Тотальное недоразвитие

Группа недостаточного развития

(по материалам книги Н.Я. и М.М.Семаго «Проблемные дети»)

К этой классификационной группе относятся варианты психического дизонтогенеза, для которых специфичным является недостаточность по от­ношению к средненормативному развития всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций и их базовых составляющих. При этом преимущественно ока­зываются недостаточно сформированными такие предпосылки психическо­го развития, как произвольная регуляция психической активности и про-

странственные, пространственно-временные представления. Это может происходить за счет смещения в сторону более позднего развития или нарушения пос­ледовательности сроков развития. В первую очередь речь идёт о двигательном развитии как од­ной из основ формирования когнитивной сферы ребенка.

При этом наблюдаются в первую очередь про­блемы когнитивного характера, осложняющиеся спецификой формирования регуляторной и аффективной сфер, то есть поведения ребен­ка в целом. Причины, вызывающие такого рода варианты отклоняющего­ся развития, различны: от выраженных органических поражений ЦНС, в том числе и генетически обусловленных, до неярко выраженной специфи­ки функциональной организации мозговых систем. Так же различны и сте­пень выраженности когнитивных и поведенческих проблем ребенка, прогноз его дальнейшего развития, виды специальной психологической помощи.

В рамках группы недостаточного развития можно выделить три основ­ные подгруппы, различающиеся как по характеру, так и по выраженности недостаточности психического развития в целом:

—тотальное недоразвитие;

—задержанное развитие;

—парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ)

Несмотря на некоторую схожесть феноменологии отдельных типов недостаточного развития, все они требуют совершенно различного под­хода к построению коррекционной и развивающей работы, специфики со­провождения разными специалистами.

В свою очередь, каждая подгруппа «расщепляется» на отдельные типы отклоняющегося развития.

Тотальное недоразвитие

В соответствии с представлениями Г.Е. Сухаревой, развитие при таком варианте дизонтогенеза определяется двумя основными законами: тотально­стью недоразвития и его иерархичностью. Это выражается в том, что недо­статочность отдельных ВПФ (гнозиса, праксиса, памяти, внимания) прояв­ляется меньше, чем недоразвитие собственно мыслительной деятельности, высших мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов, личностного развития в целом. То есть в любом варианте деятельности страдает наибо­лее сложный его уровень, связанный с обобщением, анализом и синтезом.

Степень выраженности тотального недоразвития будет пропорциональна массивности поражения центральной нервной системы в целом. В некоторых слу­чаях имеется конкретный повреждающий фактор, тогда тотальное недораз­витие как бы «смыкается» с группой поврежденного развития.

На степень выраженности тотального недоразвития могут также оказывать влияние социальные условия развития. Это особенно отчетливо проявляется в настоящее время: ухудшение общесоциальных условий жизни детей в целом, нарастание иммиграционных процессов, маргинализация общества и т.п.

Практика последних лет показала, что специфика формирования функ­циональной организации мозговых систем (специфика индивидуального про­филя функциональной ассиметрии при истинном, латентном или семейном и, в особенности, патологическом левшестве) может также значительно утя­желить общую картину проявлений тотального недоразвития и значительно ухудшть возможный прогноз дальнейшего развития ребенка.

Тотальное недоразвитие может проявиться уже достаточно рано резким, по сравнению с условно нормативным развитием, запаздыванием сроков как психомоторного и психоэмоционального, так и речевого развития. В даль­нейшем оно характеризуется грубым несоответствием этих параметров воз­растным показателям, а также грубой социальной незрелостью. Именно то­тальное недоразвитие характеризуется крайне низкими показателями адек­ватности, критичности, обучаемости, что может служить дополнительным дифференциально-диагностическим признаком.

Выделяются три типа тотального недоразвития:

—простой уравновешенный;

—аффективно-неустойчивый;

—тормозимо-инертный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: