double arrow

Коэффициент сцепления и коэффициент трения


Качение колеса по рельсу без проскальзывания происходит за счёт силы сцепления Вс, действующей на колесо со стороны рельса в точке их касания:

Вс = Ркφ

Между колесом и рельсом в контактируемых площадях давление достигает от 0 и до 250 кН, поэтому сцепление колёс с рельсами – это процесс преодоления механического зацепления.

Коэффициент сцепления φ, равный отношению максимально возможной силы сцепления к действительной нагрузке колеса на рельс, зависит от состояния поверхности рельсов и колёс, от нагрузки колеса на рельс, изменяющейся в процессе движения вследствие неровностей пути а также от скорости движения.

При образовании инея, загрязнений на рельсах коэффициент сцепления уменьшается. При сильном дожде он остаётся таким же, как и при сухих рельсах. При входе и при выходе из кривых, из-за нагрузки и разгрузки колёс он уменьшается примерно на 5 – 10 %. Коэффициент сцепления повышается при подсыпке песка на рельсы и различных их очисток, а также напрямую зависит от коэффициента трения тормозных колодок и силы К, прикладываемой к колесу.

Коэффициент трения тормозной колодки зависит от многих факторов: скорости движения, материала колеса, состояния рельсов и др.

Чугунные колодки с повышенным содержанием фосфора (до 1,4 %) имеют высокие значения коэффициента трения и обладают вдвое повышенной износостойкостью по сравнению с типовыми чугунными колодками.

Однако, при затяжных спусках, износостойкость их снижается, кроме того, они имеют повышенную хрупкость.

Композиционные колодки обладают втрое большей износостойкостью, но имеют худшую теплопроводность при увеличенной работе сил трения.

Действительная и расчётная сила нажатия тормозных колодок

При определении действительного нажатия на одну колодку пользуются: коэффициентом, характеризующим параметры ТРП, давлением ТЦ, параметрами ТЦ. Однако подсчитать по этим величинам тормозную силу поезда с различными типами вагонов, с различной силой нажатия очень сложно.

Поэтому величину тормозной силы определяют по расчётным значениям К и φк , выполняя условие:

φк К = φкр Кр

т.е. действительная тормозная сила должна быть численно равна расчётной тормозной силе.

В инструкциях указаны расчётные силы нажатия тормозных колодок (в тс), а не действительные.

?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????


Сейчас читают про: