Практическое занятие № 3

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ТРАГЕДИИ

План

1. Происхождение греческой трагедии и ее структура.

2. Эсхил – «отец трагедии»

· Вклад Эсхила в развитие жанра. Общая оценка трагедий, созданных великим трагиком.

· Постановка проблемы рода и становления государственности в трилогии «Орестея».

· Миф об Атридах в последующей драматургической традиции.

3. Творчество Софокла как отражение нового этапа становления человека и греческого общества. Проблематика трагедий Софокла: судьба человека, его отношения с родом, семьей, государством. Драматургические принципы Софокла.

4. Новаторство Еврипида в жанре трагедии: изображение отдельного человека, раскрытие его сложного внутреннего мира; отношение драматурга к мифу, отказ от монументальных образов, введение в «высокий» жанр бытовых явлений.

Литература

Художественные тексты

Эсхил. Орестея. Прометей прикованный.

Софокл. Царь Эдип. Антигона.

Еврипид. Медея. Ипполит.

Критическая литература

Гусейнов Г.Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. – М., 1982.

Каллистов Д. П. Античный театр. – Л., 1970.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. – М., 1990.

Материалы к занятию

Ф.Роше О постановке «Орестеи» (см.: Никола М.И. Античная литература: Учебное пособие / Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001. – С.111-113).

Практическое занятие № 4

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ

План

1. Происхождение древней аттической комедии и особенности ее структуры.

2. Эпоха Аристофана в зеркале его комедий:

· тема войны и мира в комедиях «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»;

· тема власти и народа в комедии «Всадники»;

· философские и педагогические идеи времени в комедии «Облака»;

· социально-политические и эстетические идеалы комедиографа, отразившиеся в «Лягушках».

3. Развитие новоаттической комедии в Афинах, ее особенности. Творчество Менандра. Конфликт и проблематика его комедий.

Литература

Художественные тексты

Аристофан. Облака. Лягушки. Лисистрата.

Менандр. Третейский суд. Брюзга.

Критическая литература

БоннарА. Смех Аристофана // Боннар А. Греческая цивилизация. – М,.1994. – Т.2. Гл. VIII.

Гусманов И. Г. Аристофан и Менандр. – Орел, 1998.

Штейн А. Л. Веселое искусство комедии. – М., 1990.

Ярхо В., Полонская К. Античная комедия. – М., 1979.

Практическое занятие № 5

АНТИЧНЫЙ РОМАН

План

1. Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман»

2. Греческий авантюрный роман и его топика.

3. Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» в ряду других греческих романов.

4. Отличия римского романа от греческого.

5. «Сатирикон» Петрония

· состав текста, сюжет, композиция;

· хронотоп романа;

· автор и персонажи;

· искусство индивидуальной речевой характеристики в романе.

6. Роман Апулея «Золотой осел». Использование фабулы Лукиана, ее развитие и обогащение. Мистико-нравоучительный смысл истории Луция.

7. Историко-литературное значение античного романа.

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: