, как наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент. Наряду с этим при производстве таких следственных действий, как выемка, обыск, наложение ареста на имущество, несомненную помощь окажет предоставление в распоряжение следователя оперативных данных о местонахождении документов, вещественных доказательств и имущества, нажитого преступным путем.

В целях определения направлений совместной работы и координации действий следователь и сотрудник оперативного подразделения не только составляют согласованные планы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, но и периодически добытые в ходе процессуальной и оперативно-розыскной деятельности данные.

План расследования должен предусматривать следственные действия и иные мероприятия по проверке не только выдвинутых, но и других возникающих версий, в частности, ограничивается незаконная предпринимательская деятельность организации (индивидуального предпринимателя) теми фактами, по поводу которых возбуждено уголовное дело, либо есть и другие эпизоды незаконного предпринимательства. Планируя расследование, следователь должен исходить из того, что выявленный факт незаконного предпринимательства является лишь одним из эпизодов преступной деятельности. Поэтому необходимо проверить, не осуществлялась ли незаконная предпринимательская деятельность и ранее, не использовали ли виновные другие способы незаконного предпринимательства.

Одной из наиболее сложных задач расследования незаконного предпринимательства является выявление всех эпизодов преступной деятельности и их участников, поэтому расследование должно проводиться по возможности одновременно по всем, как правило, многочисленным эпизодам этой деятельности. При этом необходимо учитывать структуру организации, которая занималась незаконной предпринимательской деятельностью, так как этой деятельностью могли заниматься и ее обособленные подразделения.

В большинстве случаев незаконное предпринимательство является многоэпизодным преступлением, которое нередко совершается на обширной территории и охватывает различные виды предпринимательской деятельности. Поэтому целесообразно наряду с общим планом расследования составить план расследования отдельных эпизодов (группы взаимосвязанных эпизодов) преступной деятельности, а также различного рода приложения к нему (схемы преступных связей, движения денежных средств и товарно-материальных ценностей).

Таким образом, к криминалистически значимым признакам незаконного предпринимательства, устанавливаемым при принятии решения о возбуждении уголовного дела, относятся:

- отсутствие у хозяйствующего субъекта первого экземпляра учредительных документов, оригинала лицензии (лицензий) и свидетельства о регистрации, удостоверенных оттисками печатей и леями соответствующих должностных лиц;

- наличие учредительных документов, лицензии (лицензий), о регистрации, не имеющих необходимых реквизитов (оттисков штампов, печатей, подписей должностных лиц) либо представление ксерокопий этих документов;

- отсутствие в уполномоченных государством органах сведений о факте государственной регистрации субъекта и выдачи ему лицензий на занятие соответствующими видами деятельности;

- данные, свидетельствующие о том, что предпринимательская деятельность осуществлялась субъектом до его государственной регистрации либо он занимался лицензируемыми видами деятельности до получения соответствующих лицензий;

- данные, свидетельствующие о том, что государственная регистрация субъекта была осуществлена с нарушением правил регистрации;

- данные, свидетельствующие о том, что в орган, осуществляющий государственную регистрацию, были представлены документы, содержащие заведомо ложные сведения;

- несоответствие фирменного наименования юридического литии, имени, отчества индивидуального предпринимателя), указанного в лицензии, наименованию организации (фамилии, имени и отчеству индивидуального предпринимателя), осуществляющей деятельность, предусмотренную данной лицензией;

- наличие в организации лицензий, выданных физическим лицам;

- наличие у индивидуального предпринимателя лицензий, выданных другому юридическому лицу;

- наличие лицензий, действие которых приостановлено, потерявших юридическую силу, аннулированных или просроченных;

- данные, свидетельствующие о том, что при осуществлении лицензируемой деятельности субъект не выполнял необходимые лицензионные требования и условия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: