ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ТРАГЕДИИ
План
1. Происхождение греческой трагедии и ее структура.
2. Эсхил – «отец трагедии»
· Вклад Эсхила в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных великим трагиком.
· Постановка проблемы рода и становления государственности в трилогии «Орестея».
· Миф об Атридах в последующей драматургической традиции.
3. Творчество Софокла как отражение нового этапа становления человека и греческого общества. Проблематика трагедий Софокла: судьба человека, его отношения с родом, семьей, государством. Драматургические принципы Софокла.
4. Новаторство Еврипида в жанре трагедии: изображение отдельного человека, раскрытие его сложного внутреннего мира; отношение драматурга к мифу, отказ от монументальных образов, введение в «высокий» жанр бытовых явлений.
Литература
Художественные тексты
Эсхил. Орестея. Прометей прикованный.
Софокл. Царь Эдип. Антигона.
Еврипид. Медея. Ипполит.
Критическая литература
Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. – М., 1982.
|
|
Каллистов Д. П. Античный театр. – Л., 1970.
Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. – М., 1990.
Материалы к занятию
Ф.Роше О постановке «Орестеи» (см.: Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С.111-113).
Практическое занятие № 4
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ
План
1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры.
2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:
· тема войны и мира в комедиях «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»;
· тема власти и народа в комедии «Всадники»;
· философские и педагогические идеи времени в комедии «Облака»;
· социально-политические и эстетические идеалы комедиографа, отразившиеся в «Лягушках».
3. Развитие новоаттической комедии в Афинах, ее особенности. Творчество Менандра. Конфликт и проблематика его комедий.
Литература
Художественные тексты
Аристофан. Облака. Лягушки. Лисистрата.
Менандр. Третейский суд. Брюзга.
Критическая литература
БоннарА. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. – М,.1994. – Т.2. Гл. VIII.
Гусманов И. Г. Аристофан и Менандр. – Орел, 1998.
Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. – М., 1990.
Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. – М., 1979.
Практическое занятие № 5
АНТИЧНЫЙ РОМАН
План
1. Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман»
2. Греческий авантюрный роман и его топика.
3. Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» в ряду других греческих романов.
4. Отличия римского романа от греческого.
|
|
5. «Сатирикон» Петрония
· состав текста, сюжет, композиция;
· хронотоп романа;
· автор и персонажи;
· искусство индивидуальной речевой характеристики в романе.
6. Роман Апулея «Золотой осел». Использование фабулы Лукиана, ее развитие и обогащение. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция.
7. Историко-литературное значение античного романа.
Литература