double arrow

Особенности производства следственных и иных действий


Важнейшим источником доказательств при расследовании незаконного получения кредита являются документы. С их помощью могут быть установлены фактические обстоятельства неправомерного получения кредита, льготных условий кредитования либо нецелевого использования государственных кредитных средств. Поэтому одной из основных задач начального этапа расследования является обнаружение, осмотр, изъятие и обеспечение сохранности документов и иных носителей информации. Основными способами собирания документов-доказательств являются такие следственные и иные процессуальные действия, как обыск, выемка, осмотр, представление и истребование документов.

Производить обыск и выемку целесообразно, когда есть основания полагать, что необходимые документы: не могут быть выданы по запросу следователя; могут подвергнуться порче, изменению или утрате; отсутствует время, необходимое для получения документа в соответствии с процедурой истребования. Учитывая данные обстоятельства, обыск и выемка при расследовании незаконного получения кредита должны производится своевременно, что обеспечит не только предотвращение возможного уничтожения и фальсификации документов, но и гарантирует полноту их изъятия.

Обыск по делам о незаконном получении кредита обычно проводится в административных, складских, производственных, хозяйственных и других служебных помещениях заемщика.

Цель обыска заключается в отыскании и изъятии документов и предметов, могущих иметь значение для уголовного дела. Так, например, при обыске складских, производственных и хозяйственных помещений, используемых якобы для хранения, переработки закрепленных на кредитные средства товарно-материальных ценностей, производства продукции, может быть установлена явная непригодность этих помещений для указанных целей, а возможно, и просто их отсутствие.

В большинстве случаев в материалах предварительной проверки уже имеются документы, подтверждающие факт незаконного получения кредита. К ним относятся документы, представленные заемщиком кредитору и содержащие фальсифицированные данные относительно хозяйственного положения и (или) финансового состояния заемщика, наличия у него прав на получение кредита на льготных условиях либо на получение государственного кредита, наличия у него возможностей на целевое использование кредитных средств. Однако крайне важно обнаружить и изъять подлинные документы, послужившие основанием для составления тех документов, которые впоследствии были представлены кредитору, — это в первую очередь правоустанавливающие документы заемщика и его внутренняя документация.

К числу правоустанавливающих документов заемщика относятся: свидетельство о государственной регистрации, учредительные документы, лицензии, документы, подтверждающие правовой статус заемщика. К внутренней документации относятся: документы, регламентирующие правовое положение исполнительных органов и конкретизирующие полномочия руководящих работников организации-заемщика; протоколы общих собраний участников (акционеров); протоколы заседаний органов управления организации-заемщика; различные регламентирующие и управленческие документы (приказы, распоряжения, должностные инструкции, служебная переписка и т. п.); документы бухгалтерского учета и отчетности; различного рода договоры и соглашения с контрагентами, кредитными организациями по ранее полученным кредитам, транспортные документы.

Вместе с тем, решая вопрос о выемке тех или иных документов, следует помнить, что в соответствии с уголовно-процессуальным законом могут быть изъяты только те документы, которые имеют отношение к расследуемому преступлению.

Истребование документов. Важное доказательственное значение имеют не только документы заемщика, но и документы банка либо органа, уполномоченного принимать решение о предоставлении государственного кредита. Это документы, регламентирующие порядок кредитования, а также документы, послужившие основанием для выделения кредита данному заемщику (материалы предварительной проверки заемщика, заключения по результатам проведенной проверки, протокол заседания органа, принявшего решение о предоставлении кредита).

Перечисленные документы могут быть истребованы путем направления письменного запроса банку либо органу, уполномоченному принимать решение о выделении государственного кредита, с требованием представить необходимые материалы в указанные сроки. При этом важно отметить, что истребование документов возможно только в том случае, когда точно известно их местонахождение и нет оснований опасаться их сокрытия или уничтожения.

В ряде случаев может возникнуть необходимость в истребовании документов налоговых органов, например, при наличии подозрения, что искажению могли быть подвергнуты справки, касающиеся наличия (отсутствия) у заемщика задолженности перед бюджетом, счетов, открытых в других банках.

Работа следователя с документами включает в себя предварительное исследование документов, их осмотр и анализ.

Предварительное исследование документов имеет ориентирующее значение. В ходе такого исследования следователь устанавливает, какие документы находятся в его распоряжении и каков их характер, систематизирует имеющуюся документацию.

Осмотр и анализ документов производится с применением различных методов документальной проверки: исследования отдельного документа, исследования взаимосвязанных документов, проверки документов, отображающих однородные операции. Важно отметить, что следственный осмотр не подменяет собой ревизию либо судебно-бухгалтерскую экспертизу, скорее наоборот, позволяет акцентировать внимание на тех документах, которые были использованы для совершения и сокрытия преступления. Поэтому в целях максимальной эффективности к осмотру документов желательно привлекать специалистов в области бухгалтерского учета, организации банковского либо государственного кредитования.

При расследовании преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 176 УК РФ, исследованию подлежат следующие группы документов

1. Документы банка, регламентирующие порядок кредитования Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, Положение (порядок) о кредитовании. Положение о кредитной комиссии (комитете) и т. п.

Исследование указанных документов дает возможность установить, каким образом в банке организована работа по кредитованию, кто конкретно из сотрудников отвечал за те или иные направления этой работы, каким образом должны приниматься решения о предоставлении кредитов.

2. Документы банка, касающиеся факта незаконного получения кредита конкретным заемщиком: материалы предварительной проверки данного заемщика и заключения, составленные по результатам этой проверки, протокол заседания кредитной комиссии, на котором было принято решение о выдаче кредита; кредитный договор.

В результате анализа названных документов можно выяснить: факт проведения предварительной проверки заемщика, когда, кем и в каком объеме она проводилась; кто подписывал заключения по результатам проведенной проверки; кто из членов кредитной комиссии присутствовал на заседании, когда принималось решение о предоставлении кредита; проводилось ли голосование и каковы его результаты; кто подписывал кредитный договор и каковы его условия.

3. Документы заемщика, представленные в банк, заявление на получение кредита; анкета; документы, подтверждающие правоспособность заемщика; нотариально удостоверенная копия Свидетельства Министерства РФ по налогам и сборам о постановке на учет в налоговом органе юридического лица; финансовые документы заемщика; документы по технико-экономическому обоснованию возвратности кредита, документы по представленному обеспечению.

Исследование данных документов позволит выяснить какие конкретно документы были представлены заемщиком, в полном ли объеме, соответствуют ли данные документы необходимым требованиям; на какие цели и под какое обеспечение испрашивался кредит; кто является гарантом или поручителем; какие ценности выступали в качестве залога; с какими контрагентами были заключены договоры, под которые испрашивался кредит, характер этих договоров.

4. Внутренние документы заемщика: учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, лицензии, протоколы общих собраний участников (акционеров), протоколы заседаний органов управления, различные управленческие документы (приказы, распоряжения, служебная переписка и т. п.), финансово-хозяйственная документация, договоры с контрагентами.

В результате анализа указанных документов можно установить: время и место государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя-заемщика, форма собственности, организационно-правовая форма и структура хозяйствующего субъекта, персональный состав учредителей, участников, лиц, выполняющих управленческие функции, производственные и финансовые связи организации.

При анализе финансово-хозяйственных документов заемщика необходимо выяснить: какими видами деятельности он занимался фактически и в каком объеме, какие из них подлежат лицензированию; факт заключения и последующего исполнения договоров, связанных с выполнением хозяйственной операции, на выполнение которой испрашивался кредит, степень выполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами, кто является основными кредиторами заемщика по расчетам; подтверждается ли документами факт наличия у него заложенных материальных ценностей и права собственности (полного хозяйственного ведения) на них, не было ли это имущество уже заложено; имеются ли производственные и финансовые связи с поручителем или гарантом, в чем они выражаются, когда установились.

5. Документы органов государственной регистрации, налоговых и лицензирующих органов.

Анализ этих документов позволит выяснить обстоятельства, связанные с государственной регистрацией заемщика и постановкой его на налоговый учет; получить сведения о полноте и своевременности уплаты налогов; получить данные об имеющихся у него банковских счетах; проверить факт выдачи заемщику соответствующих лицензий.

При расследовании преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 176 УК РФ, исследованию подлежат следующие группы документов:

1. Нормативные акты, предусматривающие выделение государственного целевого кредита: законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, соглашение о выделении государственных средств, заключенное между Министерством финансов РФ и получателем государственного кредита, на которого возложено распределение этих кредитных средств.

Анализ указанных документов позволит выяснить, какая конкретно правительственная программа финансируется, цели этого финансирования, порядок и условия кредитования.

2. Документы получателя государственного целевого кредита (фонда, региона, министерства, ведомства и т. п.), в которых нашли отражение организационные мероприятия по созданию и функционированию органа, уполномоченного на распределение кредитных средств.

Исследование этих документов позволит выяснить: на какой орган возложено распределение государственного целевого кредита, кто из должностных лиц является ответственным за это распределение, каков порядок предоставления кредита заемщикам, условия кредитования.

3. Документы, представленные заемщиком, и документы, которыми оформлялась выдача кредита: заявка на получение кредита; финансово-хозяйственная документация заемщика; документы, представленные в обеспечение возвратности кредита; решение уполномоченного органа о выдаче кредита; кредитный договор.

Анализ данных документов позволит установить:

- соответствие представленных документов необходимым требованиям;

- на какие цели испрашивался кредит и под какое обеспечение;

- факт проведения и характер предварительной проверки заемщика;

- кем, когда и каким образом принималось решение о выделении кредита;

- проводилось ли голосование и каковы его результаты;

- кто подписывал кредитный договор и каковы его условия.

4. Документы, отражающие правовое положение заемщика, финансово-хозяйственная документация заемщика, в которой нашла отражение его деятельность до, и после получения кредита.

Анализ этих документов дает возможность выяснить: наличие у заемщика правового статуса, позволившего ему претендовать на получение государственного кредита; виды деятельности, которые осуществлялись им в действительности, наличие у заемщика права собственности (полного хозяйственного ведения) на заложенное имущество; каким образом он фактически использовал кредитные средства.

Совокупная оценка вышеперечисленных документов позволит установить, в какой обстановке осуществлялось незаконное получение кредита, выявить нарушения, допускавшиеся в процессе кредитования, круг лиц, принимавших участие в оформлении документов, представленных для получения кредита, в проведении предварительной проверки заемщика, принятии решения о выделении кредита данному заемщику и, возможно, причастных к преступлению. Кроме того, анализ этих документов окажет помощь в определении тактических приемов, используемых при производстве следственных действий, разработке тактических комбинаций по преодолению негативной позиции подозреваемых и обвиняемых, прогнозировании версий защиты и определении путей их проверки и опровержения.

Допрос. Эффективность допроса по делам о незаконном получении кредита во многом определяется тщательностью подготовки следователя к проведению данного следственного действия. Подготовка к допросу включает в себя: анализ материалов уголовного дела и приобщенных к нему документов (в первую очередь тех, по которым на допросе следует выяснить, кто их составил, подписал и почему в них внесены искаженные данные); изучение соответствующих нормативных актов, регулирующих выделение государственного кредита, внутренних документов соответствующего уполномоченного органа либо банка, регламентирующих процедуру кредитования, права и обязанности как допрашиваемых лиц, так и тех, относительно которых они допрашиваются; изучение личности допрашиваемого; в необходимых случаях консультации специалистов.

Для получения сведений о личности каждого лица, подлежащего допросу, а также о характере служебных и личных взаимоотношений в коллективе необходимо дать соответствующее поручение оперативным работникам. Выяснению подлежат такие вопросы, как образование, квалификация, опыт работы по специальности, образ жизни, материальное положение, склонности, круг интересов, окружение допрашиваемого. Наряду с этим требуется выяснить: каков психологический климат в коллективе и система взаимоотношений между различными подразделениями, руководителями и подчиненными; наличие (отсутствие) служебной зависимости между допрашиваемым и теми лицами, о которых пойдет речь на допросе.

В ходе подготовки к допросу и при его проведении необходимо максимально полно использовать сведения, полученные в результате обыска и осмотра помещений, исследования документов, от органов дознания.

Одним из наиболее эффективных тактических приемов допроса является предъявление доказательств. Поэтому использование документов в ходе допроса имеет место по каждому уголовному делу о незаконном получении кредита. Предъявление документов в процессе допроса должно сопровождаться разъяснением их доказательственного значения. Нередко сам вид документа может вызвать у допрашиваемого определенные ассоциации: он может вспомнить обстоятельства, связанные с оформлением этого документа либо проведением отраженной в нем финансово-хозяйственной операции. Если допрашиваемый хочет ввести следователя в заблуждение, исказить в своих интересах факты и обстоятельства реальной действительности, следует предъявлять документы в таком сочетании, чтобы, сопоставляя их содержание, он мог убедиться в необоснованности занятой позиции.

Готовясь к допросу, важно правильно определить круг лиц, которые должны быть допрошены, и очередность их допроса, принять решение о его участниках, решить вопрос о применении аудио- или видеозаписи, составить перечень вопросов, подлежащих выяснению, определив последовательность их постановки.

Круг лиц, подлежащих допросу по делам о незаконном получении кредита, весьма широк. Однако независимо от конкретных обстоятельств дела, вида и способа незаконного полученного кредита обязательно допрашиваются лица, так или иначе причастные к выделению кредитных средств, а также имеющие отношение к получению кредита и его использованию.

К лицам, причастным к выделению кредита, относятся:

- должностные лица, на которых в соответствии с финансируемой правительственной программой возложено распределение кредитных средств (руководители местных отделений фондов, территориальных подразделений отдельных ведомств, комитетов, органов, специально созданных на местах для распределения государственных кредитных средств, члены кредитных комиссий, иных коллективных органов, в обязанности которых входит распределение кредитов);

- сотрудники банка, принимавшие участие в проведении предварительной проверки заемщика и принятии решения о выделении ему кредита (сотрудники службы безопасности банка, кредитного и юридического подразделений, члены кредитного комитета (комиссии)).

При допросе должностных лиц уполномоченных органов, имевших отношение к распределению государственных целевых кредитов, необходимо выяснить все обстоятельства, связанные с распределением и выдачей кредитов, осуществлением контроля за их использованием. В частности, каким образом фактически распределялись кредиты; каков круг обязанностей каждого из должностных лиц, занимавшихся распределением кредитов; имели ли место отступления от установленного нормативного порядка, в чем они заключались, каковы их причины и по чьей инициативе они допускались; не выдавались ли кредиты не уполномоченными на то лицами; проводилась ли предварительная проверка претендентов на кредит, в чем она заключалась и кто ее проводил; каким образом обеспечивался контроль за целевым расходованием кредитных средств.

В ходе допроса сотрудников банка необходимо выяснить:

- каким образом фактически осуществлялось кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- какие отступления от установленного порядка кредитования допускались и в чем конкретно они выражались;

- имели ли место какие-либо нарушения в ходе принятия решения о предоставлении кредита данному заемщику. Если да, то, на каком этапе кредитования, в чем они заключались, по чьей инициативе и кем были допущены.

Следует также выяснить, не было ли сопряжено незаконное получение кредита с вымогательством со стороны заемщика; когда и при каких обстоятельствах был установлен факт незаконного получения кредита, льготных условий кредитования либо незаконного получения государственного целевого кредита, его использование не по прямому назначению, какие были приняты меры и каковы их результаты.

При допросе вышеперечисленных лиц необходимо учитывать, что некоторые из них могут быть заинтересованы в исходе расследования (например, лица, допустившие те или иные нарушения, способствовавшие совершению преступления) и поэтому не склонны давать правдивые показания. Отдельные сотрудники банка либо соответствующего уполномоченного органа, будучи осведомлены о фактах, находящихся в причинной связи с незаконным получением кредита, далеко не всегда связывают их с совершением преступления, считают несущественными и не рассказывают о них. Поэтому еще при подготовке к допросу важно определить их возможную осведомленность, причастность к преступному посягательству. Немаловажное значение имеет установление характера связей и взаимоотношений указанных лиц с теми, кто заподозрен или изобличен в совершении преступления.

К лицам, имеющим отношение к получению и использованию кредитных средств, относятся: руководитель организации-заемщика и его заместители, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо-заемщик; главный бухгалтер организации (либо лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета), работники бухгалтерии и другие лица, составившие документы с искаженными данными.

Допрос указанных лиц в основном заключается в выяснении конкретных обстоятельств, связанных с незаконным получением кредита:

— что послужило основанием для обращения за кредитом, кем и когда было принято данное решение;

— почему оказалось возможным получить данный кредит либо льготные условия кредитования;

— какие отступления от установленного порядка представления документов в банк или соответствующий уполномоченный орган были допущены, не были ли при этом использованы личные связи, не давались ли взятки (коммерческий подкуп), не вымогались ли они;

— в какие конкретно документы вносились заведомо ложные сведения, какие сведения подверглись искажению, кем, когда и по чьему указанию, кто подписал эти документы;

— кому конкретно из сотрудников банка либо соответствующего уполномоченного органа передавались документы, необходимые для получения кредита;

— имелась ли у заемщика реальная возможность использовать средства государственного кредита в соответствии с его прямым назначением.

При наличии у заемщика такой возможности необходимо выяснить, что послужило основанием для нецелевого использования государственного кредита, каким образом заемщик скрывал факты его использования не по прямому назначению. Если такая возможность отсутствовала, следует выяснить:

— каким образом был получен государственный целевой кредит, представлялись ли при этом уполномоченному органу документы, содержащие искаженные сведения и какие именно;

— каким образом фактически были израсходованы средства целевого кредита, в каком размере и когда;

— в каких документах нашли отражение операции, связанные с расходованием кредитных средств (как целевым, так и нецелевым).

Использование специальных познаний при расследовании незаконного получения кредита. Практика свидетельствует, что в процессе расследования незаконного получения кредита многие вопросы невозможно решить без помощи лиц, обладающих специальными познаниями в области бухгалтерского учета, банковской деятельности, кредитования и т. д.

При выявлении и расследовании незаконного получения кредита специальные познания могут использоваться в процессуальной и внепроцессуальной форме. К процессуальной форме использования специальных познаний относится привлечение соответствующих специалистов к проведению следственных действий, перечень которых установлен уголовно-процессуальным законом. К внепроцессуальным формам относятся: консультационно-справочная деятельность сведущих лиц; производство предварительных исследований материальных объектов; участие специалистов в подготовке и проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий; проведение ревизий и документальных проверок.

Ревизии. Максимально полно исследование документов, отражающих все стадии кредитования (от подготовки документов, необходимых для получения кредита, до фактического использования кредитных средств) может быть выполнено с помощью ревизии. Ревизии по требованию правоохранительных органов проводятся до возбуждения уголовного дела или в связи с материалами уголовного дела. Необходимость в проведении ревизии может возникнуть на любом этапе предварительной проверки или расследования. Вместе с тем, как правило, ревизии проводятся сразу же, как только возникает необходимость в проверке финансово-хозяйственной деятельности заемщика. Позднее, в зависимости от хода и результатов расследования, задание ревизору может быть скорректировано в сторону расширения или сужения круга проверяемых обстоятельств

Применительно к рассматриваемой категории преступлений, в задание ревизору могут быть включены следующие вопросы:

1. Имелись ли нарушения установленного порядка кредитования при выделении кредитных средств данному заемщику.

2. Соответствовали ли представленные заемщиком данные о его хозяйственном положении и финансовом состоянии фактическом) положению дел, если нет, то какие конкретно сведения были искажены и в каких документах.

3. Соответствовало ли представленное заемщиком обеспечение возвратности кредита фактическому положению дел. Полнота и правильность оформления документов, подтверждающих наличие этого обеспечения:

— по залогу — наличие залогового имущества и документов, подтверждающих право собственности (полного хозяйственного ведения) залогодателя на это имущество; соответствие залогового имущества объявленной стоимости;

— по гарантиям и поручительствам — оценка финансового состояния гаранта либо поручителя и реальности выполнения ими взятых на себя обязательств.

4. В каком размере кредитные средства были использованы заемщиком не по назначению.

5. Какой материальный ущерб причинен в результате неправомерных действий заемщика и кому конкретно.

Судебные экспертизы. Своевременность и правильно выбранная последовательность назначения судебных экспертиз является одним из условий, обеспечивающих оперативность и полноту расследования.

Выбор времени назначения судебной экспертизы зависит от целого ряда обстоятельств: достаточности имеющихся материалов для проведения экспертного исследования, возможности обеспечения сохранности подлежащих исследованию объектов, возможности дальнейшего расследования без заключения эксперта и т. п. Некоторые виды судебных экспертиз могут быть назначены на начальном этапе расследования, например, почерковедческая или технико-криминалистическое исследование документов. Основания для назначения большинства других экспертиз появляются в процессе дальнейшего расследования по мере накопления достаточного объема информации.

Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в случаях, когда без применения специальных познаний в области бухгалтерского учета следователь не может разрешить возникшие по существу дела вопросы. Специфичным для данного вида экспертизы является исследование документов и записей бухгалтерского учета с использованием специальных учетно-экономических и судебно-бухгалтерских знаний.

К основным задачам, решаемым с помощью судебно-бухгалтерской экспертизы, относятся:

— установление недостатков в ведении заемщиком бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности, которые способствовали незаконному получению кредита;

— выявление и проверка фактов отклонений от требований налоговой, бюджетно-сметной или кассовой дисциплины и установление, насколько эти отклонения обусловили возможность незаконного получения кредита;

— установление документальной обоснованности и правильности документального оформления хозяйственных операций, под которые испрашивался кредит;

— установление соответствия данных, содержащихся в документах, представленных заемщиком для получения кредита, реальному положению дел;

— проверка документальной обоснованности расходования кредитных средств;

— проверка соответствия показаний свидетелей, потерпевших, обвиняемых (подозреваемых) данным бухгалтерского учета.

Судебная финансово-экономическая экспертиза назначается для исследования:

— показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта;

— признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта;

— признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, характеризующих платежеспособность, кредитоспособность, использование и возвратность кредитов хозяйствующего субъекта.

Показатели, по которым проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности заемщика, могут быть сгруппированы по следующим разделам: оценка имущественного положения, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, рыночной активности. Задача эксперта исследовать достоверность этих показателей и дать оценку финансового состояния заемщика в момент обращения за кредитом. Не менее важным является исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, характеризующих платежеспособность заемщика и использование им кредитных средств.

Применительно к преступлениям рассматриваемой категории при производстве финансово-экономической экспертизы могут решаться вопросы, связанные:

— с определением реальности и экономической обоснованности финансовых показателей заемщика;

— с исследованием финансового состояния заемщика;

— с установлением фактов недостоверного отражения в первичных документах, документах бухгалтерского учета и отчетности содержания реально выполненных финансовых и хозяйственных операций и фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности заемщика:

— с установлением фактов и экономической обоснованности нецелевого использования государственных кредитных средств;

— с установлением экономической природы ущерба, причиненного кредитору в результате незаконного получения кредита либо нецелевого использования государственных кредитных средств, из чего слагается этот ущерб, его виды и размеры.

По делам о незаконном получении кредита могут быть назначены и другие виды экспертиз: судебно-товароведческая (с целью проверки обоснованности ценообразования на отдельные товары и достоверности цен, указанных в отчетных документах о целевом использовании полученного кредита); судебно-почерковедческая (с целью установления, кем исполнены рукописные тексты и подписи в сомнительных документах); судебно-техническая экспертиза документов (с целью установления признаков подделки документов и восстановления содержания документов).


Сейчас читают про: