Юбилейная упаковка

К знаменательным датам и юбилеям, например, к трехсотлетию дома Романовых, к столетию войны 1812 года производителям упаковки поступали особые заказы. Изготавливали специальную упаковку и для торжественных случаев – полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на Всемирных и Всероссийских торгово-промышленных выставках. Такая упаковка выпускалась небольшими партиями.

Кондитерская упаковка с «исторической» тематикой напоминала о великих людях и событиях, пробуждала интерес к истории Отечества.

На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.

Иногда в коробки помещали различные призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные из­дания его поэм и сказок, которые вкладывали в коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали поку­пателю приз. В качест­ве вложений использо­вались также образцы для рукоделия или ку­линарные рецепты. На этикетках «Бумажных поделок» фирмы Жоржа Бормана печатались схе­мы изготовления разно­образных игрушек и по­делок из бумаги.

Предполагалось, что сами коробки в даль­нейшем могут исполь­зоваться в хозяйстве. Так, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана ука­зывали, что для печенья «Смесь для хозяек» заказаны коробки двух размеров с названия­ми не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - на них имелись надписи «Мука», «Сахар» и т.п.. Это побуждало хозяек приоб­ретать новые коробки с печеньем из этой «се­рии». Из архивных документов известно, что после закрытия Рамонскои фабрики остав­шиеся на складах жестяные коробки прода­вали именно для хозяйственных нужд.

За особые заслуги

На упаковке также всегда изображали на­грады кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках. Даже если награ­да давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кон­дитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения гер­ба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.

Все надписи, сделанные на упаковке, долж­ны были быть дозволены цензурой, о чем иногда сообщалось на коробке. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недо­бросовестных произво­дителей, для этого на коробке помещалась фа­бричная марка, которую надо было зарегистриро­вать в Департаменте тор­говли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министер­ства финансов. Надписи, подтверждающие это, также появлялись на коробках.

Конец жестяной королевы

После Октябрьской революции 1917 г. кондитерские товары некоторое время про­должали продаваться в произведенных ра­нее жестяных коробках, однако очень быстро было налажено производство коробок преж­него дизайна, но с новой символикой и надпи­сями, например: «Монпансье бывш. Ланд­рин».

Впоследствии в оформлении упаковок отразились авангардные тенденции советского искусства.

Довольно быстро жестяную упаковку вытеснила более дешевая в производстве картонная упаковка. Жестяные коробки стали изготавливаться небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников и лишь монпансье по прежнему выпускалось в жестяных коробочках.

Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой отечественной войне. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни - строительство метрополитена, возведение стадионов и пр. С конца 50-х гг. ХХ в. покорение космоса стало одной из излюбленных тем оформления кондитерской упаковки. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами.

Постепенно праздничная кондитерская упаковка становилась все более однообразной. В оформлении преобладал красный цвет и строго выверенная и утвержденная советская символика.

В постсоветский период новые образцы упаковки почти не разрабатывались. В этом не было нужды, ведь многие кондитерские производства закрылись на реконструкцию или просто перестали существовать, а рынок заполнила зарубежная кондитерская продукция.

В последние несколько лет традиция праздничного оформления кондитерской упаковки снова возвращается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: