double arrow

Предварительная проверка при решении вопроса о возбуждении уголовного дела

Типичными поводами для возбуждения уголовного дела о незаконном получении кредита являются:

— материалы проверок, проводимых главными территориальными управлениями Банка России, налоговыми органами и аудиторскими организациями;

— сообщения банков;

— публикации и сообщения средств массовой информации;

— материалы из расследуемых уголовных дел;

— материалы, поступившие из арбитражных либо федеральных судов;

— материалы, представленные подразделениями органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.

Что касается незаконного получения государственного целевого кредита либо его использования не по прямому назначению, то поводами для возбуждения уголовного дела также могут являться:

— материалы проверок, проведенных Контрольно-ревизионным управлением и Департаментом казначейства Министерства финансов РФ;

— материалы проверок, проведенных Контрольным управлением Администрации Президента, контрольными управлениями администраций регионов,

— материалы проверок, проведенных Счетной палатой Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Следует отметить, что основные функции по контролю за целевым использованием государственных средств, выделенных на реализацию правительственных программ, возложены на Правительство РФ, по заданиям которого контрольные и ревизионные аппараты Правительства, Министерства финансов, Администрации Президента РФ проводят проверки. Поэтому в большинстве случаев материалы о выявленных нарушениях при государственном целевом кредитовании поступают в правоохранительные органы именно от этих контролирующих органов.

Проверка поступившей либо обнаруженной информации о возможно совершенном преступлении является важным и ответственным этапом, поэтому в первую очередь необходимо стремиться к тому, чтобы данные, содержащиеся в представленных материалах, сообщениях, заявлениях, были обоснованны, т. е. подтверждались соответствующими объяснениями, документами либо иным образом. Так, например, при работе с заявлениями граждан от заявителей необходимо получить не только сведения о конкретных фактах, но и том, каким образом им стало о них известно, какие лица, документы могут подтвердить данное сообщение, каково отношение гражданина к действиям, о которых он сообщает.

К числу проверочных действий, проводимых на стадии возбуждения уголовного дела, относятся:

— ознакомление с регистрационными и учредительными документами претендента на кредит; материалами, отражающими технологический, организационный процесс производственно-хозяйственных работ, учетно-расчетных и финансовых операций заемщика, с ходом выполнения договорных и иных обязательств с организациями-контрагентами и банками;

— истребование необходимых материалов и документов от заемщика, у его контрагентов, регистрирующих, лицензионных и налоговых органов, кредитных организаций;

— исследование документов, подтверждающих незаконное получение кредита;

— проведение оперативно-розыскных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, наблюдение за конкретными действиями участников преступления, контроль почтовой и телеграфной корреспонденции, снятие информации с технических каналов связи);

— получение объяснений у отдельных лиц, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности заемщика, а также к подготовке и составлению документов, представленных для получения кредита;

— при необходимости консультации специалистов, изучение результатов аудиторских проверок и ревизий.

Таким образом, задача проверки поступившей либо обнаруженной информации о возможно совершенном преступлении заключается в установлении любых фактических данных, свидетельствующих о возможно совершенном деянии, т. е. криминалистических признаков незаконного получения кредита. При этом необходимо учитывать, что информация, расцениваемая как криминалистические признаки незаконного получения кредита, могла возникнуть вследствие совершения данного преступления, в результате совершения преступления иного вида либо гражданско-правовых нарушений. Поэтому при рассмотрении поступивших в правоохранительные органы материалов о незаконном получении кредита и решении вопроса о возбуждении уголовного дела, прежде всего, необходимо выяснить, имеется ли достаточная совокупность фактических данных, указывающих на признаки незаконного получения кредита.

К признакам, свидетельствующим о незаконном получении кредита, относятся:

— грубые нарушения, допускаемые в процессе банковского кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо при выделении государственных целевых кредитов, в частности представление кредита при отсутствии предварительной проверки потенциального получателя кредита, в обход конкурсной кредитной комиссии (комитета), по единоличным резолюциям должностных лиц уполномоченного органа или лиц, выполняющих управленческие функции в банке, выдача кредитов сомнительным, несостоятельным заемщикам;

— факты, свидетельствующие о представлении в банк либо уполномоченный орган подложных документов, содержащих данные о наличии у претендента на кредит надлежащего правового статуса, устойчивого хозяйственного положения и финансового состояния, надлежащего обеспечения возвратности кредита, реальной возможности использовать кредит в соответствии с его целевым назначением;

— факты, свидетельствующие об использовании государственных кредитных средств не в соответствии с их целевым назначением, установленным кредитным договором;

— факты, свидетельствующие о нерегулярных либо просроченных платежах по государственному кредиту, сопровождающиеся ничем не обоснованными изменениями условий кредитного договора или его пролонгацией;

— создание препятствий сотрудникам банка при проведении проверки наличия залогового имущества, выполнения договоров по кредитуемой хозяйственной операции, бухгалтерской документации и отчетности;

— наличие сведений об участии заемщика (руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица) в совершении преступлений или связях с криминальными структурами.

При недостаточной совокупности признаков уголовно наказуемого деяния целесообразно провести ревизию с целью установления фактического хозяйственного положения и финансового состояния заемщика, проверки обоснованности совершенных им хозяйственных и финансовых операций или достигнутых им результатов финансово-хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: