Семестр. Введение Эстетика и менталитет ХХ века

Введение Эстетика и менталитет ХХ века. Основные художественно-эстетические и философские направления. Становление новой эстетики реализма. Модернизм как тип творческого мировидения. Открытие абсурда как качества реальности. Мифологизм мышления. Диалектика взаимоотношений реализма и модернизма

Франция. Литература 1910-1940-х годов. Дадаизм и формирование эстетики сюрреализма. Аполлинер: формирование эстетики, сборники «Алкоголи», «Каллиграммы». Эволюция творчества Луи Арагона и Поля Элюара. Марсель Пруст: тонкость психологического анализа ассоциативного процесса в человеческом сознании в романе «В поисках утраченного времени». Роман «Огонь» как вершинное произведение А.Барбюса, история создания, оценка произведения современниками. Структурно-содержательная целостность романа. Сочетание в нем документа и вымысла. Особенности композиции, система образов. Содержательные лейтмотивы романа: разоблачение жестокости и грязи империалистической войны, тема солдатской солидарности, контрастной эгоизму «окопавшихся», пробуждение революционного сознания в солдатской массе. «Огонь» А.Барбюса и антивоенные романы писателей «потерянного поколения» (Хемингуэй, Ремарк, Олдингтон): сходство и различие.

Германия. Литература 1910-1940-х годов. Особенности национального менталитета и истории. Влияние философии Ф.Ницше и О.Шопенгауэра на развитие литературы. Экспрессионизм, эстетика направления. Э.М.Ремарк. Отражение трагедии «потерянного поколения» в романе «На западном фронте без перемен». Т.Манн. Эволюция писателя, формирование жанра «интеллектуального романа» («Волшебная гора», «Доктор Фаустус»). Б.Брехт. Эстетика Брехта, принципы «эпического театра». Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и ее дети». Философский смысл драмы «Галилео Галилей» Б.Брехт – поэт, драматург, режиссер и теоретик драмы. Теория «эпического театра» Брехта в ее отношении к «аристотелевскому театру». Трактаты Брехта «Об экспериментальном театре» и «Малый органон для театра». Принцип «отчуждения».

Австрия. Литература 1910-1940-х годов. Особенности национального менталитета и истории. Распад Австро-Венгерской империи. Философские, социологические и психологические концепции. Становление экспрессионизма в литературе. Поэтический мир Райнера Марии Рильке. Франц Кафка. Притчи в творчестве писателя. Проблематика романов: отношения Закона и человека, света и тьмы, оправдания и вины («Процесс». «Замок», «Превращение»). С.Цвейг. Мировоззренческая позиция писателя в «Подвиге Магеллана», проблема вины, тонкость психологического анализа в романе «Нетерпение сердца», соединение факта и вымысла в сборнике исторических миниатюр «Звездные часы человечества».

Великобритания. Литература 1910-1940-х годов. Особенности национального менталитета и тип культурного сознания. Появление и формирование модернистской эстетики. Мифологизм мышления, отказ от социальной проблематики, эксперимент в области формы и поэтики. Образ «бесплодной земли» в стихах и поэмах Элиота. Дж.Джойс. Эстетика и художественная система. Стихи сборника «Камерная музыка», рассказы сборника «Дублинцы». Модернистское мифотворчество в романе «Улисс». Аналогии с гомеровской «Одиссеей» и «поток сознания». Творчество В.Вулф, теоретика английского модернизма. Вульф о литературной классике и задачах современной литературы. Вулф о русской литературе и ее значении для писателей ХХ века. Д.Г.Лоуренс: место и роль его творчества в литературном процессе ХХ века, в модернизации английской литературы. Т.С.Элиот – реформатор современной поэзии и критики. Утверждение Элиотом роли и значения поэзии, ее морально-эстетической ценности в условиях трагического ХХ века. О.Хаксли. Своеобразие сатиры в антиутопии «Дивный новый мир». Место романа в творчестве писателя. Смысл заглавия, роль и значение шекспировских аллюзий в романе, функция эпиграфа. Содержание и художественные приемы разрешения конфликта в романе. Ирония и сатира в романе. Особенности жанровой природы.

Италия. Литература 1910-1940-х годов. Философские, мировоззренческие, эстетические концепции эпохи. Особенности политической ситуации. Основные Литературно-художественные направления периода.

Творчество Габриэля Д`Аннунцио, Луиджи Пиранделло. Л.Пиранделло – реформатор итальянского и мирового театра. Драма Л.Пиранделло «Шестеро персонажей в поисках автора» как отражение принципов философского театра. Влияние условного театра Пиранделло на театральное искусство ХХ века.

Испания. Литература 1910-1940-х годов. Идейная и философская атмосфера в Испании начала века. Осознание социально-политического кризиса на рубеже веков. «Культ Касталии» в творчестве М.де Унамуно, П.Барохи, А.Мачадо. Поэзия Г.Ф.Лорки Поэзия Гарсиа Федерико Лорки. Социально-политические взгляды поэта, их эволюция, интерес к народному творчеству в «Книге стихотворений». Мир цельности и гармонии. Человек как частица космоса. Основные темы поэзии: Судьба, Смерть, Любовь. «Поэма о канте – хондо». Синкретизм жанра, основные мифологемы.

Соединенные Штаты Америки. Литература 1910-1940-х годов. Пересмотр традиционных американских ценностей в условиях начала века. Историческая обстановка и литературно-общественная борьба в США после первой мировой войны. Литература «потерянного поколения». Трагическая тональность, эмоциональная напряженность прозы. Творчество Дж.Дос Пассоса. Э.Хемингуэй. Ранняя новеллистика.: своеобразие стиля произведений сборника «В наше время». Техника «айсберга». Роман «Фиеста», трагическое мироощущение его героя, позиция стоицизма. Тема фиесты и тема корриды – народного празднества и напряженной борьбы. Любовь и война в романе «Прощай, оружие!» Толстовская традиция изображения войны в романе лирического типа. Антифашистская тема в произведениях Хемингуэя 30-40-х годов. Роман «По ком звонит колокол». Лирическое, драматическое и эпическое в романе. Утверждение гуманистических ценностей в повести «Старик и море». Ф.С.Фицджеральд. Эссе «Отзвуки Века Джаза»: характерные настроения «джазового века». Роман «Великий Гэтсби». Прием «двойного видения» как основной элемент поэтики Фицджеральда и его проявление в художественной системе романа. Характер основного конфликта. Тема богатства, ее раскрытие и осмысление автором. Мотив деформации нравственного начала личности применительно к центральным образам романа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: