Работа щитом

Приводимая техника включает в себя не только конкретные практические приемы, но и упражнения способствующие развитию определенных навыков обращению со щитом, свободы и импровизации движений, то есть всему тому что, собственно, и называется культурой движения. (Некоторые специалисты называют «культурой движения» способность человека одномоментно повторить показанное движение. Им, наверное, видней.)

Вес щита по сравнению с общим весом бойца относительно мал. Несмотря на это, в один короткий момент щит можно использовать как точку опоры, подвешенную в пространстве. В этом поможет так называемая «инерция покоя». Чтобы понять суть сказанного проделайте простое упражнение:

Встаньте прямо, ноги шире плеч, левая рука вытянута перед собой. Теперь постарайтесь резко сместить тело в сторону, будто бы уклоняясь от летящей стрелы. Повторите движение несколько раз в разные стороны, а затем возьмите в руку гантель 3-5кг (щит) и повторите то же самое.

Несложно почувствовать разницу в скорости и координированности движения. Груз становится противовесом и точкой опоры, от которой можно оттолкнуться. Этот момент вполне реально использовать в боевой ситуации для резких уходов от удара, либо быстрых отклонений корпуса без смены позиции ног.

Чтобы расширить диапазон возможных движений, можно освоить другое упражнение. Примите нейтральную позицию, разместите щит перед собой на уровне груди, пробуйте подвигать корпусом, оставляя щит на месте. В первом варианте упражнения ноги остаются на месте, двигается лишь корпус: вправо, влево, вниз, вверх. Во втором варианте — прибавляется отшаг одной ногой (щит должен оставаться в строго зафиксированном положении). В третьем варианте — обе ноги могут смещаться, обеспечивая движение тела вокруг неподвижного щита. В процессе работы щит поочередно фиксируется в уключном, в среднем и в подольном уровне.

Увеличивая скорость перемещения тела, можно ощутить все большую работу щита в качестве противовеса. При полноценных (боевых) уклонах щит, конечно же, будет смещаться от «мертвой точки» как и подобает противовесу.

Этот же принцип взаимодействия масс тела и оружия должен использоваться и в номинации «меч-меч». Естественно, в данном случае, роль противовесов играют клинок и свободная рука. Принцип взаимодействия масс хорошо иллюстрирует следующий прием:

Встаньте на носки, вытяните обе руки вперед и резко отведите их в стороны и назад. Несмотря на то, что масса тела намного превосходит массу рук, вас ощутимо качнуло вперед, не так ли? Несложно проверить, что даже взмах одной рукой придает всему телу чувствительный импульс. Эти то импульсы и следует изучать постоянно и самостоятельно. Изучение взаимодействия векторов силы и владение закономерностями движений собственного тела — один из основных моментов пути бойца.

Я не утверждаю, что данные движения каждый будет применять в бою, как канонические приемы, однако, эти упражнения, безусловно, раздвинут рамки двигательных возможностей. В нужный момент тело само «воспользуется» нужным навыком, отложившимся в подсознании.

Как уже говорилось, наши предки нарабатывали необходимые двигательные навыки в процессе повседневных работ, плясовой практике, народных игрищах и т.п. В двадцать первом веке приходится искать иные способы, компенсации нашего малоподвижного образа жизни. Именно поэтому, в качестве очередной ступени повышения мастерства, на тренировках были введены основы пантомимы и брейк-данса. Эффект не заставил себя долго ждать: даже в досконально, на первый взгляд, изученных приемах обнаружились новые перспективы и нюансы исполнения, обеспечивающие резерв силы и скорости.

Несколько тактических нюансов

До последнего времени, на турнирах по ИФ, бои состояли из нескольких сходов, общий результат которых и является показателем успеха. Выигрывал тот, кто в большинстве сходов сумел подготовить атаку, успешно ее провести и не менее успешно разорвать дистанцию для подготовки следующей (за исключением тех случаев, когда противник теряет способность биться). Именно поэтому следует отдельно рассмотреть принципы «подоплеки» и управления противником.

Вспомним: в экстремальной ситуации сознание удерживает в «оперативной памяти» последний кадр мизансцены. Если вы стояли с поднятым щитом, то в момент быстрого движения (входа в атаку) экстремальное сознание противника обратится именно к этому кадру, и вы будете атакованы в зону незащищенную мгновенье назад.

Как и в любом правиле, в этом тоже существует два исключения:

1. Непрофессиональные и нервные бойцы, подвергаясь экстренной атаке, неосознанно бьют в область головы противника, даже если эта область прикрыта.

2. Бойцы с примитивной техникой и малым арсеналом приемов, в этой же ситуации бьют в рамках единственного отработанного приема. Эти исключения рассматривать не имеет смысла, ибо оба типа подобных поединщиков практически не опасны. Кстати, если перед началом боя не удалось «раскусить» квалификацию соперника (по осанке, взгляду и манере держать оружие), то одна быстрая атака может послужить тестом определения его уровня.

Рассмотрим подробнее особенности механизма восприятия:

Вы находитесь в позиции начала боя (3-4 м от противника). С началом движения (сближения) сознание начинает фиксировать изменения положения противника, хотя на этой стадии ни поза, ни положение рук еще не имеют значения. Однако, при выходе на дистанцию решающего шага — около 2м, любое движение уже критично:

1. Противник держит щит наизготовку (перед собой), рука занесена для удара (стадия замаха)... этот сход он проиграл!

Вам уже известен примерный сектор его ударов, щит очевиден и предсказуем (во время удара движение щита тоже имеет закономерности).

2. Противник прибрал щит, рука в среднем положении одинаково готова для замаха или защиты... вот тут и наступает время тактической игры.

Вы обязаны либо быть быстрей противника, либо оказаться хитрей и заставить его действовать по вашим правилам.

О способе построения действий (о концепции боя) уже упоминалось в первой книге, поэтому важней обсудить закономерности движения щита.

Понаблюдайте за поединщиками во время боя и заметьте, как смещается щит во время удара. Как правило, при атаке уключным ударом щит отходит всторону, освобождая место боевой руке. При этом открывается часть головы, плечо, частично грудь. Именно это и используется во встречных действиях («сдвойка», «черпак» и «накрут»).

Кроме того, щитовая рука не всегда находится в максимальном напряжении и после активного защитного действия наступает кратковременный период относительного расслабления. В этот момент наиболее успешным будет «зацеп», «наложение» или «ребро».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: