У человека есть три потребности: в понимании, в уважении, в принятии. Только удовлетворив эти потребности, мы войдем в контакт с человеком, а удовлетворяются они лишь при уверенном поведении.
Человек с уверенным поведением:
• использует «Я — высказывания»;
• применяет эмпатическое слушание;
• умеет говорить о своем желании.
• отражает высказывания;
• отражает чувства;
• умеет просить;
• умеет отказывать;
• умеет принимать отказ;
• говорит прямо и открыто;
• склонен к компромиссам, предлагает их сам
6. Вспоминаем поддержку
На доске схема:
Я | вижу слышу чувствую понимаю | твое | беспокойство тревогу сомнение |
На доске: «Как лучше поддержать человека?» Для выражения поддержки мы:
1. Полностью сосредотачиваемся на говорящем.
2. Отказываемся от любых предубеждений в отношении говорящего.
3. Не пользуемся предвзятыми оценками.
4. Не смущаемся и задаем вопросы.
5. Показываем говорящему, что мы его слышим и понимаем смысл сказанного.
Советы тем, кто оказывает поддержку:
|
|
• Не говорите о себе.
• Не меняйте темы.
• Не советуйте, не критикуйте.
• Не игнорируйте и не отрицайте чувств других людей.
• Не притворяйтесь, что понимаете чувства собеседника, если это не так.
• Покажите, что понимаете человека, сказав:
«Правильно ли я понял, что...»
«Если я вас правильно понял...»
«Другими словами, вы считаете...»
«Мне кажется, что вы чувствуете...»
«У меня такое ощущение, что вы чем-то...»
«Не чувствуете ли вы себя несколько...»
— Вспомните, в начале года мы говорили о поддержке. Посмотрите на доску. Здесь приведены схема и приемы поддержки. В конфликтной ситуации вы можете быть спокойны и уверены в себе, а вот другой человек — нет. Что же делать? Поддержать его. Работая над уверенностью в себе, мы должны думать и о том, что в результате этой работы мы сможем понять и поддержать другого. Предлагаю вам потренироваться в этом.
Все сидят в кругу. Один участник рассказывает о любой ситуации, другой называет чувство, которое испытывает собеседник. Пример:«Я провалился на экзамене». — «Я понимаю твое отчаяние». — «Не могу сказать, что я отчаялся, скорее, здесь другое чувство». — «Может быть, разочарование?» — «Да, наверное».
7. Вспоминаем «Я-высказывание»
На доске схема:
Я | чувствую обиду злюсь волнуюсь | когда ты | не выполняешь обещания опаздываешь |
— Мы говорили о ситуациях, в которых вы изначально уверены и спокойны. Теперь поговорим о непростых ситуациях, когда задеты ваши чувства. В начале года мы уже знакомились с техникой «Я-высказывания». На доске — схема, которая поможет вам вспомнить о том, как можно выразить свои чувства.
|
|
Сейчас я предложу вам карточки, на которых описаны разные ситуации. Вы разобьетесь на пары и разыграете эти ситуации, сначала так, как вы действуете обычно, а затем — используя «Я-высказывания».
Ведущий включает спокойную музыку.
— Но прежде чем разыгрывать и анализировать ситуации, сядем в круг, закроем глаза и вспомним еще раз наши ощущения при уверенном поведении: как мы дышим, наша поза, выражение лица, напряжение мышц. Вспомним ситуации успеха, когда нам что-то удалось и мы чувствовали себя победителями. Вспомните ваши достижения, начиная с самого раннего детства. Обратите внимание на события, которые без вашего участия приняли бы совсем иной оборот. Вспомните о событиях, которые другим могут показаться легкими, но для вас они были трудными. А теперь мы возвращаемся в день сегодняшний, стараясь сохранить это состояние уверенности. Разбиваемся на пары и начинаем работать.