Болезни сердечно-сосудистой системы

План лекции:

  1. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы в подростковом периоде.
  2. Объективное исследование сердечно-сосудистой системы подростков.
  3. Нейроциркуляторная дистония: этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, исходы, принципы лечения, профилактика, экспертиза.
  4. Артериальные гипертензии: этиопатогенез, клиника, диагностика, принципы лечения, профилактика, диспансерное наблюдение.
  5. Миокардит: этиопатогенез, классификация, клиника, диагностика, исходы, принципы лечения, профилактика, экспертиза.

Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, психологическом, нравственном и социальном становлении человека. Жан Жак Руссо называл его «вторым рождением человека». По напряженности процессов, протекающих в организме, подростковый возраст занимает в онтогенезе второе место после периода новорожденности. Состояние здоровья и развития подростка определяет здоровье человека в последующие возрастные периоды.

Комитет экспертов ВОЗ предложил считать подростками лиц в возрасте 10-20 лет. Подростковый возраст включает в себя два периода: пубертатный (полового созревания) – от начала появления вторичных половых признаков до приобретения способности к эффективному выполнению репродуктивной функции (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания, когда человек избирает профессию и овладевает ею (от 16 до 20 лет).

В пубертатный период рост различных органов и систем происходит с неодинаковой интенсивностью, что часто ведет к временным нарушениям координации их функций. Прежде всего это относится к сердечно-сосудистой системе, особенностями которой у подростков являются:

  1. Отставание объема сердца от объема тела.

V сердца 1 1

----------- = ---- (взрослые); --- (подростки).

V тела 60 90

  1. Опережение нарастания объема сердца по сравнению с увеличением просвета крупных сосудов, что способствует повышению уровня артериального давления и систолическому шуму.
  2. Рост нервной ткани миокарда отстает от быстро нарастающей массы миокарда, что ведет к нарушениям ритма и проводимости.
  3. Развитие коронарных артерий способствует хорошей васкуляризации сердца.
  4. Четко проявляются половые различия массы сердца, функционального состояния сердечно-сосудистой системы (у юношей в 17 лет состояние лучше).
  5. Идет активная гормональная перестройка организма, могут возникать нейроэндокринные нарушения с развитием вегетативной дисфункции, которые могут исчезать или стать основой развития НЦД или гипертонической болезни.
  6. Возможны отклонения от нормальной эволюции сердечно-сосудистой системы:

гипоэволюция сердца – отставание от нормального развития, различают:

· малое гипоэволютивное сердце – имеет малые размеры, часто у подростков с высоким ростом, низкой массой тела, длинными конечностями, узкой грудной клеткой;

· гипоэволютивное сердце митральной конфигурации – не завершен поворот сердца вперед и влево. Жалоб нет. Считается крайним вариантом физиологического развития.

Завершается развитие сердечно-сосудистой системы к 19-20 годам, гемодинамика становится такой же, как у взрослых.

Объективное исследование сердечно-сосудистой системы включает:

Осмотр области сердца – можно видеть верхушечный толчок в V межреберье на 0,5-1 см кнутри от среднеключичной линии (при тонкой грудной клетке).

Пальпация – пульс нормального напряжения и наполнения, ЧСС 65-85 в 1минуту, при ваготоническом типе вегетативной регуляции ниже 65, симпатикотоническом – выше 85.

При аускультации I тон на верхушке либо нормальной звучности, либо усилен (при тонкой грудной клетке и симпатикотоническом типе вегетативной регуляции). Редко возможно расщепление I и II тона (физиологическое), исчезает к концу пубертата. У 50% подростков на верхушке и в точке Боткина сразу после второго тона выслушивается физиологический III тон, он исчезает при физической нагрузке и стоя.

У здоровых подростков часто выслушивается систолический шум на верхушке и по левому краю грудины, он мягкий, короткий, уменьшается или исчезает стоя и усиливается после физической нагрузки. У большинства шум исчезает к концу пубертатного периода, сохраняется при аномалиях развития клапанного аппарата и подклапанных структур. Почти у всех подростков определяется дыхательная аритмия.

Артериальное давление зависит от пола, возраста, соматотипа. Эксперты ВОЗ к пограничной артериальной гипертензии у подростков (15-18 лет) относят величину АД в пределах для систолического 130-139 мм рт. ст., диастолического 80-89 мм рт. ст. Артериальная гипертензия расценивается как умеренная, если систолическое АД выше 140 мм рт. ст., диастолическое – 90 мм рт.ст.

Инструментальные методы исследования:

Ø Рентгенография грудной клетки;

Ø Электрокардиография – выраженная синусовая (дыхательная) аритмия, более короткие, чем у взрослых, интервалы;

Ø Фонокардиография, с помощью которой дифференцируют систолический шум функциональной и органической природы. Функциональные шумы могут регистрироваться в любой точке выслушивания, для них характерна изменчивость – стоя амплитуда шума уменьшается, а после физической нагрузки увеличивается.

Ø Эхокардиография – обязательна для подростков, у которых выслушивается систолический шум. У здоровых подростков в этом случае обнаруживаются ложные хорды, смещение сосочковых мышц и их расщепление, добавочная сосочковая мышца и др. Такие особенности внутрисердечного строения благоприятно протекают и не снижают функционального состояния ССС;

Ø Ритмографическое исследование – помогает определить функциональное состояние вегетативной нервной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: