Чаще всего конструкция фирменной упаковки ориентирована на потребности производства и сбыта, но нередко без учета требований логистики. Например, транспортировка таких изделий, как полностью собранные мотоциклы, ведет к плохому использованию складского пространства и вместимости транспортных средств из-за низкой плотности подобных грузов. В результате повышаются издержки транспортировки и хранения. Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений. В общем, идеальная потребительская упаковка, которая должна бросаться в глаза потребителям благодаря необычной форме и габаритам, именно по этим же причинам представляет собой наихудшую упаковку для логистики. По-настоящему продуманная конструкция упаковки непременно должна учитывать требования всех компонентов логистической системы.
Рис
Промышленная (транспортная) упаковка (логистический аспект)
|
|
Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или отдельные их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы, укладывая в коробки, мешки, ящики или бочки. Все эти емкости, служащие для первичного «объединения» отдельных продуктов, называют промышленной (транспортной) упаковкой. Когда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки, этот процесс называется контейнеризацией или созданием укрупненных грузовых единиц.
Таким образом, логисты подразделяют упаковку на: коробка, поддон (паллет), укрупненная грузовая единица и контейнер. Есть еще специализированные транспортные упаковки – например Алютех получает алюминиевое сырье для своего производства в виде рулонов.
Промышленная упаковка и укрупненная грузовая единица являются основными объектами грузопереработки в логистическом канале. Вес, габариты и прочность промышленной упаковки большинства продуктов предопределяют требования к их транспортировке и грузопереработке. Если упаковка не содействует производительности логистических операций, страдает эффективность всей системы.
Рис
Как правило, логисты выделяют три главных функции упаковки в логистике:
1. защита от повреждений,
2. обеспечение удобства транспортировки и грузопереработки
3. информирование.
Некоторые авторы добавляют сюда складские функции и утилизационные.