е года XX века

России в условиях быстрого свёртывания НЭПа на первый план всё больше выходили задачи агитации и пропаганды идеологической политики, а не рекламы товара. В следствии чего в начале 30-х годов формальные поиски и жёсткий конструктивизм 20-х резко заменяются изобразительностью под сильным идеологическим контролем. Дальше пути развития дизайна вообще и графического дизайна в частности, в том числе дизайна упаковки, координальным образом расходятся.

В США после первой мировой войны наблюдается бурный технический прогресс и промышленный подъем, однако на рубеже 20 - 30-х годов их сменил глубокий экономический кризис. Преодоление его последствий становится стимулом для развития дизайна. Уолтер Дорвин Тиг создает одно из первых дизайн бюро промышленного дизайна в 1926 г. Норман Бел Геддес зарегистрировавший свою студию как проектное бюро промышленного дизайна в 1927 г., положил начало "обтекаемости" изделий своими многочисленными рисунками. Рэймонд Лоуи по праву называется отцом коммерческого дизайна, с одинаковым успехом проектировал холодильники, локомотивы, автомобили, разрабатывал фирменные стили, в частности "Кока-Кола", "Шелл", "Лаки страйк". Они не только много и успешно практикуют, но и отрабатывают принципы формообразования, в первую очередь рационального стайлинга (англ. Styling - стилизация), пишут и выпускают книги, обобщающие их опыт.

В Англии, которая меньше пострадала от экономического кризиса, коммерческий дизайн также получил почву для развития. Издаются книги, пишутся статьи на темы связи искусства и промышленности. Можно констатировать, что в 30-е годы одновременно с началом активной дизайнерской практики в Америке и Европе складывается теоретическия база дизайна.

Середина XX века

Дизайн США стал неотъемлемой частью американского образа жизни, прежде всего в воссоздании предметного окружения, создании новых видов товаров и услуг. Дизайн, порождение новых социально-экономических отношений государственно-монополистического капитализма и рыночных отношений, выполняя коммерческую задачу стал одним из ведущих и эффективных факторов конкурентоспособности. Позиция ведущих американских дизайнеров "Самая важная цель дизайна - заставить звонить кассу, выбивающую чеки" и "Дизайн является хорошим в той степени в какой он способствует сбыту". Развитие упаковочной промышленности и дизайна упаковки в это время растет огромными темпами. Массы людей задействованы в этом бизнесе, основной задачей которого является наилучшим образом преподнести товар, сделать его более привлекательным, за счет чего увеличить продажи. Развитие брендов на рынке ведет за собой развитие фирменного стиля каждого из них. Разрабатываются логотипы, рекламная продукция, особое место занимает дизайн упаковки, выбор особенной запоминающейся тары или упаковки.

В Англии, не дожидаясь окончания войны, задумываются о будущей экспансии американских товаров в Европу, необходимости конкурентоспособности отечественных изделий и развитии в этой связи дизайна.

........ Правительство СССР в феврале 1945 г., понимая важность подготовки промышленных художников для восстаноновления разрушенного хозяйства, воссоздает художественно-промышленные училища в Москве (на базе б. Строгановского) и в Ленинграде (б. Штиглица). Через десять лет эти учебные заведения, став уже высшими, начали подготовку художников конструкторов, благодаря настойчивости профессоров И.А. Вакса, З.Н. Быкова, А.Е. Короткевича и других. Графический дизайн этого времени был в "тисках" идеологической политики.

50 - 70-е годы XX века

В странах Западной Европы, США, Канады и Японии все более ясно понимается роль дизайна упаковки в повышении качества продукции, в создании фирменных стилей. "В корпоративном дизайне главенствующим стал постулат формальной композиции, абстрактные решения вытеснили изобразительные. Знак перестал рассказывать, он начал намекать, подчас весьма тонко, оставляя свободу домысливанию."С 1958 г. Более тысячи шестисот американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность во многом обеспечивали дизайнеры. Клиентами американских дизайнеров были также фирмы практически на всех континентах. Поэтому в Европе, а вслед за ней и в Японии перенимается американский опыт. К счастью не происходит полной "американизации" дизайна, сохраняются культурные национальные традиции.

Знаменательным событием и как бы официальным признанием дизайна явилась организация в 1957 г. Международного совета Организаций Индастриал Дизайна (ИКСИД). На международном семинаре в Брюгге (1964) было предложено и на конгрессе ИКСИДа 1969г. принято определение: "Дизайн есть творческая деятельность, конечной целью которой является определение качеств изделий, относящихся к их формообразованию (или "формальных свойств", "качеств с точки зрения формы").

Эти качества связаны не только с внешним видом, но, главным образом, с конструктивными и функциональными характеристиками ("структурными и функциональными связями изделий"), которые превращают какую-либо систему ("предмет") в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн охватывает все обусловленные промышленным производством аспекты окружающей нас среды".

Легендарной личностью 60 - 70-х годов был Томас Макдонадо, преподаватель Ульмской школы (1954-67), ее редактор (1964-66), президент ИКСИДа (1967-69), неутомимый популяризатор дизайна. Он ввел и развил принцип системного подхода в дизайне, уделял большое внимание соединению в дизайне научно-технического прогресса и эстетики, продолжая линию Г. Майера, говорил о социальной значимости дизайна, стремился к содействию гуманистическому освоению техники, надеялся на осуществление этих идей при социализме.

В Советском Союзе существовала государственная система художественного конструирования, которая большое внимание уделяла научным исследованиям, методическому обеспечению проектной практики, информационной и пропагандистской деятельности. При интенсивном развитии отечественного художественного конструирования в 60-е годы, дизайнерский подход в прикладную графику начал входить через промграфику (графические элементы на изделиях) и упаковку. Пик этого процесса пришелся на конец 60-х начало 70-х годов. Теоретическая концепция, которую характеризовали как визуально-коммуникационную, формировалась на базе семиотики (наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем) и теории информации с учетом социально-технического контекста.

........ Поколение графиков-прикладников с восторгом открывает для себя идеи "реклам-контструкторов" 20-х годов, а также западных коллег. В СССР над созданием упаковки в этот период монопольно (!) работают две организации:

1. "СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ" - объединение художников-графиков (так в те годы называли дизайнеров упаковки), работающих в сфере дизайна упаковки для продуктов питания. Среди них: Д. Яновский, А. Фокина, А. Андриади, В. Щукинская, В. Волков, В. Яковлев (создатель знаменитой этикетки "Столичная водка", сигарет "Дымок", "Столичные", "Краснопресненские" и др.), В. Коняева, Т. Лакотникова, А. Куртенко, Е. Сенин, Б. Сенновский, В. Ладыгин и др. См. статью "СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ" - школа отечественной упаковки" в журнале "Тара и упаковка"?4 за 2003 г. (стр. 122 - 124)

2. Комбинат графических искусств (КГИ), объединявший художников - графиков, оформлявших упаковки и этикетки (ярлыки) для товаров народного потребления, промышленных товаров.

Было достаточно много подражательности, но складывался и собственный дизайнерский подход в промграфике и упаковке. Однако, в условиях "развитого социализма" в СССР складывается "свой", весьма невзрачный и даже грустный стиль в упаковке, называвшийся "социалистическим реализмом". Эксперты ООН относят Советский Союз (в сфере упаковки) к слаборазвитым странам.

80 - 90-е годы XX века

В Советском союзе назревает острое желание перемен. На Московской выставке "Дизайн США", сентябрь 1987 г. советские дизайнеры открывают для себя много нового. Возникает понимание многогранности профессии и необходимости специализации. Экспонаты выставки показывали, как может быть эффективен графический дизайн, как он организует общественное мышление и поведение населения. Многие разработки и мечты наших дизайнеров не могли осуществится из-за отставания в технологиях, материалах, политической ограниченности. Так заканчивается эпоха "кухонных" разговоров, произошел политический, социально-экономический и промышленный "обвал".

Многие мечты и весьма талантливые разработки отечественных дизайнеров не могли осуществиться из-за существовавшей политической системы, отставания в технологиях, материалах, идеологической ограниченности.

Общая ориентация на развитие брэндов в искаженном виде затронули и нашу страну. Большинство "советских брэндов" были "раскручены" в условиях монополии государства на их производство и полного отсутствия конкуренции. Среди них пиво "Жигулевское" водка "Столичная", газированная вода "Колокольчик", сигареты "Прима", и другие.

80 - 90 годы на международном уровне характеризуются дальнейшей глобализацией и интернационализацией экономических процессов в условиях информационной революции. Дизайн остается неотъемлемым фактором конкурентоспособности в экономической борьбе производителей. Лозунгом рынка потребления становится слоган: "Превратим искусство в бизнес, а бизнес - в искусство".

Легко можно заметить, что мир погрузился в одно дизайн-пространство. Выработаны общие принципы создания логотипа: он должен быть графичный, легко запоминающийся, тематически выверенный и, конечно такой, чтобы отличался от других и поднимал уровень продаж. Утверждены стандартные типы упаковок, например, алюминиевые банки для напитков, пластиковые бутылки, стандартизированы и виды картонной тары. Рекламисты используют одни принципы дизайна графической рекламы. Многие из работ графического дизайна выполняются теперь на компьютерах в одних и тех же программах.

Конец XX - начало XXI века

Идет продолжение всеобщей глобализации, дизайн во всем мире работает на потребительский рынок. Основной задачей дизайнеров является сохранение собственных культурных ценностей и традиций.

С 1990 г. в Москве начинает систематически издаваться первый в России специализированный журнал по проблемам упаковки - "Тара и упаковка". Его постоянными рубриками сразу становятся "Дизайн упаковка" и "Домашний музей".

Вокруг журнала в первой половине 90-х годов консолидируются дизайнеры и дизайн студии, работающие в сфере упаковки, а также кафедры дизайна ряда вузов.

С 1995 г. журнал и его партнеры начинают проводить Всероссийский конкурс на лучшую студенческую работу в области упаковки - "Заводной Апельсин" (с 2003 г. - международный: нем принимают участие студенты из России, Украины, Беларуси, Латвии, Армении, Болгарии). Благодаря проведению этого конкурса в России появляется собственная школа дизайна упаковки.

Технологии и материалы, используемые в дизайне и производстве упаковки в разных странах (включая и Россию), практически не отличаются друг от друга. Вся подготовительная работа по конструированию и разработке дизайна ведется на компьютере. Применяется метод фото-коллажа, широко используются стилизованные изображения, многие фирмы стараются разработать оригинального мультипликационного героя, ассоциирующегося у потребителей с данным продуктом. Создание новой упаковки теперь занимает гораздо меньше времени чем раньше, большие силы затрачиваются на изучение желаний потребителя, анализ сопоставимости определенного цветового или декоративного оформления с определенным товаром. Маркетологи выясняют территориальные особенности восприятия цвета и форм, это позволяет создавать оптимально привлекательную, запоминающуюся и поднимающую продажи упаковку для конкретного региона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: