Небумажная упаковка

Пластиковая упаковка

Пластиковая упаковка является вторым по важности упаковочным материалом, производимым в России. По прогнозам, ожидаемый рост производства пластиковой пленки должен составить приблизительно 12% в год (источник: Prado). Основными материалами для производства пластиковой упаковки является полиэтилен и полипропилен (свыше 50%), затем ПВХ (около 25%) и полиэтилентерефталат (около 20%). Обеспечение спроса внутреннего рынка на тару и упаковку осуществляется, в основном, за счет отечественных производителей. Экспортная составляющая в суммарном спросе на продукт невелика. У рынка полимерной тары и упаковки есть дальнейшие перспективы развития, обусловленные как наращиванием объемов производства, так и улучшением качества продукции. Среднегодовые темпы роста внутреннего спроса на тароупаковочные материалы в перспективе до 2015 г. прогнозируются на уровне 4,5%.

По данным Prado, за последние годы производство бутылок из полиэтилентерефталата возрастало на 7,5—8,5% в год. Бутылки из полиэтилентерефталата являются прозрачными, легкими и достаточно жесткими, чтобы выдержать автоматизированное наполнение. В будущем ожидается рост производства бутылок из полиэтилентерефталата для гелей для душа, шампуней, кондиционеров и бытовых средств. Бутылки из полиэтилентерефталата также занимают существенную долю пивного рынка: приблизительно 2,3 млрд. литров пива в России ежегодно разливается в бутылки из полиэтилентерефталата. Тонкая пластиковая упаковка также приобретает все большую популярность. Главным образом используемый для молочных продуктов. Изменяющиеся потребительские предпочтения также влияют на распространение этого вида упаковки в других секторах, например, хлебобулочные изделия.

На сегодняшний день сжимающиеся пластиковые тюбики занимают очень незначительную долю рынка. Однако возможно, в ближайшем будущем этот вид упаковки начнет активный рост, в частности, в местной косметической промышленности.

Стеклянная упаковка

Стеклянная упаковка является третьим важнейшим видом упаковки. Первичными потребителями являются пищевая промышленность и индустрия напитков, на долю которых приходится 70%. Стеклянная упаковка занимает устойчивые позиции в сегменте алкогольных напитков.

В тоже время стекло теряет долю рынка в некоторых важных сегментах: на пивном рынке появились бутылки из полиэтилентерефталата и алюминиевые банки, среди производителей молочных продуктов все большую популярность приобретают картонные упаковки. Для упаковки некоторых продуктов, таких, например, как первосортные соки, кетчуп и оливковое масло, вероятно, по-прежнему будет использоваться стеклянная упаковка как показатель высокого качества.

К другим сегментам, в которых используется стекло, относятся парфюмерия и индустрия туалетных принадлежностей, а также медицинская и химическая промышленность. В настоящее время спрос на стекло у производителей медикаментов упал, поскольку все большей популярностью пользуются жесткие пластиковые бутылки.

Металлическая упаковка

Металлическая упаковка занимает несколько ключевых ниш на российском рынке. По данным Prado, в секторе жестких (жестяных) банок наблюдается ежегодный рост на уровне 2—3%. Металлические банки для печенья, чая и кофе приобретают всю большую популярность в качестве подарков премиум класса.

Напротив, в области применения алюминиевых банок для напитков наблюдается существенный рост. Большая часть этого возросшего уровня производительности приходилась на пивную упаковку.

Предприятия-производители.

В России в местном производстве упаковки заняты приблизительно 6000 компаний. Однако большинство из этих компаний являются слишком мелкими, обладая совсем незначительной рыночной долей.

На сегодняшний день в России работают 85 заводов по производству стеклянной упаковки (без учета мелких предприятий), большая часть которых сосредоточена в Центральном федеральном округе, где размещается 45% от общего объема производства упаковки.

Лидерами производства стеклянной упаковки в России являются: РК М Холдинг (которому принадлежат три завода: «Ситал» в Смоленской области, «Кавминстекло» в Ставропольском крае и «Камышин» в Волгоградской области); «Рускам», дочерняя компания ведущего турецкого производителя стеклянной упаковки Anadolu Cam и часть группы Sisecam с заводами в Покровской и Владимирской областях и новым заводом в Уфе; «Российско-американская компания по производству стекла» (RASCO) с тремя заводами в России («Анопинский» во Владимирской области, «Воронежский» и «Хроматрон» в Москве); компания «ВедаПак», расположенная в городе Кингисепп в Ленинградской области и принадлежащая интегрированной бизнес-группе компания «Веда».

Увеличение объемов производства и улучшение качества вследствие технического прогресса за последние годы дали возможность некоторым российским компаниям по производству упаковки начать осуществлять низкий уровень экспорта. «Веда» экспортирует стеклянную упаковку в Финляндию с 2004 г. Иностранные инвесторы проявляют некоторый интерес в отношении данного рынка. Помимо заинтересованности Sisecam в «Рускам», французская компания Saint Gobal в 2005 г. приобрела контрольный пакет акций российских компаний «Ситал» и «Кавминстекло».

Жесткие пластиковые бутылки из полиэтилена высокой плотности и полиэтилентерефталата — это новое явление для российского рынка, однако с начала 1996 г. появилось около 100 местных производителей. Число производителей гибкой упаковки в России также резко возросло.

Если в середине 90-х гг. было только 8—10 компаний, то сегодня их уже 70. Российские компании контролируют около 80% российского рынка гибкой упаковки, в то время как на долю иностранных производителей приходится оставшаяся часть, среди них компании Alcan Packaging и Amcor появились на рынке совсем недавно.

На российском рынке напитков в баночной упаковке преобладают два производителя — «Ростар» (группа «Русал») и компания Rexam. Интегрированная группа «Русал» со своим заводом «Ростар», расположенным в городе Дмитров Московской области, «Ростар» — Всеволжанск Ленинградской области, и Rexam (Великобритания) со своим заводом в Наро-Фоминске Московской области занимают доминирующие позиции на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: