ХОД работы

1. Обсуждение домашнего задания

Ребята в кругу рассказывают о том, удалось ли им использовать «Я-высказывания» в повседневной жизни. Кто пробовал применять эту форму высказывания? Кому было трудно делать это? Что получилось? Что не удалось?

2. Критика и поддержка

1. Три добровольца выходят за дверь. Двое из них решают, на какую тему они будут говорить так, чтобы их мнения не совпадали. Третий будет слушать и наблюдать. Ведущий в это время говорит группе о том, что им предстоит делать: сначала нужно будет под­держивать первого участника и критиковать второго, а по условной фразе ведущего (например: «Продолжим дискуссию»), наоборот, поддерживать второго и критиковать первого. Затем три участника возвращаются, и начинается дискуссия. Согласно договоренности, группа поддерживает сначала одного, затем другого участника. В общем кругу проводится обсуждение. Можно поговорить о пользе поддержки, о том, как сложно отстаивать свое мнение, когда тебя критикуют.

Если участники не могут самостоятельно выбрать тему, то ведущий предлагает несколько тем на выбор. Например: «Может ли девочка первая предложить встречаться мальчику?», «Может ли девочка первая подойти и познакомиться с мальчиком?», «Хорошо ли жить одному после окончания школы?».

2. Ведущий предлагает желающему выполнить сложное задание. Например, пройти по стульям, расставленным на рассто­янии большого шага, не сдвинув их с места; пропрыгать на одной ноге, параллельно подкидывая и ловя мяч, и т.п. Сначала группа горячо поддерживает участника: «Давай, давай! Молодец! У тебя здорово получается!» и т.п. При втором выполнении задания, наоборот, выражает сомнения в его возможностях: «Упадешь! Ничего ты не сможешь! Все равно у тебя не получится!»

После выполнения этих упражнений ребята обсуждают роль поддержки.

— Что ты чувствовал, когда тебя поддерживали, было ли легче?

Твои ощущения при критике?

Была ли разница в этих двух случая?

3. Для чего нужна поддержка?

— В предыдущих упражнениях мы видели и чувствовали, что поддержка помогает человеку, а критика мешает. Конечно, не всегда это именно так. Бывают ситуации, когда критика помогает чего-то достичь и исправить ошибки. Мы сегодня поговорим о поддержке. Часто люди скупятся на поддержку, путая ее с похвалой или комплиментом, боятся, что человек зазнается. В чем тут разница? При похвале человека сравнивают с другими. При этом вас хвалят, а другого — принижают: «Молодец, не то что Таня!», «Ты лучше всех в классе». Комплимент — это тоже знак внимания, но без учета ситуации. Например, ты подошла к подруге с проблемой, а она тебе говорит: «Классные тебе кроссовки купили!» При поддержке никого ни с кем не сравнивают. Если человек неуспешен в чем-то в данный момент, мы поддерживаем его самого, а не то, что он сделал (или не сделал, или не так сделал). Мы понимаем, что человек ценен, даже если он ошибся или у него что-то не получилось. Мы говорим: «Да, такое бывает, но все равно ты хороший человек».

4. Красный карандаш

Каждый вспоминает случай, когда он совершил ошибку, поступил неправильно. Сидящий справа сначала критикует, дает реакцию «красного карандаша». Затем проходит второй круг, истории рассказываются те же, но участники оказывают поддержку.

Подростки сравнивают свои ощущения при критике и поддержке.

5. Как лучше поддерживать?

Поддерживая, лучше человека не перебивать, слушать внима­тельно, не отворачиваться. Можно кивать, если это близкий друг — взять за руку, словами («Да-да, я понимаю...») и жестами дать почувствовать, что он услышан и понят.

Задание. Ребята разбиваются на группы по 4—5 человек и придумывают как можно больше видов поддержки. Например, можно сказать: «Все равно ты молодец!», можно предложить свою помощь, можно выразить сожаление, что ситуация была безвыходной, вспомнить, что с тобой тоже случалось подобное и ты понимаешь, как это трудно. А еще? Пусть участники предложат свои варианты.

После работы в микрогруппах все собираются в большой круг и делятся своими находками. Ведущий на доске записывает виды поддержки, которые потом можно занести в тетрадь.

Например:

• рассказать о своих чувствах по поводу ситуации («Когда я тебя слушала, мне было больно, я волновалась за тебя»);

• постараться понять, что чувствует другой человек («Наверное, тебе обидно?»);

• обратить внимание на возможности собеседника («Ты сильный, умный человек, в конце концов все будет хорошо и ты справишься!»);

• указать на сложность ситуации;

• рассказать, что ты (или твои друзья, знакомые) тоже был(и) в похожей ситуации;

• предложить помощь (если действительно можешь помочь);

• предложить просто побыть вместе («Я с тобой!»).

Не надо диктовать способы. Очень важно, чтобы ребята сами подумали над тем, как можно поддержать человека. Обычно они предлагают очень много вариантов. Задача ведущего — помочь подросткам понять, действительно ли предложенный способ является поддержкой.

Затем ребята обсуждают в большом кругу, что можно случайно «оказать медвежью услугу». Желая поддержать, можно еще больше расстроить человека. (Например, рассказывая об аналогичном случае, который произошел с тобой, можно увлечься и забыть о ситуации того, кому оказываешь поддержку; или, желая помочь человеку, можно обесценить ситуацию либо чувства собеседника: «Это ерунда, стоит ли так переживать?», «На самом деле это не страшно!») Как избежать этого?

6. Свободное падение

— Сейчас мы попробуем поддержать друг друга в прямом смысле слова. Одни из вас будут учиться поддерживать, а другие — доверять. Трудно получить поддержку или обратиться за помощью, не доверяя другому.

Встаньте в два круга, внутренний и внешний. Пусть во внутрен­нем кругу окажутся девушки, а во внешнем — юноши. Девушка поворачивается спиной к партнеру и падает, он ее мягко ловит и «ставит обратно». Девушка сама выбирает расстояние. Упражнение проходит в полной тишине. Перед тем как увеличить расстояние, партнеры взглядами дают понять друг другу, что оба готовы к этому. По моей команде партнеры делятся своими ощущениями, и стоящие во внутреннем кругу делают шаг вправо, в результате происходит смена партнеров.

После нескольких переходов можно предложить желающим девушкам и юношам поменяться ролями. Если девушек больше — часть из них встает во внешний круг и оказывает поддержку.

В конце проводится небольшое обсуждение в общем кругу.

7. Все равно ты молодец!

Участники делятся на пары. Каждый рассказывает о какой-то ситуации прошедшей недели, где он ошибся, был не прав. Другой участник поддерживает его, начиная со слов «Все равно ты молодец, потому что...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow