Группа недостаточного развития
(по материалам книги Н.Я. и М.М.Семаго «Проблемные дети»)
К этой классификационной группе относятся варианты психического дизонтогенеза, для которых специфичным является недостаточность по отношению к средненормативному развития всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций и их базовых составляющих. При этом преимущественно оказываются недостаточно сформированными такие предпосылки психического развития, как произвольная регуляция психической активности и про-
странственные, пространственно-временные представления. Это может происходить за счет смещения в сторону более позднего развития или нарушения последовательности сроков развития. В первую очередь речь идёт о двигательном развитии как одной из основ формирования когнитивной сферы ребенка.
При этом наблюдаются в первую очередь проблемы когнитивного характера, осложняющиеся спецификой формирования регуляторной и аффективной сфер, то есть поведения ребенка в целом. Причины, вызывающие такого рода варианты отклоняющегося развития, различны: от выраженных органических поражений ЦНС, в том числе и генетически обусловленных, до неярко выраженной специфики функциональной организации мозговых систем. Так же различны и степень выраженности когнитивных и поведенческих проблем ребенка, прогноз его дальнейшего развития, виды специальной психологической помощи.
|
|
В рамках группы недостаточного развития можно выделить три основные подгруппы, различающиеся как по характеру, так и по выраженности недостаточности психического развития в целом:
—тотальное недоразвитие;
—задержанное развитие;
—парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ)
Несмотря на некоторую схожесть феноменологии отдельных типов недостаточного развития, все они требуют совершенно различного подхода к построению коррекционной и развивающей работы, специфики сопровождения разными специалистами.
В свою очередь, каждая подгруппа «расщепляется» на отдельные типы отклоняющегося развития.
Тотальное недоразвитие
В соответствии с представлениями Г.Е. Сухаревой, развитие при таком варианте дизонтогенеза определяется двумя основными законами: тотальностью недоразвития и его иерархичностью. Это выражается в том, что недостаточность отдельных ВПФ (гнозиса, праксиса, памяти, внимания) проявляется меньше, чем недоразвитие собственно мыслительной деятельности, высших мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов, личностного развития в целом. То есть в любом варианте деятельности страдает наиболее сложный его уровень, связанный с обобщением, анализом и синтезом.
|
|
Степень выраженности тотального недоразвития будет пропорциональна массивности поражения центральной нервной системы в целом. В некоторых случаях имеется конкретный повреждающий фактор, тогда тотальное недоразвитие как бы «смыкается» с группой поврежденного развития.
На степень выраженности тотального недоразвития могут также оказывать влияние социальные условия развития. Это особенно отчетливо проявляется в настоящее время: ухудшение общесоциальных условий жизни детей в целом, нарастание иммиграционных процессов, маргинализация общества и т.п.
Практика последних лет показала, что специфика формирования функциональной организации мозговых систем (специфика индивидуального профиля функциональной ассиметрии при истинном, латентном или семейном и, в особенности, патологическом левшестве) может также значительно утяжелить общую картину проявлений тотального недоразвития и значительно ухудшть возможный прогноз дальнейшего развития ребенка.
Тотальное недоразвитие может проявиться уже достаточно рано резким, по сравнению с условно нормативным развитием, запаздыванием сроков как психомоторного и психоэмоционального, так и речевого развития. В дальнейшем оно характеризуется грубым несоответствием этих параметров возрастным показателям, а также грубой социальной незрелостью. Именно тотальное недоразвитие характеризуется крайне низкими показателями адекватности, критичности, обучаемости, что может служить дополнительным дифференциально-диагностическим признаком.
Выделяются три типа тотального недоразвития:
—простой уравновешенный;
—аффективно-неустойчивый;
—тормозимо-инертный.