Нарушения поведения, его отклонения от общепринятых норм встречаются среди подростков довольно часто. Достаточно сказать, что у 30-50 % поступающих в психиатрические стационары подростков выявлены девиантные формы поведения, что в несколько раз превышает количество госпитализируемых по поводу шизофрении (М. П. Князева, О. А. Трифонов, 1981). Во внебольничной практике этот процент еще выше. Примерно такие же данные приводят и зарубежные авторы (Haslam, 1975; Jenkins, 1980).
Характер нарушений поведения у подростков может быть самым разнообразным. Чаще всего они выражаются в противоправных действиях, игнорировании существующих требований и порядков, пьянстве, сексуальной распущенности, бродяжничестве, суицидальных тенденциях.
При этом всякий раз встает вопрос: являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания, в том числе патологии личности, или это психологическая особенность переходного возраста, дефект воспитания практически здорового подростка. Ответить на этот вопрос однозначно бывает очень трудно, а подчас невозможно. Главная сложность этой проблемы заключается, пожалуй, в том, что она стоит на стыке многих наук: социологии, психиатрии, психологии, педагогики, философии, права, каждая изкоторых имеет свои методологические подходы к ее изучению, свою терминологию, свое понимание механизмов возникновения девиантного поведения.
|
|
Следует, однако, согласиться с мнением В. В. Ковалева (1981), что социально-психиатрические аспекты этой проблемы изучены еще недостаточно и во многом спорны. Об этом свидетельствует и терминологическая путаница
в обозначении описываемых расстройств. Наряду с понятием «нарушение поведения» в психиатрической литературе бытует «патологическое», «аномальное», «девиантное», «делинквентное» и даже «незаконное» (Jenkins, 1980) поведение. При этом одни авторы не усматривают в приведенных понятиях большой разницы (Hodgman, 1983; и др.), другие же вкладывают в них различный смысл (В. В. Ковалев, 1981; и др.). В связи с этим понятие «девиантное поведение» то непомерно расширяется, охватывая все формы нарушений поведения у здоровых и психически больных людей, то суживается до социально-психологического, характеризующего расстройства поведения только у здоровых лиц. Следовательно, для изучения проблемы прежде всего необходимо уточнить терминологию и содержание понятий, характеризующих нарушения поведения.
4.1.1. Нарушения поведения — это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения).
|
|
Нарушения поведения, или дисморесии (от лат. dis — «нарушение», mores — «поведение»), включают в себя отклонения в поведении здорового человека — девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях — моресопатии (табл. 2).
Очевидно, что если для характеристики первой группы расстройств необходимы социальные, психологические, правовые и иные критерии, обычно выходящие за пределы компетенции психиатра, то для характеристики второй группы нарушений поведения, наоборот, нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания.
Нарушения поведения при психических заболеваниях делятся на непсихотические и психотические. Первые характерны для непсихотических нервно-психических расстройств (расстройство личности (психопатия), олигофрения, психопатоподобный синдром в отдаленном периоде органического поражения ЦНС и т. п.); вторые — для состояний психоза,
исключающего возможность больного отдавать отчет в своих действиях и контролировать их.
Принципиальное различие больных с непсихотическими и психотическими моресопатиями заключается в том, что последние невменяемы в отношении содеянного.
Непсихотические моресопатии — это не синдром (психопатоподобный) и тем более не нозологическая форма (расстройство личности (психопатия)). В нашем понимании они представляют собой, прежде всего расстройства сложной функции человека, связанной с его деятельностью.
Девиантное, или отклоняющееся, поведение — понятие социально-психологическое, так как обозначает отклонение
от принятых в данном конкретно-историческом обществе норм межличностных взаимоотношений: действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Другими словами, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями.
Для оценки такого поведения, как уже говорилось, недостаточно одних медицинских критериев, хотя девиантное поведение давно находится в поле зрения психиатров. Это обусловлено частотой и разнообразием его форм, а главное, недостаточностью и расплывчатостью критериев, которые позволили бы четко разграничить нарушение поведения у здорового и психически больного человека.
В отечественной литературе принято выделять непатологические и патологические формы девиантного поведения (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1979; А. Е. Личко, 1983). Непатологические девиации — это нарушения поведения у психически здорового человека. В. В. Ковалев (1981) подчеркивает, что говорить о девиантном поведении как о самостоятельном микросоциально-психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, в противном случае имеющиеся нарушения поведения должны расцениваться как клинический признак этой патологии.
Однако в любом случае девиантное поведение сохраняет свою тесную связь с личностью и ее непатологическими отклонениями. К числу последних применительно к подросткам можно отнести: психологические особенности пубертатного возраста, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера и социально-педагогическую запущенность.
4.1.2. Патологические формы девиантного поведения — понятие, сближающее психологические девиации с патологией личности. Эти формы поведения проявляются при таких распространенных в детской и подростковой психиатрии пограничных нервно-психических нарушениях, как патологические ситуационно-личностные реакции, психогенные патологические формирования личности, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержка темпа психического развития.
|
|
Характерная особенность указанных пограничных нервно-психических нарушений — их динамизм.
Патологические ситуационно-личностные реакции (пато-характерологические реакции, по В. В. Ковалеву), которые по своей сути являются преходящими, обратимыми, могут тем не менее в определенных неблагоприятных условиях стать стереотипом поведения и свойством личности.
То же можно сказать и о психогенных патологических формированиях личности, в частности о патохарактерологическом формировании, которое может трансформироваться у подростка в расстройство личности (психопатию), названную О. В. Кербиковым «краевой», или «приобретенной», при благоприятных же условиях — приобрести характер обратного развития. Этот процесс О. В. Кербиков (1965) назвал «ранней депсихопатизацией». По данным В. В. Ковалева (1979), такой тип динамики у подростков встречается значительно чаще.
Не последнее место в формировании патологических форм девиантного поведения принадлежит пограничной интеллектуальной недостаточности, которая, по словам В. В. Ковалева, занимает «промежуточное положение между олигофренией и интеллектуальной нормой». В отличие от олигофрении пограничные формы интеллектуальной недостаточности у подростков с возрастом имеют тенденцию к сглаживанию интеллектуального дефекта вплоть до достижения нормального интеллектуального уровня. Особое место в этой группе патологии принадлежит состояниям, которые В. В. Ковалев (1979) обозначает как интеллектуальную недостаточность, связанную с «дефектами воспитания и дефицитами информации с раннего возраста». Этот вид интеллектуальной недостаточности может вести к нарушениям социальной адаптации, однако большинством отечественных авторов (Г. Е. Сухарева, «1965; С. С. Мнухин, 1968; В. В. Ковалев, 1973) он не рассмат-• ривается как форма клинической патологии.
Все сказанное свидетельствует о том, что патологические формы девиантного поведения представляют собой проявление нервно-психических расстройств, стоящих на грани нормы и патологии. Более того, эти нервно-психические расстройства динамичны. В одних случаях они могут совсем исчезнуть, в других, менее благоприятных, — трансформироваться
|
|
в устойчивые патологические свойства личности. В связи с этим и девиантное поведение может приобретать то патологический, то непатологический характер.
Традиционное в отечественной психиатрии выделение непатологических и патологических форм девиантного поведения, несомненно, оправдано, так как позволяет дифференцировать и конкретизировать меры, направленные на профилактику и коррекцию выявленных нарушений.
В то же время, учитывая относительность и «подвижность» понятия «психическое здоровье», особенно выраженные в подростковом возрасте, в практической психиатрической деятельности бывает крайне трудно, а подчас невозможно дифференцировать непатологические и патологические формы девиантного поведения. Чаще всего в этих случаях отмечаются «смешанные» формы, и для постановки диагноза более приемлем подход с позиции диалектического единства непрерывности и дискретности, приобретающей в пограничной психиатрии в последние годы все большую актуальность (С. Б. Семичов, 1987).
В отечественной психиатрии разработаны диагностические критерии патологических форм ситуационных поведенческих реакций (Г. Е. Сухарева, 1959; В. В. Ковалев, 1973; А. Е. Личко, 1973).
В. В. Ковалев (1981) выделяет следующие основные кли-нико-психологические признаки патологических форм девиантного поведения:
1) связь феноменологии расстройств поведения со структурой патохарактерологического синдрома;
2) проявление девиантного поведения за пределами основных для подростка микросоциальных групп (школа, семья);
3) полиморфизм девиантного поведения;
4) сочетание нарушений поведения с невротическими расстройствами, включая аффективные и соматоформ-ные;
5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов поведения, перехода их в аномалию характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.
Разнообразие и высокая частота проявлений нарушения поведения в детском и подростковом возрасте давно побуждают исследователей к их систематизации. В то же время отсутствие четкого разграничения понятий, касающихся нарушений поведения, терминологическая путаница, различные взгляды на формы девиантного поведения затрудняют создание такой систематизации.
Распространенные за рубежом классификации нарушений поведения у детей и подростков (Jenkins, 1969; Nissen, 1977; и др.) носят преимущественно описательно-феноменологический характер.
Nissen (1977), в частности, выделяет следующие группы нарушений поведения: сосание пальцев, выдергивание волос, нарушения процессов игры и обучения, лживость, фантастическую псевдологию, воровство, поджоги, агрессию и аутоаг-рессию.
В основу Международной классификации болезней Х-пе-ресмотра (1994) (код F91) положено разделение нарушений поведения на ограничивающиеся условиями семьи (F91.0), несоциализированные (индивидуальные) (F91.1) и социализированные (групповые) формы (F91.2).
А. А. Александров (1973) нарушения поведения у подростков делит на три группы: 1) реактивно обусловленные (побеги, суициды); 2) вызванные низким морально-этическим уровнем личности (употребление наркотиков, алкоголизация, правонарушения); 3) обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания и др.). Автор считает, что нарушения поведения первой группы вызваны в основном психотравмирующей ситуацией, второй — неправильным воспитанием, в генезе расстройств третьей группы главная роль принадлежит биологическому фактору.
A. Г. Амбрумова, Л. Я. Жезлова (1973), исходя из социально-психологических критериев, выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: антидисциплинарные, антисоциальные (антиобщественные), делин-квентные (противоправные) и аутоагрессивные.
B. Н. Кудрявцев и соавт. (1984) по признаку целевой направленности и мотивам все виды отклоняющегося поведения делят на три группы: 1) отклонения корыстной ориентации;
2) отклонения агрессивной ориентации, вызванные мотивами мести, неприязни, вражды, неуважения к человеку; 3) отклонения социально-пассивного типа, связанные с психологией отчуждения от интересов общества и коллектива. К последним авторы относят злоупотребление алкоголем и наркотиками, суицидальное поведение, поскольку эти явления представляют собой действительно форму ухода от активной жизни и отказ от решения личных и социальных проблем.
В. В. Ковалев (1981) при систематике нарушений поведения у детей и подростков выделяет три основных оси их типологии: 1) социально-психологическую (антидисциплинарное, антисоциальное, противоправное поведение); 2) клинико-психопатологическую (непатологические и патологические формы нарушений поведения); 3) личностно-динамическую (реакции, развития, состояния).
По мнению А. Е. Личко (1983), классификация нарушений поведения должна проводиться в двух направлениях: по форме проявления нарушений (делинквентное, побеги из дому и бродяжничество, ранняя алкоголизация, сексуальные девиации, суицидальное поведение) и в отношении причин, факторов, мотивов, лежащих в их основе (биологические и социопсихологические основы). К биологическим основам нарушения поведения автор относит генетические факторы, резидуально-ор-ганические поражения головного мозга, явления акселерации и инфантилизма; к социопсихологическим — социальную среду и психологические особенности подросткового возраста.