Яном ван рэйкенборгом 4 страница


стоятельства, каждому дано пройти путь возвращения. Ка-ждый, без исключения, человек в состоянии это сделать. Однако теоретическое знание о такой возможности от-нюдь не является освобождающим, и в этом – вся слож-ность. Вам необходимо осуществить теорию на практике. Посредством мужества благочестия вы должны пробу-дить к жизни дарованные вам возможности. Так давайте же после этих слов прекратим изливать друг другу свои беды и говорить, насколько все сложно и трудно. На са-мом деле это совсем не трудно и ничуть не сложно. Если только вам удастся собрать внутри себя достаточно муже-ства, ваша уверенность будет соответствовать вашему опыту. Чувство благодарности, возникающее в результате восприятия живой Истины, будет способствовать даль-нейшему укреплению преданности кандидата, и посте-пенно Истина станет более зримой, динамичной и неопро-вержимой.

Иногда мы слышим от учеников: увы, кто я такой? что я могу поделать? я всего лишь… – и далее следует какое-нибудь банальное утверждение. Если вы будете высказы-ваться подобным образом, то останетесь теми, кем всегда были. С самого рождения вы обладали и обладаете всеми возможностями для освобождения. Послушайте, что об этом говорит герметическая философия:

Душа, сын мой, даже будучи воплощенной, никогда не собьется с правильного пути, если она уменьшила груз сво-их долгов настолько, чтобы достигнуть восприятия ис-тинного Блага и настоящей Истины.

Если, благодаря вашему благочестию, в вас родилась Душа, если она растет в вашем смертном существе, тогда Божественное сердце раскрывается, вы возрастаете в пони-мании и из первых рук получаете знание о Благе и Истине. И наступает момент, когда, по словам Гермеса, благочес-


тие приобретает такую действенную силу, что вам уже не грозит опасность сбиться на противоположный путь.

Ибо душа, познавшая своего Праотца… – эти слова говорят о встрече с Пэмандром в открытом пространстве за лобной костью. Такая Душа …исполнится безграничной любви, забудет все зло и уже не сможет отделиться от Блага. Если Душа вернулась к своим истокам и воскресла, она способна творить только любовь, поскольку любовь является сущностью Живой Души. Так достигается цель истинного благочестия.

Цель благочестия состоит в том, чтобы воскреснуть среди природы смерти, навсегда перестав быть ее частью. Эта цель достигается посредством рождения Души и явля-ется для кандидата настоящим и непрекращающимся праздником Пасхи. Кандидат продолжает оставаться в ми-ре, но сам он уже – не от мира.

Когда выражение “ в мире, но уже – не от мира” ис-пользуется в таком смысле, оно приобретает поистине глу-бокое значение. Тогда эти слова подразумевают нечто большее, чем вегетарианское питание, воздержание от ал-коголя, никотина и иных одурманивающих средств; тогда их значение выходит за чисто религиозные рамки. Они объясняют следующее: если вы воспользуетесь упомяну-тыми возможностями, то сможете достичь совершенной свободы, оставаясь жить в природе смерти. Все это обу-словлено состоянием благочестия.

Вот, сын мой, какова должна быть цель истинного благочестия. Если ты вернешься в это состояние, будешь правильно жить и умрешь в радости, твоя душа, несо-мненно, узнает, куда ей лететь. Это – единственный путь к Истине, сын мой. Шедшие прежде нас следовали тем же путем, и на нем они обрели Благо. Да, все, кто на протяжении мировой истории прошли этим путем, – все они без исключения “обрели Благо”. Каждый из вас без


исключения обладает возможностями для практического достижения благочестия. И результаты усилий на этом пу-ти неизменно одинаковы: каждый обретает Благо. Такой человек забывает всякое зло и уже не может отделиться от Блага. И этого можно достичь в течение одной жизни – ва-шей жизни! Так вечность может возвестить о себе в вашем времени.

Вот почему вам необходимо полностью прекратить мистическую болтовню. Одно лишь повторение слов Свя-щенного Языка не имеет никакой ценности. Используйте каждое мгновение для упражнения в благочестии. Тогда вы ощутите, что вечность способна проявиться в вашем времени.

Почему воскресение должно совершиться в надлежащее время? Почему оно предшествует вознесению? Для того чтобы подготовить вас, как Тата, как священника, призван-ного к царственному священству, к совершенному испол-нению труда Любви.

Возлюби Господа Бога превыше всего и своего ближне-го, как самого себя. Если посредством благочестия вы вос-ходите к Божественной Любви и обладаете пламенной лю-бовью, свойственной состоянию Живой Души, вы уже не сможете не служить человечеству. Вам страстно захочется помочь другим пройти путем освобождения, которым про-шли вы сами. Разве есть лучший вид помощи, чем помощь, предлагаемая освобожденной Душой, в распоряжении ко-торой пока еще находится природнорожденная личность? Осуществление благочестия на практике – это путь, веду-щий вас от рождения Иоанна к рождению Иисуса, от Рож-дества – к воскресению, а от воскресения – к вашему воз-несению.

Мы хотим подчеркнуть, что вам вполне по силам под-ражание Христу. Будь это не так, гностической Духовной


Школы сегодня не существовало бы, ибо в современном мире достаточно религиозности и религиозных организа-ций. Однако присутствие Гнозиса, его деятельность и сила говорят о том, что вам доступно обретение вечности во времени. То, что исполненный почтения и преданности религиозный человек считает происходящим вовне, по-настоящему благочестивый человек совершает внутри сво-его существа. Вы можете начать выполнение этой задачи немедленно и успешно справляться с нею, если вместо диалектической религиозности изберете истинное благо-честие.

Церковь без конца повторяет спектакль о жизни Сына Человеческого, приводящий к полному омертвению чувств верующих и сопровождающийся чревоугодием и обильны-ми возлияниями во время “христианских” праздников. В лучшем случае найдется несколько человек, которым не дает покоя драма Христа. Такие люди в конце концов об-наруживают, что путь Христа – это путь, который должны пройти и они сами, в благочестии и посредством благочес-тия.

Тот, кто решается сменить диалектическую религиоз-ность на практическое осуществление благочестия, сразу же “воспламеняется Духом Божьим”, как утверждали ро-зенкрейцеры прошлого. С этого момента начинается вели-кий процесс трансфигурации. Он включает в себя умира-ние природнорожденного существа души в соответствии с непреложными законами. Это – умирание во имя жизни. За “умиранием в Господе Иисусе” следует пробуждение, но-вое рождение в Святом Духе.

Надеемся, вам понятно, насколько важно все то, что нам было позволено раскрыть и что мы должны были вам сообщить, взяв за основу Первоначальный Гнозис. Мы пе-редаем это пасхальное послание таким образом, чтобы вы сумели совершить необходимый поворот в своем жизнен-


ном состоянии, ибо время настало и новая гностическая область ждет вас. Это – поворот от диалектической рели-гиозности к благочестию и от обычного ученичества – к настоящему, существенно важному исповедующему уче-ничеству.

Если вы осуществите это, тогда, говоря словами Гер-меса, вы пойдете прекрасным проторенным Путем, кото-рый можно также назвать путем исключительного покоя, путем из Вифлеема на Голгофу.


XI

ПУТЬ ИЗ ВИФЛЕЕМА

НА ГОЛГОФУ

Мы узнали, что перед каждым человеком открывается Путь, исполненный глубочайшего покоя, – Путь из Виф-леема на Голгофу. Слова Иисуса “Следуйте за Мной” вне всякого сомнения, осуществимы. И не случайно Гермес Трисмегист говорил: Прекрасен этот проторенный Путь… однако тут же со свойственной ему реалистично-стью добавлял: …но душе, заточенной в тело, трудно по нему идти. Давайте подробно рассмотрим эти трудности.

Сначала ей (душе) необходимо вступить в борьбу с самой собой, произвести великое разделение и позволить одной части себя одержать победу над двумя другими. Ибо возникает разлад между этой частью и теми: она пытается уйти, а они стремятся увлечь ее – то есть ду-шу – вниз. Возникает борьба и великое противодействие сил между той частью, что хочет уйти, и двумя другими частями, стремящимися ее удержать.

И далеко не безразлично, ктó одержит победу, так как одна часть изо всех сил стремится к Благу, а другие населяют владения погибели. Одна часть тоскует по сво-боде, а другие избирают рабство. Когда две эти части побеждены, они оказываются заточенными в самих себя: бездеятельными, одинокими, покинутыми победившей их частью. Но, если поверженной оказывается эта часть, она уводится в плен двумя другими, лишается всего и на-


ходит свое наказание в жизни, которую ведет здесь, на земле.

Вот, сын мой, тебе путеводная нить для дороги, веду-щей к свободе: ты должен оставить тело прежде, чем оно умрет, и победить жизнь, в которой не утихают раз-доры. И если ты победишь, то сможешь вернуться ко Всевышнему.

Как вы понимаете, этот текст разворачивает картину под-линного воскресения души и ее освобождения от оков при-родного рождения. Такая задача трудна, но зато она делает победу еще прекраснее.

Внутренняя борьба, которую приходится вести каждо-му кандидату, описана в евангельских текстах: пленение Господа Иисуса, допросы в присутствии Ирода, Пилата и перед Синедрионом, глумление над Иисусом, путь на крест и смерть. И наконец, Его величайшая победа на тре-тий день – воскресение. В стихах, процитированных из пя-той книги Гермеса, вы найдете все евангельское повество-вание о “страстях Господних” и Его воскресении. Они го-ворят о рождении Души и ее странствиях через материю, об освобождении от материи и восхождении в мир Живой Души, откуда она пришла ради служения человечеству, во имя помощи находящимся в заточении душам.

Если вы являетесь учениками молодого Гнозиса, тогда вам известно, что Душа принадлежит к триединству Света; она – один из аспектов истинного Человека, состоящего из Духа, Души и Тела. Каждый из этих аспектов имеет свою, присущую ему функцию, благодаря чему взаимодействие между ними носит совершенный и гармоничный характер. Душа является посредником между Духом и Телом. Ее по-зитивная часть обращена к Духу, а негативная – к Телу. Таким образом, излияние силы Духа в Тело происходит опосредованно – через Душу.


Возьмем в качестве примера ученика молодого Гнози-са, решившего пройти путь благочестия. В результате в таком ученике рождается новая Душа. Что это значит? Это значит, что через святилище сердца в природнорожденного человека проникнут световые излучения, несущие состоя-ние высочайшего покоя, не принадлежащего диалектиче-скому миру. Святилище сердца станет местом их обитания. Это и есть рождение новой Души. Но сразу же человек ощутит и последствия этого события: в нем разгорится внутренняя борьба, сопровождаемая увеличением внутрен-ней напряженности.

Мы постоянно слышим от многих учеников, что они все время ощущают внутреннюю напряженность и никак не могут от нее освободиться. Так и должно быть! Когда из-лучения, присущие состоянию Живой Души, входят в свя-тилище сердца, в вашу жизнь вонзается меч. Возникает напряженность, которая в определенный момент становит-ся непереносимой и приводит к серьезному кризису. Одна-ко результатом кризиса является не что иное, как воскресе-ние, высвобождение новой Души.

Когда рождается новая Душа, тело испытывает воздей-ствие новой световой силы. Но в то же время тело находится под воздействием множества других сил – природных сил, которые поглощаются корневой системой змеиного огня из окружающего диалектического поля. Как только новая све-товая сила начинает обитать в теле и действовать в качестве посредника, она в любой момент может быть, образно гово-ря, захвачена в плен. Природные силы, набрасывающиеся на новый Свет в нас, ведут себя подобно подручным первосвя-щенника, солдатам Ирода и наемникам Пилата.

Новой Душе ни в коем случае нельзя избегать плене-ния, даже если у нее и была бы такая возможность. Она соглашается на диалектический плен, ибо ее задание со-


стоит в добровольном подчинении телу. Во имя спасения всего существа и побуждения его к трансфигурации она должна быть посредником. Вот почему Господь Иисус, со-храняя величайшее спокойствие, должен был добровольно позволить захватить Себя.

В этом шаге – суть любой трансфигурации! Никто не сможет совершить ее за вас. Великий Человек, быть мо-жет, действительно живший две тысячи лет назад, не су-мел бы ничего для вас сделать. Самое большее, Он являет-ся лишь примером для подражания. Не кто-то иной, а вы сами должны пройти этот путь. Потому Господь Иисус и говорил: Следуйте за Мной.

Возможно, вам удастся наглядно представить всю ту борьбу, которая предстоит новой Душе, прежде чем она достигнет “великого разделения” и сможет с уверенностью произнести: consummatum est (свершилось). Вот почему все истинное, чистое и неоскверненное должно доброволь-но и осознанно соединиться с нечистым, греховным, диа-лектическим. Исполненное совершенной любви, оно обяза-но претерпевать плевки, пинки и побои; оно не может и не должно пытаться избежать своей участи. В начале этого весьма болезненного процесса новая Душа еще может умо-ляюще вопрошать: “Неужели не минует меня чаша сия? Неужели нет другой возможности?” Однако, чтобы дос-тичь цели, чашу нужно испить до последней капли.

Элемент новой Души имеет два полюса. Один направлен на изначальную Родину, к Отцу, к Духу, к приближающе-муся Пэмандру. Второй полюс должен быть устремлен к природнорожденной личности, дабы позволить бессмерт-ному – новой силе спасения – войти в смертное. В этом заключается причина внутренней борьбы, которую вы должны выдержать, начиная с самого момента вхождения в истинное ученичество.


Нам пришлось ждать в течение многих лет, прежде чем мы смогли заговорить об этом. Но сейчас в развитии молодого Гнозиса настал момент, когда настоящие учени-ки поймут наши слова и окажутся достаточно сильными, чтобы справиться с неизбежными трудностями. Примите во внимание следующие обстоятельства.

В человеке сосуществуют два абсолютно разнородных состояния бытия. Кандидат стремится соединить божест-венное с диалектическим согласно примеру Великих, каж-дый из которых говорил: “Следуйте за Мной”. Если вы по-пытаетесь объединить два этих разнородных состояния в жизненной системе своего организма, результатом будет сильнейшая боль. Один полюс элемента новой Души уст-ремится к Духу, к Пэмандру. Другому полюсу придется столкнуться с природой смерти. И хотя элемент новой Ду-ши изо всех сил старается достичь Блага и соединиться с Духом, одновременно он вынужден выдерживать столкно-вение с двумя важнейшими силами диалектической приро-ды – страстью и желанием. Сколько страданий ожидают его! С одной стороны, новая Душа сильно жаждет освобо-ждения, наполняя этой жаждой каждый удар сердца. С другой – ей приходится соприкасаться с силами греховно-сти и порабощения.

Так воздвигается крест. Вертикальная его составляю-щая, прочно врытая в землю, соединяется с горизонталь-ной составляющей. Божественное нисходит на землю и проходит земной крестный путь; это его неизбежность. Вершина креста направлена к небесам, а в его сердце нахо-дится пригвожденная Роза Души.

Ощущаете ли вы непреодолимые страдания, вызван-ные этим пригвождением? Благодаря добровольной само-отдаче, вертикальная часть креста постоянно претерпевает побои и мучения, Дух не в состоянии выносить это. Но поднять вверх, хотя бы ненадолго, горизонтальную часть


креста – силу души, действующую на горизонтальном пла-не, – тоже невозможно. Ее бы обожгло Божественным ог-нем. Горизонтальная часть не может выйти из своего при-родного состояния, а вертикальная – укорениться в приро-де смерти, хотя именно это и необходимо сделать, причем на добровольной основе. Для этого крестного пути, веду-щего к свободе, герметическая философия дает путевод-ную нить: “… ты должен оставить тело прежде, чем оно умрет, и победить жизнь, в которой не утихают раздоры. И если ты победишь, то сможешь вернуться ко Всевышне-му”.

Путеводная нить, о которой говорит Гермес, – это крест с кроваво-красной Розой, крест добровольного само-пожертвования, крест очищения. Пригвожденная к нему молодая Душа должна выстоять и выполнить свою задачу.

Поэтому, если вы идете путем благочестия, пусть вас не удивляет, что в вашей жизни “не утихают раздоры” и вам приходится вести борьбу с многочисленными внутрен-ними конфликтами. Происходящее является неизбежным столкновением между двумя непримиримыми противника-ми. Это столкновение вызывает сильный внутренний огонь – “огонь креста”. Он не может не вспыхнуть, он дол-жен полыхать. Вначале состояние новой Души должно по-бедить смертную жизнь. Согласно Гермесу, вам необходи-мо очень четко понимать это состояние и вести постоян-ную борьбу со своим внутренним существом.

Есть люди, которые вступают в смертельную борьбу со своим “Я”. Подобные люди придают внутренней борьбе су-губо личностный характер. Ими движет ошибочное пред-ставление, будто вся боль, все беды и страдания обрушива-ются на них лишь потому, что у них до сих пор сохраняется “Я”, что их низшая природа по-прежнему строит им всевоз-можные козни, а сами они остаются все такими же дурными и греховными. Но такое представление не имеет ничего об-


щего с предметом нашего обсуждения. Пожалуйста, пойми-те со всей ясностью, чтó происходит на самом деле.

Став учениками, вы открыли свои святилища сердца новой силе шестой космической области – силе Живой Ду-ши. Она проникает в вашу кровь, в нервный флюид и уст-ремляется к святилищу головы. Она заполняет все ваше существо и способствует рождению Души. Однако внутри вас существует и другая сила, которая воспринимается корневой системой змеиного огня; она также играет свою роль. В результате столкновения двух совершенно несо-вместимых сил вспыхивает яростный огонь. От него стра-дает ваша Душа, а вместе с нею – и ваше “Я”. Однако вам не следует считать, будто “Я” или Душа являются причи-ной возникновения этого огня. Нет, здесь просто имеет ме-сто столкновение двух несовместимых сил, двух различ-ных видов напряжения, двух противоположных электро-магнитных сил.

Что вам делать? Осуществлять эндуру! Не позволяйте своему “Я” вмешиваться в этот процесс. Если вы испыты-ваете душевные муки и напряженность, не “разряжайтесь” на других, а воспринимайте страдания как необходимый очистительный процесс святого Розенкрейца. Если вы страдаете до глубины души, значит, сила гностического Света самым могущественным и динамичным образом действует в вас. Как мы уже говорили, всегда находятся те, кто воспринимают борьбу, обусловленную Путем, как свою личную борьбу. Они замыкаются на своем “Я” и на-правляют все силы на самоумерщвление. В действительно-сти же не что иное, как “Я” должно находиться в стороне. Оно должно успокоиться и ни во что не вмешиваться. Пусть идет битва, пусть яростно полыхает очистительный огонь!

Вспомните о давней традиции монахов бороться с пло-тью путем самоизнурения и сознательного нанесения себе


увечий. Но борьба крестного пути не является борьбой против плоти. Это борьба между шестой и седьмой косми-ческими областями, происходящая внутри вас. Если накал борьбы переносится на “Я”, победа невозможна. Подобное самоумерщвление является самоубийством. Человеку не вынести этого, и дело неминуемо кончится смертью. Мы настоятельно повторяем: вы не должны бороться против самих себя, словно отчаявшиеся безумцы. Тем самым вы лишь активизируете все виды действующих в вас сил и по-ставите свое “Я” на службу одной из двух противоборст-вующих сторон. Результатом явится ускоренное расходо-вание энергии, которое приведет к смерти.

Так что же вам необходимо предпринять? Проявляйте пре-данность, пока не обретете состояние благочестия. По-ставьте преданность на первое место в своей жизни. Для “Я” это означает процесс эндуры. Удалитесь от внутрен-ней борьбы двух природ, не принимайте в нем участия, и пусть новая Душа вершит внутри вас свой добровольный труд, приносит свою жертву. Именно это имели в виду по-священные мистики, когда говорили: “Предоставьте Иису-су Христу действовать внутри вас”.

Но не заставляйте себя удаляться насильственно, не забивайтесь в укромный уголок своего существа, откуда ваше “Я” будет наблюдать за происходящим. Нет, вы должны всем сердцем возжелать совершения эндуры сей-час, в настоящем. Это должно стать вашим глубочайшим желанием, к которому вы устремляетесь, исполненные са-мозабвения и любви, направленной на служение. Если вы поступите таким образом, в вас родится элемент новой Ду-ши и вы пойдете крестным путем – путем Розы и Креста – навстречу двум непримиримым противникам. Тогда Душа не станет стремиться к битве, ибо в ней не будет ничего кроме любви, равно как и “Я” вместо сражения будет же-


лать только эндуры. И произойдет неминуемое столкнове-ние между двумя непримиримыми электромагнитными си-лами. Как результат в вашей жизни начнется определенное движение. Вы испытаете страдание, ибо то в вас, что стре-мится вознестись к небесам, должно пройти через огонь своей жертвы и выдержать это испытание.

Никто не знает, сколько может продлиться эта битва, как долго будет полыхать огонь и продолжаться ваши страдания. Неизвестно также, когда вы ощутите результа-ты пройденного крестного пути. Насильственно ускорить этот процесс невозможно. Вы должны добровольно и радо-стно принять его. Этот процесс будет длиться в полном соответствии с природой вашего микрокосмоса и вашего существа, в полном соответствии с вашей кармой и благо-приятными излучениями, действующими в микрокосмосе. И тогда, возможно, совершенно неожиданно для вас, где-нибудь в разгар очередного испытания, вдруг окажется, что смертная природа побеждена и можно произнести сло-ва: consummatum est.

Поэтому примите с полной объективностью свой путь Розы и Креста и не позволяйте вашему “Я” вмешиваться. Тогда час освобождения обязательно наступит. Ваша Душа восстанет и отпразднует утро воскресения. То будет пер-вым новым днем, пробуждением в Золотой Главе, началом нового утра – утра вечности.


XII

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА

ЧЕЛОВЕКА

Итак, мы смогли ощутить поддержку и водительство гер-метической философии. Тем самым нам было позволено предвкусить утро воскресения. Мы увидели, что события так называемой драмы Христа имеют к нам самое непо-средственное отношение, и у нас не остается ничего иного, как пройти Его путем. Мы узнали также, что посредством благочестия диалектический человек может трансфигури-ровать и соединиться с Другим в себе.

Благочестие и проистекающая из него высшая муд-рость, а также страдания, которыми сопровождается очи-щение, все вместе являются проводником на Пути. После всех этих рассуждений, начиная с пятнадцатого стиха, текст пятой книги Гермеса Трисмегиста приобретает иную направленность. Гермес предлагает Тату вернуться к от-правной точке и подвести итог, чтобы яснее понять неко-торые аспекты универсальной реальности. Как подчерки-вает Гермес, мы поймем то, о чем он собирается говорить, если вспомним уже слышанное.

Давайте и мы, подводя итог нашим обсуждениям, зада-димся вопросом: “В чем состоит разница между природно-религиозной и оккультной направленностью, с одной сто-роны, и направленностью Гнозиса и его Школы – с дру-гой?” Ответ должен быть таков: природно-религиозный человек полагает, что после смерти он попадет в райские


сферы и останется там навсегда. Оккультист уверен, что его “Я” является основой нескончаемой эволюции. Вам необходимо учесть один важный аспект, на который Пер-воначальный Гнозис в течение тысячелетий обращает вни-мание ищущих. Поэтому мы читаем в пятой книге: Каж-дое тело подвержено изменению, но не все тела подвер-жены разложению.

Эта фраза означает, что не все тела способны влиться в высший порядок. Далее мы читаем: Не всякое живое суще-ство смертно, и не всякое живое существо бессмертно. Все тленное подвержено разрушению; постоянно неизмен-ное является вечным. Все, что постоянно рождается, по-стоянно и умирает, но рожденное раз и навсегда никогда не разрушается и не становится иной вещью.

Какой смысл гностическое учение вкладывает в эти слова? Оно утверждает, среди прочего, что любое проявление в космосе подвержено изменению. Но не забывайте о суще-ствовании двух видов изменения и двух видов развития. Есть существа, чьи проявления развиваются в истинно эво-люционном смысле и в конце концов достигают совершен-ства. Такие существа движутся от силы к силе и от славы к славе. Есть и другие существа, обреченные на полное раз-рушение. Следовательно, мы должны признать истинность закона, утверждающего: Не всякое живое существо смертно, и не всякое живое существо бессмертно. Каж-дое живое существо может и должно сделать выбор между жизнью и смертью. Мы в своем нынешнем состоянии бы-тия пока еще можем сделать такой выбор. Мы можем вы-бирать между жизнью, истинной Жизнью в ее высшем смысле, и смертью.

Однако истинная Жизнь не снизойдет на вас “по пер-вому требованию”. Существуют стадии развития, через которые должна пройти жизнь, пока ее развитие не достиг-


нет состояния, неподвластного более ударам смерти. Но существуют и противоположные состояния, когда нисхож-дение в смерть зашло столь далеко, что жизнь уже невоз-можно удержать. Молодой Гнозис не устает повторять это своим ученикам и напоминать им, что полное опустоше-ние микрокосмоса, оказывающегося после смерти человека по ту сторону завесы, является фактом.

Сказанное подтверждается и рядом положений Перво-начального Гнозиса. Диалектический человек живет в та-ких биологических условиях, что в любой момент, в счи-танные доли секунды, он может быть унесен смертью. Раз-ве не ясно, что смертное, хрупкое тело может быть уничто-жено в любой момент? Все, что постоянно рождается, постоянно и разрушается…

Но существует и совершенно иной тип человека: веч-ный, или божественный Человек. Он вечен и неизменен: … но рожденное раз и навсегда – в высшем смысле этого сло-ва – никогда не разрушается и не становится иной вещью.

Эти слова ясно показывают настоятельную необходи-мость идти по стопам Христа, взять на свои плечи Крест с прикрепленной к нему Розой и пройти путь, в результате которого смертный человек посредством трансфигурации становится Человеком Жизни. Эта мысль, провозглашае-мая Гнозисом всех времен, вызывает и некоторую тревогу. Становится ясно, что в настоящее время миллиарды людей принадлежат смерти. С другой стороны, эта мысль очень могущественна, возвышенна и предельно требовательна по своему характеру, поскольку речь идет об основах, на ко-торых зиждется Вселенское Откровение: Бог, Космос и Че-ловек.

Вселенское Откровение наряду с Космосом – это прояв-ления Бога, а значит, Божьи творения могут стать подобны-ми Богу. К этому их настоятельно призывают известные сло-ва: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.


Человеку для исполнения его великого, славного и божест-венного предназначения дана, образно говоря, двойная Ду-ша. Часть ее, наделенная чувственным восприятием, смертна, другая часть, подвластная разуму, – бессмертна. Чувственная душа, например, реагирует на такие явления, как тепло и холод, свет и тьма, иными словами, на природ-ные законы и вызываемые ими ситуации. Если на улице холодно, она заставляет вас теплее одеваться. Если жар-ко – диктует противоположное. Природная душа человека является истинной душой природных эонов. Она причаст-на ко всему, что происходит в природе. Она идет всеми природными путями и подчиняется природе, чтобы, в свою очередь, извлечь из этого максимальную пользу, а имен-но – позволить существу, которому она служит в качестве посредника, пройти через Космос к Богу и укрепить в этом существе преданность единственной цели – Богу.

Осуществление же этой единственной цели является задачей второй Души, подчиненной разуму. Разумная Ду-ша обладает мудростью. Она подвластна Богу, Духу и спо-собна соединяться с Духом. Природная душа должна прой-ти через Все Сущее под водительством Души разумной, называемой также Духом-Душой. Непосредственная реак-ция природной души должна разумно контролироваться Духом-Душой.

Бог вечен и неизменен. Космос, наоборот, в соответст-вии с его предназначением находится в постоянном движе-нии и изменении. Следовательно, Дух-Душа, происходя-щая от Бога, неизменна и бессмертна. Природная душа, как и природа, переменчива и смертна. Изменение, приспособ-ление к изменившимся условиям и разрушение – ее свой-ства.

Когда мы говорим о двух типах человека (а герметиче-ская философия постоянно стремится привлечь наше вни-мание к этому факту), становится ясно, что человек, под-


верженный изменениям и смерти, обладает лишь природ-ной душой и живет целиком на ее основе. Дух-Душа нахо-дится у него в состоянии глубокого сна, и существование такого человека, по сути, лишено разумности. Все его про-явления несут печать отсутствия разума, изменчивости и смертной природы. Этот тип человека ведет чисто природ-ное существование и уже не способен проявить в себе Бо-га. Правда, Библия учит, что человек существует ради про-славления Бога. Например, в Нагорной проповеди (пятая глава Евангелия от Матфея) говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые де-ла и прославляли Отца вашего Небесного.

Первоначальный текст в его правильном герметиче-ском значении говорит не о “прославлении”, а о “проявлении” или “осуществлении”. Переводчики Библии не сумели понять этот акцент. Будучи религиозными людь-ми, они хорошо понимали, что можно прославлять Бога и возносить Ему благодарение. Однако они были не в со-стоянии представить, что кто-то может проявить или осу-ществить Бога в себе. Вот почему в их переводе появилось слово “прославлять”, и мы знаем, чтó подразумевают под ним церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: