Все русское искусство второй половины XIX века рождено русской литературой, ведь это "золотой" век в истории русской литературы. Так и художественная культура не отстает от этого общего направления в искусстве.
Русский стиль характеризуется приветствием всего русского и народного. Согласно господствовавшим тогда вкусам, представление о красоте здания, вещи, книги, упаковки связывалось с их украшением. Ценилась только форма, покрытая декором. И когда художники, работавшие в русском стиле, обращались к историческим прототипам, они главным образом присматривались к их декору, орнаментальному наполнению.
Владислав Толмацкий в своей статье пишет, что: "Не следовало бы, однако, чрезмерно завышать художественные качества этих раритетных коробок, пакетов, оберток - ведь оформляли их у нас, как правило, авторы весьма посредственные. Мастера посерьезнее, с именем, странным образом чурались подобных заказов, считая их "низким жанром"... Оттого-то и бросаются здесь в глаза так часто элементарные профессиональные огрехи: некоторая упрощенность рисунка и композиции, излишняя пестрота колористической гаммы". Однако известны оформительские работы знаменитых мастеров русского стиля - Виктора Васнецова, Ивана Билибина. Эти люди поднимают декоративную работу на один уровень с остальными видами искусства.
Надо отметить, что от Васнецова ведет свою родословную фольклорная тематика и в графическом дизайне. Она стала очень популярна в начале 20-го века в работах художников так называемого "неорусского" стиля. Неорусский стиль был выношен в среде московских художников, чъе творчество пересеклось с двумя центрами культуры, сложивщимися в конце 19-го века стараниями двух меценатов: Саввы Мамонтова и Марии Тенишевой.