Перерыв

4. Отработка навыков уверенного поведения

Ведущий предлагает ситуацию, она разыгрывается желающими и затем анализируется всей группой.

Если участники группы предлагают свою, актуальную для них, ситуацию, можно разобрать ее или предложить посвятить одно из занятий разбору реальных ситуаций.

1. Вы со своим мальчиком собрались на спектакль, который очень хотели посмотреть и ждали этого момента. И вот вы при полном параде встречаетесь с ним у входа в театр, и тут выясняется, что:

• он пришел даже раньше вас, но при входе обнаруживается, что забыл билеты;

• он не только опоздал, но еще и забыл билеты;

• вы опоздали, а тут выясняется, что он забыл билеты.

2. Проиграйте эти же ситуации с учетом следующих характерис­тик действующих лиц:

• девочка не очень уверена в себе, а молодой человек — любимец всех девчонок, немного эгоист;

• девочка — красавица, заводила и лидер в классе, а маль­чик — робкий и стеснительный.

3. Мальчик назначил девочке свидание. Девочка опоздала на полчаса. Проиграйте ситуации с учетом следующих характеристик:

• мальчик очень пунктуален и не любит опаздывать;

• мальчик иногда сам опаздывает и именно поэтому не любит, когда кто-то поступает так же;

• мальчик сам регулярно опаздывает, но он вспыльчив и в разных ситуациях может реагировать по-разному на одни и те же слова.

4. Девочка уже сорок минут ждет мальчика. Он появляется очень расстроенный. Как вы поступите, если

• это его первое опоздание;

• он каждый раз опаздывает, потом извиняется, а в следующий раз опаздывает снова;

• изредка он опаздывает, но так надолго — в первый раз.

5.Вы со своим другом (подругой) в магазине. Вы на минуту отвлеклись и видите, что он(а) повздорил с какой-то женщиной. При этом:

• вы подозреваете, что он(а) — зачинщик(ца) ссоры;

• когда подходите поближе, то обнаруживаете, что эта женщина — ваша мама, а друг (подруга) и мама не знакомы между собой;

• по всей видимости, он(а) налетел(а) на эту женщину, и та упала.

Рассмотрим в качестве примера ситуацию № 1 («опоздал и забыл билеты»).

Обсуждение зависит от того, как будет разыграна ситуация. Спросите у ребят, устраивает ли их предложенный выход; что, по их мнению, чувствуют сейчас герои? Например, в разыгранном варианте девочка обиделась и ушла домой. Что она чувствует, что может сделать, чтобы изменить свое состояние? Мог ли быть иной выход? Спросите, может ли кто-нибудь разыграть другой вариант? Или: девочка так разозлилась на мальчика, что он обиделся, идет и молчит. Спросите ребят, что чувствуют герои, что может сделать каждый из них? Важно обратить внимание подростков на то, что есть моменты, когда можно изменить ситуацию, которая вызывает негативные чувства.

Затем можно обсудить такой момент. Скажите следующее: «Сразу после того, как вы ознакомились с этой ситуацией, какие чувства и мысли возникли у вас по отношению к мальчику? Какие предположения: почему он опоздал и забыл билеты?» Обычно подростки говорят: «разгильдяй», «рассеянный», «не умеет распоряжаться временем», «зачитался». Из называемых причин получается, что действительно сразу можно и обидеться. Спросите, а могли ли быть не зависящие от мальчика причины, так что реального повода для обиды нет (застрял в пробке, в лифте, ему стало плохо, неожиданно возникло срочное дело и т.д.)? Порассуждайте с ребятами на тему о том, в каких случаях действительно есть поводы для обиды, всегда ли надо выяснять причину опоздания. Иногда разыгрывают «попустительский» вариант: «Забыл, опоздал, ну и ерунда! Пошли погуляем». Спросите, насколько искренними, по мнению ребят, были герои? Если они действительно были искренни, то будет ли мальчик, на их взгляд, опаздывать в следующий раз? В чем здесь проблема? В итоге разыграйте вариант, который устроит и группу, и вас. Таких вариантов может быть несколько, главное — чтобы участники увидели, что возможны разные выходы из любой ситуаций, и чтобы у них не создалось ощущения, что выход один или его нет вовсе.

5. Круг. Прощание


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow