Пронаблюдайте, каким образом учительница перевела конфликтную ситуацию в воспитывающую. Какие личностные и профессиональные качества учительницы проявились в этом эпизоде?
Подумайте, какой урок извлекли из данной ситуации Юра и другие ученики класса?
Ситуация. Шел урок английского языка в 10 классе. Молодая учительница (работает первый год) показала фильм о Великобритании и после просмотра подошла выключить киноаппарат, который стоял рядом с партой Юры. На платье учительницы была булавка из янтаря. Вдруг: «Подумаешь, канифоль нацепила», – услышали все (и ребята, и учительница) реплику Юры. Учительница на мгновение застыла от неожиданности, потом медленно пошла к столу. В классе стояла напряженная тишина – все ждали реакции учительницы.
Повернувшись к классу. Учительница подняла побледневшее лицо и спокойно, тихим голосом рассказала притчу о морском камне, который приносит счастье женщине, а в трудные минуты согревает человека своим теплом и необыкновенным внутренним светом. Этот камень – янтарь.
|
|
Когда она закончила, с задней парты кто-то спросил тихо: «А вам бывает трудно?». «Да, вот сейчас мне очень трудно», – ответила она. После небольшой паузы Юра поднялся и тихо сказал: «Извините».
Тема 10. Психолого-педагогическая диагностика в коррекционной работе с конфликтными подростками
Вопросы для обсуждения
1. Диагностика причин школьных трудностей у подростков.
2. Изучение особенностей микросоциального окружения школьника.
3. Психолого-педагогическая диагностика эффективности коррекционной работы.
Терминологический тезаурус: психолого-педагогическая диагностика, методы педагогической диагностики, социальный статус подростка, сформированность познавательных интересов (оптимальный, допустимый, тревожный, критический уровень), оптимальность самооценки (оптимальный, допустимый, тревожный, критический уровень), устойчивость самооценки, адекватность самооценки, переживание эмоционального благополучия в школе (оптимальный, допустимый, тревожный, критический уровень).
Вопросы для самопроверки
1. Каковы особенности диагностики подростков с целью прогнозирования возможных нарушений поведения?
2. Опишите методы изучения микросоциального окружения трудных подростков.
3. Какие показатели личностного развития трудных подростков можно рассматривать в качестве критериев эффективности коррекционно-развивающей работы?
4. В чем заключаются особенности диагностики школьных трудностей учащихся с нарушениями поведения?
5. Какова методика диагностики готовности трудных подростков к обучению в среднем звене школы?
6. Что понимается под отношением к учению трудных подростков?
7. Каким образом определяется отношение к учению?
8. Опишите методику поуровневой диагностики отношения к учению.
Литература: [4], [5], [15], [21], [26], [28], [31].