Способы преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 176 УК РФ

В данной норме содержатся признаки двух несколько иных составов преступлений, связанных с кредитованием: 1) незаконное получение государственного целевого кредита; 2) использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Кредитором при государственном целевом кредитовании выступает государство. Распределение кредитных средств между заемщиками возлагается на получателей кредитов (исполнительные органы региона, руководство министерств, региональных отделений фондов, администрацию предприятий), которые создают специальные органы, уполномоченные принимать решение о выделении государственного кредита (например, комиссии по кредитной политике).

Субъектами государственного целевого кредитования (лицами, для которых предназначены кредитные средства) являются: субъекты Российской Федерации, отрасли хозяйственного комплекса, организации и граждане. Их персональный состав определяется в каждом конкретном случае при решении вопроса о целевом назначении и основных направлениях выделяемого кредита.

Таким образом, если при банковском кредитовании функции, связанные с выделением кредита конкретным заемщикам, возложены непосредственно на банки, то при государственном кредитовании — на получателей кредитов. Поэтому при незаконном получении государственного кредита содержание преступных действий заключается в обмане заемщиком (физическим лицом или организацией) органа, уполномоченного принимать решение о выделении этого кредита (получателя кредита), с целью получения кредитных средств.

Суть обманных действий при незаконном получении государственного кредита заключается в представлении уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса заемщика, его хозяйственного положения, финансового состояния, наличия возможностей по использованию кредитных средств в соответствии с их целевым назначением. Причем эти обманные действия могут быть совершены как надлежащим субъектом государственного кредитования, так и ненадлежащим субъектом.

Под надлежащим субъектом государственного кредитования следует понимать заемщика (физическое лицо либо организацию), правовой статус которого позволяет ему претендовать на получение соответствующего государственного кредита. В свою очередь для ненадлежащего субъекта государственного кредитования (физического лица либо организации) характерно отсутствие такого правового статуса.

Таким образом, к способам незаконного получения государственного целевого кредита относятся:

— получение государственного целевого кредита ненадлежащим заемщиком;

— получение государственного целевого кредита надлежащим заемщиком.

Для первой группы способов преступления характерно использование подложных документов, свидетельствующих о наличии у заемщика правового статуса, дающего ему право на получение кредита, например документов, подтверждающих, что претендент на кредит имеет статус беженца, является фермером, относится к категории малых предприятий
и т. п.

Важно отметить, что в момент обращения за кредитом хозяйственное положение и финансовое состояние ненадлежащего заемщика может быть как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Поэтому, если в первом случае у субъекта не возникает необходимости в фальсификации документов, содержащих сведения о его хозяйственном положении и финансовом состоянии, то во втором случае такая необходимость налицо.

Кроме того, с целью незаконного получения государственного кредита ненадлежащий заемщик может представить уполномоченному органу документы, содержащие заведомо ложные сведения, свидетельствующие о наличии у него возможностей по использованию кредитных средств в соответствии с их целевым назначением.

Таким образом, ненадлежащий заемщик может получить государственный целевой кредит путем:

— представления органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса данного физического или юридического лица;

— представления органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса заемщика, его хозяйственного положения или (и) финансового состояния;

— представления органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно правового статуса заемщика и наличия у него возможностей по использованию кредитных средств в соответствии с их целевым назначением.

Для второй группы способов преступления характерно использование документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении или (и) финансовом состоянии надлежащего субъекта кредитования:

— получение кредита надлежащим заемщиком в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении данного физического или юридического лица;

— получение кредита надлежащим заемщиком в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о финансовом состоянии данного физического или юридического лица;

— получение кредита надлежащим заемщиком в результате представления документов, содержащих заведомо ложные сведения о хозяйственном положении и финансовом состоянии данного физического или юридического лица.

Несколько иная ситуация складывается при использовании государственного целевого кредита не по прямому назначению. При нецелевом использовании государственного кредита действия заемщика по распоряжению полученными средствами противоречат условиям, сформулированным в нормативных актах о предоставлении государственного кредита и кредитном договоре. Например, кредитные средства могут быть помещены на депозитный счет, открытый в банке, использованы в качестве взносов в создаваемые коммерческие структуры, потрачены на погашение банковских кредитов заемщика, уплату налогов и прочие хозяйственные расходы, на личные нужды.

Следовательно, использование государственных кредитных средств не по прямому назначению сопряжено с обманом органа, уполномоченного принимать решения о выделении кредита. Цель обманных действий заключается в получении возможности воспользоваться государственными средствами в интересах своей фирмы, личных интересах либо интересах третьих лиц.

К способам использования государственных кредитных средств не по прямому назначению относятся:

— представление уполномоченному органу документов, содержащих заведомо ложные сведения относительно намерений по целевому использованию кредитных средств. Для данного способа преступления характерно то. что у заемщика изначально отсутствуют намерения по целевому использованию государственных кредитных средств, поэтому их отсутствие он скрывает путем представления подложных документов;

— нарушение заемщиком условий кредитного договора в части целевого использования полученного кредита. Специфика этого способа преступления заключается в том, что обманные действия заемщик совершает после получения кредита, т. е. цели, на которые фактически расходуются кредитные средства, не соответствуют целям, предусмотренным в представленных заемщиком документах и кредитном договоре.

Для установления времени и места незаконного получения кредита, в первую очередь необходимо получить сведения относительно личности и местонахождения заемщика: паспортные данные и адрес фактического места жительства физического лица-заемщика, место его работы и занимаемая должность, наличие у него соответствующего правового статуса, когда и где был получен этот статус, местонахождение и фирменное наименование организации-заемщика, ее организационно-правовая форма и форма собственности, место и дата государственной регистрации, наличие соответствующих лицензий (если кредит испрашивался на осуществление лицензируемых видов деятельности), когда и кем они были выданы, общая характеристика и структура организации, данные об учредителях, руководителях организации. Аналогичные сведения следует получить в случае, когда заемщиком является индивидуальный предприниматель.

Необходимо выяснить время и место:

— составления подложных документов, послуживших основанием для незаконного получения кредита;

— представления этих документов в соответствующее подразделение банка или орган, уполномоченный принимать решение о выделении государственного целевого кредита;

— принятия решения о выдаче кредита данному заемщику либо предоставления ему льготных условий кредитования;

— предоставления кредита данному заемщику (перечисления кредитных средств на банковский счет заемщика либо на счета его контрагентов).

В случае использования государственных кредитных средств не по прямому назначению, выяснить также следует место и время совершения финансово-хозяйственных операций, не соответствующих целям кредитования.

Исходя из того, что незаконное получение кредита считается оконченным в момент причинения крупного ущерба, необходимо установить, кому конкретно, когда и в каком размере был причинен ущерб.

Обстановка совершения преступления данного вида складывается из целого ряда факторов, в которых действует субъект преступления. Среди объективных факторов наиболее значимым является уровень организации работы с потенциальным заемщиком. Данное обстоятельство требует от следователя тщательного изучения всех обстоятельств, связанных с процедурой кредитования.

Работа с потенциальным заемщиком включает в себя несколько аспектов, основными из которых являются правовой и организационный. Правовой аспект предполагает обязательное наличие в банке или органе, уполномоченном принимать решения о выделении государственных кредитов, специально разработанных документов, регламентирующих процедуру кредитования. Так, например, в ряде российских банков основным нормативным документом, определяющим порядок кредитования, является Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и предпринимателям [1]. На основании Регламента разрабатывается Порядок кредитования юридических лиц и предпринимателей, в котором определяются конкретные подразделения банка, принимающие участие в выполнении операций по кредитованию, и их обязанности. Нередко в дополнение к этому разрабатывается пакет документов, регламентирующих работу различных подразделений банка с представленным обеспечением, например Порядок работы с банковскими гарантиями.

Разработка аналогичных документов обычно предваряет процедуру выделения государственных целевых кредитов с той только разницей, что эти документы разрабатываются на уровне конкретного получателя государственного кредита с учетом требований нормативных актов, послуживших основанием для выделения, данного кредита.

Организационный аспект работы с потенциальным заемщиком отражает организацию проведения предварительной проверки заемщика. Именно объем и качество этой проверки в значительной степени гарантируют правомерность выдачи, а соответственно, и получения кредита. Поэтому уже на начальном этапе расследования крайне важно выяснить характер и объем предварительной проверки потенциального заемщика, какие специалисты принимают участие в ее проведении и какими документами она оформляется. Наряду с этим выяснению подлежат вопросы, связанные с принятием решения о выделении кредита: какой орган уполномочен на принятие данного решения, кто является его участниками, рассматриваются ли при принятии решения о выделении кредита конкретному заемщику материалы предварительной проверки, каким образом принимается решение о выделении кредита и как оно оформляется.

Существенное значение имеет исследование обстановки, сложившейся в конкретной организации (у индивидуального предпринимателя или гражданина), выступающей в качестве заемщика. К условиям, определяющим поведение виновного, относятся: местонахождение хозяйствующего субъекта (адрес места жительства гражданина), его структура и характер деятельности (место работы гражданина и занимаемая им должность); наличие (отсутствие) недостатков в хозяйственной деятельности, организации бухгалтерского учета; состояние контроля за финансовыми и хозяйственными операциями; хозяйственное положение и финансовое состояние хозяйствующего субъекта (материальное положение гражданина), в том числе наличие или отсутствие у него различного рода финансовых обязательств; его производственные и финансовые связи.

Анализ обстановки незаконного получения кредита предполагает исследование достаточного широкого круга условий, связей и отношений, прямо или косвенно связанных с незаконным получением кредита. Это оценка социально-экономической ситуации в сфере экономики, в которой осуществляется деятельность заемщика; анализ правового регулирования в сфере кредитования и конкретных условий, в которых осуществляется кредитование заемщиков; анализ обстановки, сложившейся в конкретной организации-заемщике (у индивидуального предпринимателя, гражданина).

Субъекты преступления. В диспозиции ч. 1 ст. 176 УК РФ указан специальный субъект данного преступления — руководитель организации и индивидуальный предприниматель.

Следовательно, субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ, являются:

— граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган управления коммерческой или некоммерческой организации;

— единоличный руководитель коммерческой или некоммерческой организации;

— участники полного товарищества, уполномоченные на ведение дел организации;

— лицо, вступившее в правоотношения с банком по поводу получения кредита на основании доверенности, выданной заемщиком.

В диспозиции ч. 2 ст. 176 УК РФ субъект преступления не определен. Исходя из смысла данной нормы субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ, может быть достигшее 16-летнего возраста лицо, незаконно получившее государственный целевой кредит или использовавшее его не по прямому назначению.

Однако следует отметить, что привлечение несовершеннолетних к уголовной ответственности за незаконное получение кредита представляется маловероятным. Это объясняется рядом объективных и субъективных причин. К объективным причинам следует отнести существующую практику банковского кредитования. Нельзя однозначно сказать, что ни один банк не выдаст кредит несовершеннолетнему заемщику, однако, учитывая современную практику банковского кредитования, это весьма проблематично. Среди объективных причин следует отметить достаточную сложность способов совершения и скрытия преступления, требующих тщательной подготовки, определенных познаний в области экономики и финансов, наличие не только жизненного опыта, но и опыта в сфере экономической деятельности.

Как правило, незаконное получение кредита совершается мужчинами в возрасте от 22 до 45 лет. Образовательный уровень преступников достаточно высок, в основном это лица с высшим и средним специальным образованием, имеющие опыт предпринимательской и иной экономической деятельности. Особо следует отметить высокую коммуникабельность преступников, умение показать себя с лучшей стороны.

Цель действий преступников заключается не в присвоении кредита, а в возможности воспользоваться чужими денежными средствами (в данном случае банковскими или государственными) для решения различного рода финансовых проблем (личных, проблем своей фирмы и т. п.). При этом виновный сознает, что незаконно получает кредит либо использует государственные кредитные средства не по прямому назначению и это причинит (может причинить) крупный ущерб гражданам, организациям, государству, т. е. действует умышленно.

Наличие умысла является обязательным элементом деятельности субъекта преступления. При незаконном получении кредита умысел преступника направлен на получение кредитных средств с их последующим, пусть и несвоевременным возвращением. Для выяснения механизма формирования умысла необходимо изучить личность и образ жизни виновного, социальную группу, членом которой он является, так как довольно часто поведение человека зависит от норм поведения окружающей его среды. Мотивы действий субъектов незаконного получения кредита могут быть весьма разнообразными: неожиданная потребность в деньгах, большие долги, финансовые проблемы своей фирмы (уплата налогов, погашение кредиторской задолженности перед контрагентами либо по ранее взятым кредитам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: