Полимерная жесткая тара во многом в настоящее время заменяет собой стеклянную тару до этого активно использовавшуюся в промышленности

Основными потребителями упаковочных материалов и потребительских упаковок в нашей стране являются сферы производства пищевых продуктов и напитков, затем сферы производства хозяйственных товаров и товаров личной гигиены. Анализируя данные Госкомстата за прошлый год можно отметить, что произошел рост объемов производства в полиграфической промышленности, химической и нефтехимической промышленности, в машиностроении и пищевой промышленности. А это те отрасли, которые напрямую связаны с производством и потреблением упаковки. Конечно, в зависимости от вида деятельности предприятия оно выпускает также или использует тот или иной вид упаковки. Рассмотрим подробнее те виды упаковки, которые используются в нашей стране.

1. Картонная упаковка. Этот вид упаковки в нашей стране самый популярный и самый распространенный. По количеству предприятий, выпускающих эту упаковку, картон занимает первое место! В настоящее время на российском рынке картонную упаковку выпускают как международные, так и российские компании. Эта упаковка находит свое применение в основном в пищевой, алкогольной и табачной промышленности. Достаточно указать на тот факт, что эта упаковка используется более чем для половины всей выпускаемой жидкой молочной продукции. Для потребителя эта упаковка является самой удобной и практичной. Картонные упаковки типа "тетра-пак" и "пюр-пак" обеспечивают более длительный срок хранения благодаря технологии пастеризации или стерилизации. Преимуществами картонной упаковки является относительная прочность при транспортировке, легкость, компактность, возможность упаковывать большое количество самых разнообразных продуктов, высокая экологичность - картон разлагается на 100% и растворяется в окружающей среде, не нанося ей никакого ущерба, и, конечно, возможность нанесения красочных изображений самыми разными способами. Картон часто используют как упаковочный материал при создании так называемых комбинированных, или "гибридных", упаковок, как, например, блистер-упаковка, упаковка в термоусадочную пленку или bag-in-box.

2. Полимерная упаковка. Блистер-упаковка

Жесткая потребительская полимерная тара. Основное ее назначение - обеспечивать сохранность продукции в установленные нормативно- технической документацией сроки, т. е. предохранять товары от деформации, разрушений, разливания, высыпания, высыхания и других видов потерь. В связи с этим тара должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении.

Форма, конструкция и вместимость определяются формой и свойствами упаковываемого товара, применяемым полимерным материалом, способом изготовления тары. При выборе полимерного, картонного, деревянного бумажного, комбинированного или стеклянного упаковочного материала обычно руководствуются свойствами упаковываемой продукции и требованиями к ее сохранности. При выборе способа изготовления учитывают требование экономической целесообразности.

Наиболее распространенные способы изготовления жесткой полимерной тары - экструзионно-выдувной, литьевой, термо- и вакуумформование, в меньшей степени - прессование. Полимерная жесткая тара обычно изготавливается из полиэтилена низкой и высокой плотности, полипропилена, композиций непластифицированного и пластифицированного поливинилхлорида, полистирола и его сополимеров, поликарбоната, полиакрилатов, полиформальдегида, полиэфиров, меламино- и мочевиноформальдегидных смол. Из указанных полимерных материалов изготавливают флаконы, бутылки, банки, коробки, пеналы, кюветы, стаканчики различных форм и вместимости.

Полимерная жесткая тара во многом в настоящее время заменяет собой стеклянную тару до этого активно использовавшуюся в промышленности.

Жесткая потребительская тара из картона изготавливается из картонных листов или рулонного картона методом вырубки с последующей склейкой, либо соединение осуществляется металлическими скобами. Деревянная потребительская тара на сегодняшний день используется для подарочных или специфических видов упаковки (коробки для сигар, рома, дорогих сортов карандашей и т. д.). Для её изготовления используется весь спектр деревообрабатывающих станков.

Блистер-упаковка состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала, как правило, из термопластичных материалов - ПВХ, ПЭТ, полистирол. Этот футляр прикрепляют к картону сваркой, скобами или клеем. Применяют такую упаковку для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров. Эту упаковку мы встречаем на каждом шагу, покупая, например, батарейки или зубные щетки. Но в большинстве случаев эта упаковка изготовлена за границей и "приехала" к нам уже вместе с товаром. Отечественных же производителей блистер-упаковки чуть более десяти, и практически все они находятся в Москве. Одним из первопроходцев этого сегмента рынка в России была компания "Ланга-М", производящая блистерную упаковку с трехсторонней загибкой, позволяющей надежно фиксировать этикетку без дополнительных приспособлений.

3. Упаковка из пленочных материалов. В настоящее время в пленки упаковывается более 80% товаров. Это связано прежде всего с многолетней привычкой покупателя к данному виду упаковки и возможностью ее применения в самых различных сферах. В пленку можно упаковать практически любой товар. Благодаря большому разнообразию пленочных материалов: полиэтилен, полипропилен и т.д., возможностям заданно изменять свойства пленки в результате различных химических добавок, наличию разных способов упаковки: в термоусадочную пленку, в растягивающиеся пленки и т.д. - этот вид упаковки еще долго не сдаст свои позиции на рынке упаковки.

Упаковка в термоусадочную пленку. Паковать в термоусадочную пленку, которая сокращается при нагревании и плотно обтягивает товар, можно каждый предмет отдельно, можно упаковать набор предметов. Существует еще и штабельный способ упаковки, когда товары укладывают на жесткий поддон в несколько рядов и сверху пакуют в термоусадочную пленку. Этот вид упаковки применяется, как правило, в качестве транспортной тары. Упаковка в термоусадочную пленку очень распространена в нашей стране благодаря большому количеству преимуществ, и прежде всего из-за компактности и легкости: эта упаковка не занимает дополнительного места и не дает большого дополнительного веса, поэтому удобна при транспортировке и хранении. Такой способ упаковки придает товарам большую прочность при транспортировке, увеличивает срок хранения продукта, защищая товар от внешних воздействий. Товар в термоусадочной пленке виден и не требует дополнительных средств на оформление упаковки. Стоимость такой упаковки невысока, а применять ее можно для самых разных товаров. По термоусадочной упаковке мы можем судить о сохранности товара: не заглядывал ли в коробку конфет, покупаемых вами, кто-нибудь еще? Этот способ упаковки относится также к типу комбинированных, когда один товар упаковывается в несколько видов упаковки, каждая из которых решает свои задачи.

5. Полиэтиленовые пакеты. Этот вид упаковки, пожалуй, самый универсальный: мы практически все складываемся в пакеты, используя их и как индивидуальную упаковку для разных продуктов питания, ТНП, и как транспортную тару, перенося в них самые разнообразные вещи. Последние достижения прогресса: разработка пищевого полиэтилена, гигиеническая сертификация упаковок на химическую стойкость (невозможность проникновения химических частиц упаковки в продукцию) и введение различных добавок в полиэтилен для увеличения прочности -- должны навсегда избавить потребителя от стереотипа прежних дней, что продукция в такой упаковке имеет "полиэтиленовую добавку" и что пакеты очень непрочны. С развитием рыночной экономики в нашей стране все больше и больше производителей уже используют маркетинговую функцию этой упаковки, создавая и заказывая полиэтиленовые пакеты в качестве рекламной и представительской продукции своей компании. Рост объемов розничной торговли на 20% за прошедший год говорит о тенденции к увеличению потребления полиэтиленовых пакетов, поскольку основная масса розничных товаров упаковывается именно так. Zip-Lock - пакет "с застежкой". Такие пакеты удобно открывать и закрывать, их можно использовать много раз для различных видов товаров. Однако, учитывая, что открыть и закрыть пакет может и постороннее лицо, zip-lock целесообразно использовать, только если продукт пакуется прямо в магазине; если продукт либо дешевый (нет необходимости затрачиваться на более дорогую упаковку), либо дорогой (нужна оригинальная упаковка); когда необходимо упаковать несколько товаров, создать набор предметов. Ситуация с производством пакетов "с застежкой" сильно изменилась за последние пять лет. До кризиса 1998 года производства таких пакетов у нас не было, так как импортная продукция стоила достаточно дешево; после кризиса цена выросла пропорционально курсу доллара. Теперь отечественные пакеты, выпущенные на закупленном зарубежном оборудовании, не уступают импортным в качестве и вполне доступны по цене. Однако российских производителей пакетов zip-lock всего несколько: в частности, ООО "Пластик-блок", ЗАО "АртПАК" и ООО "УпакТехнологии" в Москве. Также к полимерной упаковке относится пластиковая и пластмассовая. В последние годы в России применение этих видов упаковок постоянно растет: и за счет упаковки в пластиковые стаканчики и разные коробочки пастообразных продуктов питания, и счет использования пластиковых бутылок и банок. Пластиковые бутылки для жидких молочных продуктов появились у нас в стране не так давно. Первой компанией, которая познакомила нас с такой упаковкой, для кефира например, стала Danon. Данная упаковка легче, чем картон, почти в два раза дешевле. По данным различных приводимых в прессе прогнозов, потребление полимерной упаковки, в частности пластиковой и пластмассовой, будет расти в среднем на 4% в год. Предприниматели, учитывающие прогнозы рынка и тенденции его развития, уже приняли во внимание этот факт. Например, завод "Инкопласт" (г.Москва), производящий полимерную упаковку в виде бутылок для косметической продукции, в настоящее время намерен выйти на рынок жидких молочных продуктов. Руководство компании подошло к данной задаче профессионально, заказав, прежде всего, маркетинговое исследование по структуре потребления упаковки в названной отрасли.

6. Металлическая упаковка. В противоположность полимерной упаковке все более сдает свои позиции фольга. Главное качество фольги - непроницаемость для паров и газов. Она супергигиенична, совместима с различными пищевыми продуктами, химическими веществами, может сохранять заданную форму, непрозрачна. Это дает возможность использовать эту упаковку практически везде. Но фольга имеет один серьезный недостаток - она очень сильно подвержена механическому воздействию и непрочна. Эта проблема, как правило, решается способом создания комбинированной упаковки с применением еще одного или нескольких видов упаковочных материалов: упаковку из фольги помещают в другую упаковку, как, например, детское питание -- в пакете из фольги и в бумажной коробке. В настоящее время фольгу используют для упаковки скоропортящихся продуктов - по своим качествам эту задачу фольга решает лучше всех других видов упаковочных материалов; для упаковки кофе, пряностей, супов, чая, детского питания, сухого молока и мучных изделий, для сигарет - благодаря непроницаемости и непрозрачности фольга превосходно сохраняет ароматы и защищает от солнечных лучей и кислорода; для асептической упаковки жидкостей, для упаковки творога, творожных сырков, плавленых сыров и т.д. Однако во многих сферах производства фольга уже уступила первенство другим видам синтетической упаковки - в основном потому, что ее стоимость выше, чем любой другой упаковки. Интересно, что производителей фольги у нас в стране гораздо больше, чем производителей упаковки из нее. Другая упаковка из алюминия - алюминиевая банка. К сожалению, у нашего потребителя, в отличие от западного, сложилось негативное мнение по поводу алюминиевых банок. Считается, что продукция в них получает привкус металла и имеет большое количество консервантов. Однако радует то, что такой стереотип восприятия остается пока только для пива, а слабоалкогольные коктейли и другие напитки в банках уже завоевали доверие россиян. Производство баночной упаковки из алюминия у нас появилось только в 1998 году, когда был запущен завод "Ростар" (дочерняя структура компании "Русский алюминий"). В настоящее время в России есть два таких завода, выпускающих 3,25 млн. банок в год: завод "Ростар" и завод PLM английского концерна "Rexam". Потребительский потенциал у этой упаковки огромный. В этом году будет затрачено более 1 млн. доллара на продвижение потребления пива в банках. Компания по созданию положительного восприятия и спроса на алюминиевые банки уже началась - наверно, все видели рекламу алюминиевых банок без указания конкретного продукта. Преимуществ у этой упаковки достаточно. Несмотря на все предубеждения, напиток в алюминиевой банке сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой, что подтвердили результаты экспериментов. Банка непрозрачна, алюминий надежно защищает продукцию от вредного воздействия окружающей среды и никак не воздействует на продукцию сам. Банка легкая и компактна, что важно при транспортировке и складировании. Быстро охлаждается, что очень существенно для прохладительных напитков, в летнюю пору особенно. Алюминиевая банка может быть красочной и сохраняет красивый внешний вид практически всегда. Приобретая напиток в алюминиевой банке, вы можете быть уверены в качестве, так как подделать этот вид упаковки мошенникам не по средствам. И наконец, банка является одноразовой упаковкой, подлежит полной переработке, а посему является чуть ли не самым экологичным видом упаковки.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений, а окружающую среду от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции.

Элементы упаковки:

1. Тара

2. Амортизационные материалы

3. Прокладочные материалы

4. Вспомогательные материалы и средства (лента клеевая на бумажной основе, лента стальная упаковочная, проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения)

Тара - это основной элемент упаковки представляющий собой изделие, предназначенное для упаковки, хранения, транспортирования и продажи товаров.

Ф-ции упаковки:

1. предохранение товара от вредного воздействия окр среды

2. защита окр среды от вред воздействия на нее товаров

3. защита от влияния товаров друг на друга

4. создание условий для механизации труда на складе

5. обеспечение условий для сохранения кол-ва и кач-ва товара на всем пути его жизн цикла

6. создание удобства при приемке товара по кол-ву и по кач-ву

7. информационность упаковки

8. выкладка товаров в торг зале

9. повышение культурного уровня обслуживания за счет упаковки

Упаковочная техника и технология во многом влияют на решение таких важных проблем, как организация торговли потребительскими товарами, снижение потерь х товаров при транспортировании, хранении и реализации; увеличение сроков хранения без существенного ухудшения качества товаров; повышение удобства их потребления.

Тара характеризуется многообразием видов, типов конструкций, разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и широтой сфер применения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие тары по выполняемым функциям подразделяется на транспортную, потребительскую, производственную (упаковку) и тару-оборудование. Потребительская тара поступает вместе с товаром, стоимость тары включается в стоимость товара. Для жидких товаров потребительская тара является обязательной и не является самостоятельной транспортной единицей. В основном данная тара небольших размеров и разновидностью потр.тары является подарочная упаковка. Производственная (цеховая) тара используется для группировки товаров в пределах одного предприятия. Транспортная тара как правило имеет большие размеры. Особую группу составляет тара-оборудование, представляющее собой изделие для размещения, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров методом самообслуживания.

Определения транспортной тары:

Барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным кор­пусом цилиндрической формы, без обручей или зигзагов катания, с плоским дном.

Бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или пара­болической формы с обручами или зигзагами катания, с доньями.

Мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной. Горловина мешка открытая или закрытая.

Фляга — транспортная многооборотная тара с корпусом цилинд­рической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, парал­лельном дну, преимущественно форму прямоугольника, с дном, двумя торцевыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее.

Лоток — ящик без крышки с выступающими или не выступающи­ми угловыми планками высотой не более 130 мм.

К потребительской таре относятся:

Банка (емкостью 250 мл-10 л); бутылка; пробирка (емкостью до 50 мл); канистра; коробка (разовая, закрывается крышкой); пачка (ра­зовая, закрывается клапанами); пакет (разовая мягкая тара с корпусомв форме рукава, емкостью до 20 л); туба (разовая); ампула(разовая).

По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов.Комбинированная тара и упаковка включает в себя комбинацию полимеров с бумагой, картоном, фольгой, … По способу изготовления тара подразделяется на литую, штампованную, клееную и т.д.По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 1200х1000х1200 мм.В зависимости от кратности использования различают разовую, возвратную и многооборотную тару. Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках продукции. Возвратная тара – это тара, бывшая в употреблении и используемая повторно. Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках продукции. Отличается прочностными показателями и организационно-юридическими условиями сдачи и возврата. По степени жесткости конструкции, то есть по способности к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первоначальной формы, различают жесткую, мягкую и полужесткую тару. Жесткая тара не меняет своих форм и размеров при заполнении продукцией и при транспортировании и хранении продукции способна выдерживать внешние воздействия. Форма мягкой тары существенно меняется при заполнении ее продукцией. Полужесткая тара менее устойчива к внешним воздействиям, но при незначительной деформации после заполнения товаром сохраняет в основе свою первоначальную форму.По конструктивному исполнению тару подразделяют на неразборную, разборную и разборно-складную.В зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства тара бывает закрытая и открытая.Различают тару плотную, детали которой соединены между собой без просветов, и решетчатую, детали которой соединены между собой с заданными просветами.По герметичности тара разделяется на герметичную и негерметичную. Разновидностями герметичной тары является пыле-, свето-, жиро -, газо- и паронепроницаемая тара.Исходя из специфики функционального назначения и особенностей конструктивных исполнений, различают изотермическую, и изобарическую, и аэрозольную тару. Изотермическая – это тара, внутри которой сохраняется заданная температура в течение определенного времени. Изобарическая – это герметичная тара, внутри которой сохраняется заданное давление. Аэрозольная тара – это изобарическая тара с распылительным клапаном, придающим продукции при ее потреблении аэрозольное состоянии.По принадлежности и условиям использования тару делят на производственную, инвентарную и складскую.Производственная тара предназначена для хранения, перемещения и складирования сырья, заготовок, деталей, сборочных единиц, готовой продукции, а также отходов в производстве. Инвентарная тара – это многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию и подлежащая возврату данному предприятию. Складская тара представляет собой разновидность транспортной тары, используемой для приемки, хранения и комплектации продукции в складских условиях.Тару, обеспечивающую защиту упакованной продукции от воздействия радиоактивных и отравляющих веществ, а также бактериальных (биологических) средств, называют защитной.Существует также экспортная тара, предназначенная для поставки продукции за границу, и импортная тара.В зависимости от сферы применения различают универсальную и специализированную тару. Первую используют для упаковывания, транспортирования и хранения различных видов продукции. Вторую – для одной какой-либо определенной продукции или для определенных условий эксплуатации.Как правило, в контрактах различают внешнюю (наружную или транспортную) тару (ящики, деревянные или металлические барабаны, бочки, клети, бидоны, фляги, картонные коробки, бумажные жесткие пакеты, мешки, контейнеры и т. д.) и внутреннюю (первичную или потребительскую) упаковку. Последнюю применяют для каждого изделия или какой-то определенной части, массы или объема продукции. Она является неотделимой частью товара (пленочные и бумажные пакеты, коробки, тюбики, флаконы, банки из стекла и железа, бутылки).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: