double arrow

Классификация тары и упаковки.

1

Тара и упаковка

Перемещение большинства товаров из сферы производства в сферу потребления невозможно без упаковки.

Определения тары и упаковки приведены в ГОСТ 17527—2003 Упаковка. Термины и определения.

Упаковка - это средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждения и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения продукции. (Под процессом обращения понимают транспортирование, хранение и реализацию продукции).

Тара – это основной элемент упаковки, предназначенный для размещения продукции.

Элемент упаковки, который в комплексе с тарой выполняет функцию упаковки, называется вспомогательным упаковочным средством.

Упаковка играет важную роль в торгово-технологическом процессе, так как ее применение позволяет:

- защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров;

- защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

- обеспечить сохранность количества и качества товаров;

- упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

- эффективно использовать емкость складских помещений;

- донести коммерческую информацию до потребителя товара.

Классификация тары и упаковки.

1. По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую).

Потребительская тара и упаковка предназначаются для продажи населению товара, являются частью товара и входят в его стоимость, а после реализации переходят в полную собственность потребителя, как правило, не предназначаются для самостоятельного транспортирования и перевозятся в транспортной упаковке. Потребительская тара имеет ограниченную массу, вместимость и размеры.

Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции.

Особым видом транспортной тары является тара-оборудование. Тара — оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров. К нему относятся ящичные поддоны, в которых товар доставляется с предприятий-изготовителей и складов непосредственно в торговые залы. В торговом зале такой ящичный поддон играет роль торгового оборудования и заменяет стеллажи, прилавки, торговые полки. Применение поддонов очень удобно в торговле овощами, фруктами, мясом, рыбой, а также в текстильной, химической, парфюмерной промышленности.

Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

2. В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную тару и упаковку.

3. В зависимости от кратности использования тара делится на: разовую, возвратную и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

Возвратной является тара, бывшая в употреблении, используемая повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику.

4. По конструктивным особенностям тару подразделяют на: неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.

Неразборная тара состоит из неразборных неподвижно соединенных частей.

Конструкция разборной тары позволяет разобрать ее на отдельные части и вновь собрать, соединив сочленяющиеся элементы.

Конструкция и свойства складной тары позволяют сложить ее без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре первоначальную форму.

Разборно-складная тара сочетает в себе конструктивные особенности разборной и складной тары.

Если конструкция тары предусматривает применение крышки или другого затвора, то такая тара называется закрытой. Тара, применяемая без крышки или другого вида затвора, относится к открытой.

Штабелируемой называется тара, конструкция и свойства которой позволяют укладывать ее в устойчивый штабель.

5. По степени прочности тара бывает жесткой, мягкой, а также хрупкой.

Жесткая называется тараформа и размеры которой не меняются при ее наполнении (бочки, ящики).

Мягкой называется тараформа и размеры которой меняются при ее наполнении (мешки, пакеты).

Хрупкой называется тара, чувствительная к воздействию динамических нагрузок (различные виды стеклянной тары).

6. В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара бывает пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро- и влагонепроницаемой.

7. В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную. Упаковочный материал выбирают, исходя из физических, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции.

Деревянная тара получила наибольшее распространение в обращении.
Жесткая, способная выдерживать механическое воздействие, она хорошо защищает товары при транспортировании. Однако деревянная тара обладает большой массой. К этой группе относят ящики, бочки, корзины.

Ящики представляют собой транспортную тару, корпус которой образован прямоугольным дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее. Разновидностью деревянных ящиков являются лотки, представляющие собой ящик, высота которого не превышает 110 мм.

Деревянные бочки, как и ящики, относятся к транспортной таре. Корпус бочки имеет цилиндрическую форму.

В зависимости от назначения деревянные бочки делят на сухотарные и заливные. Наряду с бочками для затаривания сыпучих и пастообразных товаров применяют барабаны — транспортную тару с корпусом цилиндрической формы, без обручей, с плоским дном и крышкой. Их изготавливают из фанеры или древесины и используют для хранения и перевозки грузов массой до 200 кг.

Одной из разновидностей деревянной тары являются корзины. Они бывают прутяные и драночные. Используют их для сбора, хранения и перевозки ягод, плодов, овощей, а также рыбы и других продовольственных товаров.

Картонная тара широко применяется для упаковки многих продовольственных и непродовольственных товаров. Она обладает небольшой массой. Изготавливают такую тару из прессованного, литого или склеенного картона, для производства которого используют древесину и ее отходы, целлюлозу, макулатуру.

Бумажная тара применяется для затаривания сыпучих и штучных товаров. К ней относят мешки и пакеты.

Мешки изготавливают двух типов: с открытой или закрытой клапаном горловиной. Для их производства используют мешочную бумагу, которая может быть многослойной, ламинированной полиэтиленом или пропитанной специальными составами.

Пакеты бывают двух типов: одинарные и с внутренним пакетом — вкладышем. Бумажные пакеты склеивают, а у пакетов из комбинированных материалов швы сварные.

Текстильная тара — это упаковочные ткани и тканевые мешки.

Металлическая тара применяется для затаривания, транспортирования и хранения жидких, летучих, огнеопасных и других товаров, обладающих специфическими свойствами.

Стеклянная тара служит для упаковки жидких продовольственных и непродовольственных товаров. К ней относят баллоны, бутылки, банки и флаконы различной формы и емкости, изготовленные из бесцветного или окрашенного стекла. Из-за хрупкости стеклянную тару транспортируют в специальных полимерных ящиках с гнездами или в ящиках, заполненных прокладочными материалами (стружкой, картоном и т.п.).

Керамическая тара, как правило, значительно увеличивает стоимость товара, поэтому наиболее часто ее применяют в качестве подарочной тары для упаковки чая, ликера- водочных изделий и парфюмерии.

Полимерная тара находит все более широкое применение, так как обладает небольшой удельной массой, высокой механической прочностью, низкой влагопроницаемостью.

Применение полиэтиленовой и полипропиленовой пленки различной толщины позволяет с помощью вакуумно-упаковочного оборудования герметично упаковывать пищевые продукты, значительно увеличивая срок их хранения. Из полимеров можно производить мягкую и жесткую тару. К мягкой потребительской таре относится тара, изготавливаемая из одно- и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. Упаковка из красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная потребительская упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования.

Наиболее распространенной мягкой потребительской упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов - оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Закрываются пакеты различными затворами.

Большое распространение получила потребительская тара из газонаполненных материалов. Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации.

Тару из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Тара из газонаполненных материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур (от +75 до -60°С) благодаря низкой теплопроводности пенопластов, что обусловило их применение для термической изоляции.

Потребительскую тару выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок и т.д. При изготовлении тары из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 30-40%), уменьшается масса тары.

Тара, изготовленная различными способами из полиэтилена, полипропилена, полистирола, поливинилхлорида и пенополистирола, позволяет заменить некоторые виды тары из других материалов. Например, полимерную тару можно использовать вместо деревянных ящиков и бочек, тканевых мешков, стеклянных бутылок и флаконов, бумажных мешков и пакетов. Однако такая замена не всегда возможна, в частности, из-за отрицательного воздействия на организм человека соединений, образующихся при взаимодействии некоторых полимерных материалов с пищевыми продуктами.

Комбинированную тару изготавливают из двух или более различных материалов. К этому типу относятся ящики, материалом для производства которых служит резофан (листовой материал, состоящий из трех слоев: внутреннего эластичного — из невулканизированной резины и внешнего — из шпона).

Комбинированная потребительская тара и упаковка наиболее часто включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. К этому виду упаковок относится упаковка типа "скин" с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие.

Упаковка типа "стреч" представляет собой двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.

Упаковка типа "вителло" представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клееный картонный цилиндр. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять печатью в несколько красок.

Упаковка типа "блистер" состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария (упаковка типа "блистер-бабл-пак") или повторять по контуру упаковываемое изделие (упаковка типа "блистер-контур-пак"). Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов.

Упаковку типа "блистер" применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.

Тара и упаковка должна отвечать ряду требований (экономическим, техническим, санитарно — гигиеническим, эстетическим).

Она должна быть недорогой в изготовлении. Обязательным является соответствие материала, из которого изготовлена тара, физико-химическим свойствам помещаемых в нее товаров. Конструкция тары должна быть прочной и служить гарантией сохранности товаров при перевозке и хранении.

Необходимо, чтобы тара отвечала эстетическим потребностям человека. Она должна гармонично сочетаться с товаром, воздействовать на покупателя, стимулируя его решение о покупке.

Укупорочные средства: средства для укупоривания тары.

Различают следующие виды укупорочных средств:

1. Крышка: Укупорочное средство для закрывания верха или горловины тары.

2. Пробка: укупорочное средство, вставляемое внутрь горловины тары;

3. Кронен-пробка: Укупорочное средство в виде металлического колпачка корончатой формы с уплотнительной прокладкой;

4. Аэрозольный клапан: Затвор для аэрозольной упаковки, сохраняющий давление внутри упаковки и позволяющий проводить распыление упакованной продукции;

5. Колпачок: укупорочное средство, надеваемое на горловину тары для обеспечения герметичности и (или) защиты тары;

6. Мюзле: укупорочное металлическое средство, применяемое для укупоривания бутылок с пищевыми жидкостями, имеющими избыточное давление, закрепляемое на горловине после укупоривания ее пробкой;

7. Обвязочное средство: средство для скрепления упаковки или продукции;

8. Упаковочная лента: средство, предназначенное для оклеивания (обвязывания) транспортной или потребительской тары

Маркировка - информация в виде надписей, цифровых, цветовых и условных обозначений, наносимая на продукцию, упаковку, этикетку или ярлык для обеспечения идентификации и ускорения обработки при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировании и хранении. Различают потребительскую, транспортную и экологическую маркировку.

Потребительская маркировка: маркировка, информирующая об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции.

Транспортная маркировка: маркировка, информирующая о получателе, отправителе и способах обращения с упакованной продукцией при ее транспортировании и хранении.

Экологическая маркировка — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций.

Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм.

Некоторые знаки, отражающие экологическую безопасность для человека и окружающей среды изделий в целом или их отдельных свойств:

"Голубой Ангел" (Германия)
"Белый лебедь" (Скандинавские страны)
"Экологический выбор" (Канада)
"Эко-знак" (Япония)
Экознак Европейского Союза

Знак единой экомаркировки в соответствии с требованиями ЕС, как и знак "Голубой Ангел", говорит об экологичности продукта и ставится на упаковке в двух цветах: зеленый и голубой или черный на белом фоне. Он не распространяется на пищевые продукты и лекарства, им маркируются товары, отнесенные к опасным, но используемые при соблюдении ограничительных условий или в допустимых пределах. Работа по присвоению европейского экологического знака, в том числе испытания на соответствие утвержденным критериям, ведется на национальном уровне.

Примеры других зарубежных эко-знаков, встречающихся на продаваемых товарах:

Информация о натуральности или органическом происхождении продукции:

1

Сейчас читают про: