Область - логико-эпистемологическая рамка

Что такое понятие в подростковом возрасте? По своей функции понятие должно стать инструментом. Подростковое понятийное знание -есть активное знание, т.е. знание-средство. Если младший школьник находится как бы «в» понятии, то подросток должен работать «с» понятием как со средством. И лишь тогда возможна система понятий. Основное направление обучения в подростковой школе - работа со знанием как со средством. В начальной школе понятие про что-то, о чем-то. В основной школе - связь двух сторон понятия - «про что» и «чем». Понятием должно опробоваться иное, еще не знаемое. Главный вопрос содержания обучения подростка в том как понять нечто «про...» таким образом, чтобы этим можно было действовать «с» - вот в чем подростковая понятийность. А это и есть развернутая форма мышления.

Мышление - это не только отражение существенного (в младшей школе рассматривается в большей мере только одна эта сторона мышления), но и опробование отраженным иного. Здесь серьезный эпистемологический вопрос. Каким образом отражение существенного и соответствующая ему схема, фиксирующая существенное в «чистом виде» может стать «оперативным» знанием-понятием - средством(инструментом) опробования и порождения, проектирования иного, еще не понятого (а, например, лишь представляемого)? Понятно, что в этом (и лишь в этом) случае соответствующая понятию схема станет моделью. Понятно также, что если моделирование должно стать основным действием в обучении подростка (Давыдов В.В., Репкин В.В.), а модель - основным предметом и «несущей конструкцией» обучения, то тем самым предположено изменение функции, роли знания - превращение «объектного» знания в инструментальное. Более того, предположено, что подобное превращение составляет «нерв» обучения в подростковой школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: