Каждая пара получает ситуацию и составляет«Я-высказывания».
- Твой брат одолжил у тебя твою любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?
- Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?
- Твой отец, который живет отдельно от вас, не забрал тебя в субботу, хотя и обещал. Что ты скажешь отцу?
- Твой лучший друг (подруга) назначил (а) свидание твоей (му) девочке (мальчику). Что ты скажешь другу (подруге)?
- Мама уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?
- Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?
- Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?
- Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке два часа, но он так и не пришел. Что вы скажете ему?
12. Тренировка «Я-высказывания» в кругу
Два добровольца выходят в круг. Один рассказывает нечто, что может вызвать какие-то неприятные чувства у другого. Сначала участник объясняет ситуацию, его партнер дает «Ты-высказывание». Затем ситуация повторяется, но с «Я-высказыванием». Это демонстрационное упражнение, и при необходимости ведущий помогает участникам.
13. Тренировка «Я-высказывания» в тройках
Все делятся на тройки. Один рассказывает нечто, что может вызвать какие-то чувства у другого. Другой отвечает «Я-высказыванием». Третий слушает и дает обратную связь: получилось ли «Я-высказывание», было ли оно уместно в данном случае, как это выглядело со стороны (построение фразы, искусственность или естественность высказывания).
14. Домашнее задание
Использовать«Я-высказывание» в повседневной жизни, написать, что получилось: как чувствовали себя вы, как реагировали другие?
15. Круг. Прощание