Факторы, влияющие на процесс обучения

Разработка теории психического развития детей в процессе обучения обязательно предполагает выявление и учет двух основных групп факторов: обусловленные типичными возрастными особенностями определенной группы учеников и индивидуальными особенностями учащихся в учебной работе. Соответственно в качестве основного теоретического источника рассмотрения данных факторов выступают основные положения возрастной (детской) и дифференциальной психологии. Рассмотрим их более подробно.
Вопросы онтогенетического развития психики изучаются в рамках возрастной психологии. Свое непосредственное выражение результаты разработки проблем возрастной психологии находят в периодизации психического развития ребенка, к построению которой в современной возрастной психологии наметился целый ряд подходов. Наиболее известны периодизации, созданные зарубежными авторами – А.Гезеллом, 3.Фрейдом, Ш.Бюллером, А.Валлоном, Ж.Пиаже и отечественными психологами – П.П.Блонским, Л.С.Выготским, Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божовичем, Д.Б.Элькониным.
В отечественной психологии наибольшее распространение получила периодизация, связанная с идеями теории деятельности. Деятельностный подход в возрастной психологии непосредственно отмечается в периодизации детского развития Д.Б.Эльконина. В ее основе – идея соответствия каждому возрасту установленного типа ведущей деятельности, обусловливающей главнейшие изменения в психологических особенностях ребенка в определенный период его развития. Внутри нее возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы. Смена ведущей деятельности характеризует смену возрастных периодов.
В соответствии с выявленными типами ведущей деятельности Д.Б.Эльконин выделил определенные возрастные этапы в психическом развитии ребенка, каждый из них характеризуется соответствующей совокупностью специфических закономерностей формирования личности. Переход к следующему этапу возрастного развития связан со сменой ведущей деятельности.
1. Первая ведущая деятельность в жизни ребенка – непосредственно-эмоциональное общение со взрослыми. Она присуща младенцу с первых недель его жизни и до года. Благодаря такому общению у младенца формируется потребность в общении с другими людьми, психическая общность с ними, эмоциональное отношение к ним, хватание как основа человеческих действий с вещами, ряд перцептивных действий.
2.Следующая – предметно-манипулятивная деятельность. Она характерна для ребенка от 1 до 3 лет его жизни. Осуществляя ее (первоначально в сотрудничестве со взрослыми), ребенок воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами; у него возникает речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление. На основе предметно-манипулятивной деятельности у детей появляются и развиваются психологические новообразования, так или иначе связанные с речью. Возникающая в этот период, она становится для ребенка важнейшим средством его общения со взрослыми, средством организации различных видов их совместно выполняемых предметных действий. Благодаря ей у ребенка иное качество приобретает и восприятие: оно становится осмысленным.
Центральное новообразование указанного возраста – сознание в собственном смысле этого слова (исходная и первичная форма сознания наблюдается у ребенка еще в младенчестве). С его появлением у трехлетнего ребенка тесно связано противопоставление своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослым. Это хорошо известный в детской психологии феномен: «Я сам!», который свидетельствует о выделении из единства «ребенок – взрослый» собственного детского «Я». Ребенок тем самым становится индивидуальным субъектом своих сознательных действий. Он стремится теперь к выполнению таких поступков, которые наблюдает у взрослых и которые вместе с тем явно ему не по силам.
3. Данное противоречие разрешается в форме игровой деятельности, которая становится для ребенка определяющей в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет). В структуру игры входят роли, сюжет, игровые действия, замещение действительно существующих предметов условными, реальные отношения между играющими. Двойственность (двуплановость) игры обусловливает ее развивающий эффект.
На основе игровой деятельности у ребенка также формируется ряд психологических новообразований. Это, прежде всего, воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему осуществлять в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим. Далее у него возникает направленность на общий смысл и характер человеческих отношений. Он выделяет особую роль этих отношений, которая придает определенное значение тому или иному предметному действию отдельного человека или поступку. Он уже в состоянии осмысленно ориентироваться в собственных переживаниях.
В целом к концу дошкольного возраста у ребенка наблюдается стремление к общественно оцениваемой деятельности, которое является основной предпосылкой его готовности к школьному обучению.
4. Учебная деятельность ведущая для детей от 6 до 10 лет. Именно тогда у детей возникает и развивается источник теоретического сознания и мышления. Сложившиеся в традиционной школе методы обучения и воспитания младших школьников не в полной мере обеспечивают полноценное формирование у них основ теоретического мышления. Однако педагоги, психологи и организаторы образования могут более настойчиво добиваться реализации этой цели путем существенного улучшения учебно-воспитательного процесса.
Главные новообразования данного возраста – это теоретическое мышление с такими его составляющими, как содержательная рефлексия, анализ, планирование, абстракция, обобщение. Они образуются у детей при усвоении ими теоретических знаний как содержания учебной деятельности.
5. При определении главной деятельности в подростковом возрасте у психологов нет единого мнения. Так, Д.Б.Эльконин и Т.В.Драгунова, проанализировав большой фактический материал, относящийся к жизни подростков, пришли к выводу, что таковой на этом возрастном этапе является интимно-личностное общение сверстников. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию норм отношений взрослых. Центральным психологическим новообразованием данного возраста, как считают указанные авторы, становится возникающее у подростков чувство взрослости как форма проявления их самосознания. Оно позволяет им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми и товарищами, обрести образцы для подражания, строить по этим образцам свои отношения с людьми.
Для других исследователей (Д.И.Фельдштейн и др.) определяющей деятельностью является участие подростков в общественно значимой работе (в художественной самодеятельности, в различных организациях, в борьбе за достижение высоких спортивных результатов классного и школьного коллектива). Активность подростков при перечисленных видах деятельности способствует удовлетворению их потребности в общении со сверстниками и более старшими людьми, в признании со стороны взрослых, в самостоятельности, самоутверждении и самовыражении, согласно выбранному идеалу.
6. Учебно-профессиональную деятельность выполняют учащиеся в возрасте от 15 до 17–18 лет. Благодаря ей у них развивается необходимость в труде, профессиональные интересы, формируются способность строить свои жизненные планы, нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения; в этом возрасте юноши и девушки могут приобрести первоначальную квалификацию по одной из массовых профессий. Элементы исследования, имеющиеся в ведущей деятельности юношей и девушек, способствуют дальнейшему развитию их познавательных интересов, теоретического сознания и мышления, которые, в свою очередь, становятся основой повышения их профессионального мастерства.
Процесс развития современного ребенка многопланов, сложен и противоречив. Его трудности и проблемы особенно остро проступают в возрастных периодах, которые называют «кризисными», «особыми» (1, 3, 7, 11–12 лет). Эти дети резко отличаются по своему поведению и самочувствию от детей других возрастов (у них наблюдаются, например, усиленное стремление к самостоятельности, ряд негативных поступков по отношению к взрослым и т.п.). Новообразования переломных периодов с наступлением стабильных начинают выполнять роль своеобразного внутреннего каркаса, который «обрастает» фактурой конкретных мотивов и действий и определяет направление развития психики в каждом устойчивом периоде.
Выявление индивидуально-психологических факторов, которые необходимо учитывать в учебной работе с учащимися, по мнению видного специалиста И.Унт, может быть осуществлено исходя из особенностей, от которых больше всего зависит качество процесса усвоения (например, способности), вариабельность которых по средним показателям учащихся одного возраста особенно велика, в отношении которых целью воспитания является различие между учащимися и которые станут основой для формирования индивидуальности учащегося (например, интересы).
В соответствии с этими критериями выделяют следующие психологические черты, наиболее полно раскрывающие индивидуальные особенности школьников как субъектов учебного процесса. Прежде всего сюда относится комплексное свойство – уровень умственного развития учащегося. Это понятие охватывает как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретенные знания (обученность). Критериями определения способности к учению являются скорость усвоения, гибкость процесса мышления и связь конкретных и отвлеченных компонентов в мышлении.
Скорость усвоения – это комплексное явление, существенным показателем которого выступает не столько темп запоминания, сколько обобщения. Скорость усвоения исследовала З.И.Калмыкова, использовавшая для обозначения этого явления термин «темп продвижения»; оценками последнего являются количество заданий, необходимых для возникновения обобщений, и экономичность мышления. К ним добавляется еще самостоятельность: чем ниже темп продвижения, тем больше учащийся нуждается в помощи.
Результаты соответствующих исследований показали, что факторы обучаемости обладают относительно стабильным характером. Они хотя и поддаются развитию, однако этот процесс протекает очень медленно и требует большого напряжения сил. При этом успехов, достигнутых при формировании мыслительных операций при работе с одним учебным материалом, становится меньше при переключении на материал другого рода.
Понятию обучаемости по существу близко понятие общих умственных способностей, под которыми обычно понимают комплекс умений, требуемых для осуществления учащимися учебной деятельности. Сюда относится способность запоминания материала, проведения логических операций, а также творческое мышление.
В практике деятельности школьного психолога очень важно не только правильно выбрать такие особенности, но и качественно их диагносцировать. Основным методом диагностики умственных способностей длительное время был обучающий эксперимент, с помощью которого они проявлялись в процессе усвоения нового материала. В своих позднейших исследованиях З.И.Калмыкова выработала методику оценки умственных способностей учащихся, когда оценочные суждения определяются тем, в какой степени школьники оказываются в состоянии самостоятельно проработать новый учебный материал.
Другой основной метод – метод тестирования. В этом случае учащимся предъявляют задания, не связанные с учебным материалом. Их выполнение требует участия различных познавательных процессов. По качеству выполнения предложенных заданий и определяются умственные способности учащихся.
В зарубежной психологии уже с начала XX столетия для характеристики общих умственных способностей используется понятие «интеллигентность». Оно определяется в психологии различным образом. Чаще всего интеллигентность истолковывается как показатель общих способностей абстрактного мышления человека. Основным методом исследования этого свойства является тест умственной одаренности. Чаще всего уровень интеллигентности выражается суммарным численным показателем – коэффициентом интеллигентности IQ, средним показателем которого является 1,00 (или иногда 100 баллов).
В последние десятилетия в зарубежной психологии изменилось отношение к умственной одаренности, которую престали воспринимать как синоним IQ. Подчеркивается, что одаренность, по сути, явление многофакторное, которое может выступать в различных комбинациях, от этого и зависит модификация одаренности людей. Значительно больше внимания стали уделять взаимосвязи интеллигентности с личностью как целым, а также с мотивацией ребенка. Особенно оживились исследования креативности (творческого начала) как одного из факторов интеллекта.
Кроме общих умственных способностей, в учебной работе проявляются и специальные способности и одаренность детей, которая представляет собой прирожденные задатки. Диагноз специальных способностей осуществляется аналогично общим умственным с помощью обучающего эксперимента и тестов. Для него используется такой же вид учебной деятельности, который предполагает соответствующие умения; например, решение математических задач дает примерное представление относительно способностей у учащегося.
С умственными способностями тесно связана возможность учащихся самостоятельно усваивать знания, предполагающая у них интеллектуальность. Последнее представляет собой приемы умственного труда, которые получили название умения умственного труда, или учебные умения. Они нагляднее всего проступают в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом: при его восприятии и обработке, выделении существенного, при структурировании и связывании нового материала с ранее изученным, при обобщении учебного материала, повторении и применении его. Таким образом, они связаны со всей учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения.
Важное значение имеет и выявление знаний, умений и навыков, или обученность. Уровень знаний определяется не только теми сведениями, которые они уже усвоили в школе на основании учебных программ, но и такими, которые они приобрели не в школе. Это предварительные знания, которые черпались из разных источников информации – литературы, личного опыта, средств массовой коммуникации и т.д. Большая часть их представляет собой промежуточную ступень между научными и житейскими знаниями.
При обучении следует учитывать еще одну категорию – программные знания, полученные при изучении других предметов и нужные для углубления понятий о данной учебной дисциплине. Индивидуальные различия в уровне предварительных знаний возникают в тех случаях, когда кто-нибудь из учащихся полностью или в значительной мере уже владеет данным предметом, например, усвоил программный материал по музыке в музыкальной школе, уже владеет каким-нибудь иностранным языком. Учитель должен учитывать различия такого рода между учащимися в следующих видах знаний: программных (в области данного предмета, в области других предметов); внепрограммных или предварительных.
Наиболее эффективный и удобный метод диагностики знаний, умений и навыков по сравнению с другими методами контроля – предметные тесты. Они состоят из коротких заданий, на которые учащийся должен реагировать или составлением ответов, или комбинированием предложенных ему готовых вариантов. Такой вид контроля дает возможность составлять вопросы в объеме всего предметного курса, а его результаты хорошо сопоставимы между собой.
Значимым является и учет индивидуальных различий в сфере учебной мотивации, определяемой как направленность учащегося к любым сторонам учебной деятельности. Мотивы у каждого индивида – сложный динамический комплекс, знание которого необходимо для учета и корригирования мотивации. С точки зрения индивидуализации из этого комплекса выделяют интересы, которые могут быть средством обучения, выступать в качестве мотива, становиться свойством личности. У учащихся отмечается несхожесть не только по качеству интересов, но и по их характеру. Так, в ходе одного исследования учащиеся V–VIII классов по совокупности познавательных интересов были подразделены на четыре группы: с аморфными, с широкими, со стержневыми интересами, учащиеся, не имеющие интереса к учению. Для изучения познавательных интересов наиболее распространены наблюдение, беседа, сочинения и анкеты.
Таким образом, к особенностям учащихся, которые, в первую очередь, следует учитывать при индивидуализации учебной работы, относятся:
– обучаемость, т.е. общие умственные (в том числе креативность), а также специальные способности;
– учебные умения;
– обученность, состоящая как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков;
– познавательные интересы (на фоне общей учебной мотивации).
Кроме психологических факторов, на учебный процесс влияние оказывает и состояние здоровья ребенка, различные физические дефекты, которые также необходимо учитывать в работе с детьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: