Задания и порядок их выполнения

1. Записать в десятичной системе числа , , .

Решение. Запишем данные числа в общем виде:

.

.

.

Ответы: 17, 380, 817.

2. Перевести десятичное число 43 в двоичную систему счисления.

Решение. Разделим число 43 на основание 2 согласно алгоритму, представленному на рис. 4.8:

43          
  21        
  10      
      5    
        2  
         

Ответ: 101011.

3. Перевести десятичное число 489 в пятеричную систему счисления.

Решение. Разделим число 489 на основание 5 согласно алгоритму, представленному на рис. 4.8:

489      
  97    
  19  
    4

Ответ: 3424.

4. Перевести десятичное число 0,18 с точностью до 6 знаков после запятой в двоичную систему.

Решение. Умножим число 0,18 на основание 2 согласно алгоритму, представленному на рис. 4.9:

0,  
   
   
   
   
   
   

Ответ: 0,001011.

5. Переведите с точностью до 5 знаков после запятой число десятичное число 26,17(10) в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему.

Решение. Перевод десятичного числа в любую систему счисления производится отдельно для целой и дробной его частей.

Переведём целую часть десятичного числа:

в двоичную в восьмеричную в шестнадцатеричную

26               26       26  
0 13             2      
    6                  
      3                    
      1                  

Результат перевода: 26(10) = 11010(2) = 32(8) = 1А(16).

Переведём дробную часть десятичного числа:

в двоичную в восьмеричную в шестнадцатеричную

0,     0,     0,  
         
               
               
               
               
               
               
               
               
               

Результат перевода: 0,17(10) = 0,00101(2) = 0,12702(8) = 0,2В851(16).

Ответ: 26,17(10) = 11010,00101(2) = 32,12702(8) = 1А,2В851(16).

6. Переведите восьмеричное число 462,7(8) и шестнадцатеричное число 2F3,D(16) в двоичную систему счисления.

Решение. Для перевода восьмеричного (шестнадцатеричного)числав двоичную систему достаточно каждую восьмеричную (шестнадцатеричную) цифру заменить тремя (четырьмя) двоичными цифрами (см. табл. 4.1):

462,7(8) = 100 110 001, 111(2); 2F3,D(16) = 10 1111 0011, 1101(2).

4 6 2 7 2 F 3 D

Ответы: 462,7(8) = 100 110 001,111(2); 2F3,D(16) = 10 1111 0011,1101(2).

7 (при наличии времени). Перевести двоичное число 110101101,10101(2) в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

Решение. Разобьём исходное число на три (четыре) разряда и заменим их восьмеричными (шестнадцатеричными) цифрами (см. табл. 4.1):

110101101,10101(2) = 110 101 101, 101 010(2) = 655,52(8);

6 5 5, 5 2

110101101,10101(2) = 0001 1010 1101, 1010 1000(2) = 1АD,A8(16).

1 А D, A 8

Ответ: 110101101,10101(2) = 655,52(8) = 1АD,A8(16).

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятия «система счисления»?

2. Какова классификация систем счисления?

3. Каков количественный эквивалент чисел CМLXI и MCXIV, представленных в римской системе счисления?

4. Что понимается под основанием любой позиционной системы счисления?

5. Каковы основные позиционные системы счисления и, какие цифры они используют?

6. Каков общий вид записи любого числа в позиционной системе счисления?

7. Как нумеруются разряды в записи числа?

8. Каково правило перевода целой части десятичного числа в любую систему счисления?

9. Каково правило перевода дробной части десятичного числа в любую систему счисления?

10. Каким образом осуществляется перевод восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в двоичную систему счисления?

11. Каким образом осуществляется перевод двоичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления?

12. Найдите результат вычисления (в десятичной системе счисления) выражения .


[1] Слово «цифра» - арабского «сыфр», которое в свою очередь является переводом древнеиндийского слова (алфавит «девангари») «сунья», что означает пустое место (разряд), в которое помещается числовой знак при задании количественных отношений.

[2] Римские цифры – способ кодирования натуральных чисел, причём более наглядный и естественный, чем десятичные числа: палец – I, пятерня – V, две пятерни – X. Однако при этом способе кодирования труднее выполнять арифметические операции над большими числами, поэтому он вытеснен десятичной позиционной системой счисления.

[3] Здесь рассматривается тип так называемых аддитивных позиционных систем счисления. Хотя возможно построение мультипликативных систем счисления, в которых операция сложения заменена умножением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: