Начинаем работу

В этом разделе мне хочется поделиться своим опытом подготовки к началу работы в группе, к началу каждой встречи. Конечно, он не универсален: каждому ведущему важно прочувствовать свой ритм и решить, как будет удобнее готовиться к занятиям именно ему.

Внутренняя настройка на занятие у меня происходит уже по дороге на занятия. Я представляю группу, вспоминаю предыдущее занятие, просматриваю план, прислушиваюсь к своему внутреннему состоянию и своим возможностям сегодня. Основа, конечно, в сценарии, но в этот момент я решаю, нужно ли что-то заменить или добавить. В центр я прихожу, как правило, за полчаса до начала занятия. Не спеша раздеваюсь, привожу себя в порядок. Иногда пью чай, перекидываюсь парой слов с коллегами. Просматриваю сценарий и план первой половины занятия. Проверяю, все ли для него готово: магнитофон, ручки, бумага, дополнительные материалы. В это время начинают собираться дети. Для меня правило: обязательно уделить хоть немного внимания каждому. Одному — улыбнуться, другому — подмигнуть, эту девочку можно погладить по плечу, а вот до этой дотрагиваться нельзя, лучше просто поздороваться. Кто-то из опоздавших быстро переодевается, кто-то смеется, мальчики взахлеб рассказывают про новую компьютерную игру, девочки многозначительно перемигиваются... Обыкновенные подростки. Обыкновенные? Нет, каждый из них — особенный, неповторимый, со своими проблемами и радостями. И сейчас мы пойдем в зал, чтобы вместе узнавать что-то новое о себе, учиться слышать друг друга и видеть уникальность каждого. Мы будем играть, как дети, и обсуждать самые серьезные вопросы. Мы отправляемся в дорогу, нас ждут открытия, приключения и неизвестность. Пожелайте нам удачи, и мы желаем удачи вам.

Групповая динамика, или Что может произойти в подростковой группе и что с этим делать?

Групповые психологические занятия таят в себе достаточно много опасностей, так как работать приходится со своим личностным опытом. Осознание своих особенностей, чувств, проблем иногда вызывает острые эмоциональные реакции, которые, выплескиваясь в группе, могут породить лавину обвинений, конфликтов, обид...

Когда я только начинала работать с группами, мне было очень сложно разобраться в причинах некоторых неудач (или в том, что казалось неудачами). Постепенно я поняла, что, помимо невер­ного поведения ведущего, неправильно построенного занятия, неадекватных интерпретаций поведения и реплик подростков (а это я считала главными причинами провалов), существуют некоторые закономерности развития группы, а также особенности поведения ребят, занимающихся личностной работой в группе, — то, что называют групповой динамикой.

Ведущему необходимо помнить:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: