1. Социальная политика – это деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.Цель социальной политики государства состоит в формировании социально стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, достигнуты социально приемлемые жизненный уровень и качество жизни, имеется достаточная степень общественного согласия и общественной солидарности, а социальные противоречия разрешаются без острых конфликтов.
Социальная политика должна обеспечивать возможность самореализации человека, обеспечивая равенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших социальных потребностей, но для тех членов общества, которые наиболее активны, государство должно создать возможность получать за свой труд больший объем благ.
2. Уровень жизни – сложившийся уровень потребления материальных и духовных благ. При этом потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления, представляют собой объективную необходимость людей в обеспечении своего как физиологического, так и социального существования и развития.
|
|
Качество жизни шире, чем уровень жизни и представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: как степень удовлетворения научно обоснованных потребностей и как удовлетворенность самих людей качеством своей жизни.
3. Доходы населения – все виды денежных и натуральных доходов, полученные в виде вознаграждения за работу по найму, доходы от личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности, денежные поступления, полученные в виде пенсий, стипендий и пособий, поступления от продажи личного и домашнего имущества, доходы от сдачи в наем или продажи недвижимости, от продажи сельскохозяйственной продукции, дивиденды.
При исследовании распределения доходов между группами граждан или домохозяйств, строятся кривые Лоренца, рассчитываются коэффициенты Джини и соотношение в доходах между высокодоходными и низкодоходными группами населения или домохозяйств.
4. Доходы являются фактором расслоения общества, возникновения в нем неравенства. При этом различают социальное неравенство и экономическое. Чрезмерное неравенство в доходах обусловливает относительно большие масштабы бедности в стране.
5. Бедность - это обусловленное низким уровнем дохода недопустимое лишение необходимых материальных благ. Инструментом определения масштабов бедности является черта (порог) бедности. В Республике Беларусь в качестве порога бедности выступает бюджет прожиточного минимума.
|
|
Помимо официального национального порога бедности, устанавливается еще критерий нуждаемости, под которым понимается тот минимальный уровень доходов,который дает право на получение в той или иной форме государственной поддержки (пособий, льгот, помощи в натуральной форме и т.д.).
6. Система социальной защиты предназначена для создания определенной защищенности и безопасности социально уязвимым слоям населения. Функция социальной защиты заключается в оказании помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, или в том, чтобы предупредить возможные материальные трудности.
Для нетрудоспособных членов общества главный упор должен быть сделан на поддержание их благосостояния, обеспечение определенного уровня потребления, создание необходимых надежных гарантий уровня доходов и т.п. Что же касается трудоспособных, то для них государственные гарантии в области уровня жизни должны быть сведены к минимуму. Здесь должен действовать принцип зарабатываемости, зависимости потребления от трудового вклада каждого. Социальными же гарантиями для них являются создание условий для получения трудового дохода, и, прежде всего, гарантий занятости, профессиональной подготовки и квалификационного роста, а также защита других социальных прав и прав граждан в сфере трудовых отношений.
7. Система социальной защиты должна быть гибкой, рассчитанной на предупреждение возможных факторов социального риска, а не на устранение уже возникших очагов социальной напряженности. Основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются органами государственной власти как социальные нормы и нормативы, определяющие уровень гарантированного удовлетворения важнейших потребностей человека в материальных благах, бесплатных и общедоступных социально-культурных услугах.
8. Основными компонентамисистемы социальной защиты являются: социальное страхование, общественное вспомоществование (социальная помощь) и социальное обслуживание.
Вопросы для самопроверки
1. Кто является объектами и субъектами социальной политики?
2. Почему адресность социальной политики связывается с региональным уровнем ее реализации?
3. К какой модели может быть отнесена социальная политика Швеции?
4. «Уровень жизни населения» и «качество жизни населения – какое из этих понятий шире?
5. Чем отличаются экономическое и социальное неравенства?
6. С какой целью вводится критерий нуждаемости и чем он отличается от порога бедности?
7. Может ли мировое сообщество решить проблему бедности на современном этапе развития цивилизации?
8. Почему возникает необходимость в социальной защите?
9. Что такое вспомоществование?
Тесты и задачи
1. Найдите правильный ответ: абсолютная бедность – это состояние, при котором:
а) люди испытывают недостаток предметов первой необходимости в соответствии с определенными нормативами данного общества;
б) получают доход ниже, чем в среднем по стране;
в) люди сами относят себя к бедным;
г) все приведенные выше варианты ответов верны.
2. Найдите правильный ответ: бюджет прожиточного минимума – это:
а) стоимостное выражение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья;
б) расходы на удовлетворение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека;
|
|
в) количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход;
г) все приведенные выше варианты ответов не верны.
3. Измерение уровня неравенства в распределении доходов населения можно произвести с помощью:
а) построения кривой Лоренца;
б) расчета индекса Джини;
в) определения соотношения в доходах между высокодоходными и низкодоходными слоями населения;
г) все приведенные выше варианты ответов верны.
4. В Беларуси официальный уровень нуждаемости принят на уровне:
а) 50 процентов от величины бюджета прожиточного минимума;
б) 60 процентов от величины бюджета прожиточного минимума;
в) все приведенные выше варианты ответов не верны.
5. Рассчитайте степень неравенства в распределении доходов, если сумма доходов «низшей» квинтильной группы домохозяйств составляет 501,4 ден. ед., а «высшей» квинтильной группы – 940,7 ден. ед.
6. Постройте кривую Лоренца, если доли доходов квинтильных групп домохозяйств, рассчитанные кумулятивно, составляют 14,5 процента, 32,0 процента, 51,0 процент, 72,9 процента и 100,0 процентов соответственно.
7. Если из 6000 обследованных домашних хозяйств 950 домашних хозяйств имеют среднедушевые доходы ниже бюджета прожиточного минимума, а 425 – ниже порога нуждаемости, каковы в стране масштабы бедности (малообеспеченности) и нуждаемости в адресной социальной поддержке.
Литература
1. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. Мн.: ИСПИ, 2000. – 176 с.
2. Ванкевич Е.В., Морова А.П., Новикова И.В. Управление региональным рынком труда при переходе к рыночной модели социальной политики в Беларуси. Витебск, 2004.
3. Морова А.П. Социальная защита населения и проблемы бедности в Беларуси // Белорусский экономический журнал. - 1999. - № 1. – С.54-61.
4. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. специальностей/ Под ред. Н.А. Волгина. – М.: Экзамен, 2002. – 734 с.