К знаменательным датам и юбилеям, например, к трехсотлетию дома Романовых, к столетию войны 1812 года производителям упаковки поступали особые заказы. Изготавливали специальную упаковку и для торжественных случаев – полковых или семейных праздников, завершения строительства корабля или представления фирмы на Всемирных и Всероссийских торгово-промышленных выставках. Такая упаковка выпускалась небольшими партиями.
Кондитерская упаковка с «исторической» тематикой напоминала о великих людях и событиях, пробуждала интерес к истории Отечества.
На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.
Иногда в коробки помещали различные призы и сюрпризы. Например, к юбилею А. С. Пушкина были изданы миниатюрные издания его поэм и сказок, которые вкладывали в коробки. Помещали туда и рекламные открытки: при предъявлении всей серии открыток магазин или фирма вручали покупателю приз. В качестве вложений использовались также образцы для рукоделия или кулинарные рецепты. На этикетках «Бумажных поделок» фирмы Жоржа Бормана печатались схемы изготовления разнообразных игрушек и поделок из бумаги.
|
|
Предполагалось, что сами коробки в дальнейшем могут использоваться в хозяйстве. Так, в прейскуранте фирмы Ж. Бормана указывали, что для печенья «Смесь для хозяек» заказаны коробки двух размеров с названиями не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - на них имелись надписи «Мука», «Сахар» и т.п.. Это побуждало хозяек приобретать новые коробки с печеньем из этой «серии». Из архивных документов известно, что после закрытия Рамонскои фабрики оставшиеся на складах жестяные коробки продавали именно для хозяйственных нужд.
За особые заслуги
На упаковке также всегда изображали награды кондитерской фирмы, полученные за высокое качество продукции на торгово-промышленных выставках. Даже если награда давалась за отдельный вид продукции, например монпансье, то изображение награды могло быть помещено на упаковку любой кондитерской продукции этой фирмы. Высшим признанием качества было получение права помещения на продукции герба Российской империи и знака «Поставщик двора Его Императорского Величества». В таком случае другие награды на упаковке могли не воспроизводиться. Звание поставщика, в отличие от наград и права помещения изображения герба Российской империи, получала не фирма, а ее владелец. После его смерти наследники не имели права помещать на продукции этот знак.
|
|
Все надписи, сделанные на упаковке, должны были быть дозволены цензурой, о чем иногда сообщалось на коробке. Кондитеры заботились о том, чтобы оградить себя от недобросовестных производителей, для этого на коробке помещалась фабричная марка, которую надо было зарегистрировать в Департаменте торговли и мануфактур, а позднее в Отделе промышленности Министерства финансов. Надписи, подтверждающие это, также появлялись на коробках.
Конец жестяной королевы
После Октябрьской революции 1917 г. кондитерские товары некоторое время продолжали продаваться в произведенных ранее жестяных коробках, однако очень быстро было налажено производство коробок прежнего дизайна, но с новой символикой и надписями, например: «Монпансье бывш. Ландрин».
Впоследствии в оформлении упаковок отразились авангардные тенденции советского искусства.
Довольно быстро жестяную упаковку вытеснила более дешевая в производстве картонная упаковка. Жестяные коробки стали изготавливаться небольшими тиражами в основном для особых случаев или праздников и лишь монпансье по прежнему выпускалось в жестяных коробочках.
Наибольшее количество упаковки этого периода посвящено юбилеям Великой Октябрьской социалистической революции и победе в Великой отечественной войне. Отражались в кондитерской упаковке и значительные события в мирной жизни - строительство метрополитена, возведение стадионов и пр. С конца 50-х гг. ХХ в. покорение космоса стало одной из излюбленных тем оформления кондитерской упаковки. В 1960-е гг. на коробках и этикетках появляются сюжеты, связанные с былинными и сказочными персонажами.
Постепенно праздничная кондитерская упаковка становилась все более однообразной. В оформлении преобладал красный цвет и строго выверенная и утвержденная советская символика.
В постсоветский период новые образцы упаковки почти не разрабатывались. В этом не было нужды, ведь многие кондитерские производства закрылись на реконструкцию или просто перестали существовать, а рынок заполнила зарубежная кондитерская продукция.
В последние несколько лет традиция праздничного оформления кондитерской упаковки снова возвращается.