Ударные (многоцелевые) АПЛ 6 страница

Пожалуй, на момент ввода в строй «Ирокез» был самым эффективным противолодочным кораблем своего класса, оставляя далеко позади все американские и европейские эсминцы, даже куда более крупные и дорогие.

DDH.280 «Ирокез» построен/спущен в 1972 г.

DDH.281 «Гурон» построен/спущен в 1972 г.

DDH.282 «Атабаскан» построен/спущен в 1972 г.

DDH.283 «Элгонкуин» построен/спущен в 1973 г.

Э.88. Рис. Аргентинский эсминец «Эркулес» (1976 г.)

Из флотов второстепенных держав следует упомянуть аргентинские ВМС. В 1976 и 1981 году эта латиноамериканская страна закупила в Англии два корабля «Эркулес» и «Тринидат», которые практически идентичны британским «Шеффилдам».

Э.89. Рис. Аргентинский эсминец «Адмиранте Браун» (1983 г.). Водоизмещение 2900/3360 т, основные размерения 125,9/14/5,8 м, скорость 30,5 узла, дальность плавания 4500 (18) миль, экипаж 200 (26) чел. Вооружение: 2х4 MM40; 1х8 ALBATROS (24); 127-мм и 4х2 40-мм; 2х3 ТА (18); вертолет AS555 FENNEC

Э.90. Рис. Аргентинский эсминец «Андмиранте Браун» в море (1986 г.)

Э.91. Эсминцы типа «Андмиранте Браун» – самые современные корабли аргентинского флота.

После полного поражения в Фолклендской войне и разрыва всех отношений с Англией в ФРГ были заказаны 4 оригинальных корабля типа «Meko-360». Головной эсминец «Адмиранте Браун» (3360 т, длина – 125 м, 30 узлов, одна 127-мм и восемь 40-мм пушек, восемь ПКРК «Отомат», ЗУР «Аспид» (запас 24 ракеты), трехтрубный торпедный аппарат, вертолет), вошел в состав флота в 1983 году.

Эсминцы типа «Альмиранте Браун» созданы по проекту «Меко-360Н2», который отражал самые современные разработки в области судостроения. Согласно этой концепции, все виды вооружения и аппаратура управления устанавливаются в виде отдельных взаимозаменяемых модулей, которые при необходимости можно сменить на более совершенные без внесения в конструкцию корабля дополнительных изменений, которые ранее считались неизбежными при модернизации. Еще один корабль по этому проекту построен для ВМС Нигерии.

D10 Almirante Brown 1983 г.

D11 La Argentina 1983 г.

D12 Heroina 1983 г.

D13 Sarandi 1984 г.

В отличие от этих эсминцев, судьба единственного нигерийского корабля этого типа («Араду») оказалась менее счастливой. Он несколько раз попадал в разные аварии и садился на мель и большую часть времени провел в ремонтных доках. От аргентинских кораблей он отличается наличием дизель-газотурбинной установки с ПУ «Олимпуе» и ДУ MTU. Вооружение на нигерийском эсминце такое же, как и на аргентинских «собратьях». Базируется на «Араду» вертолет «Линкс» Мк.89.

Э.92. Рис. Чилийский эсминец типа «Каунти». Водоизмещение 5530 т, основные размерения 158,7х16,5 м, скорость хода 30 узлов, экипаж 470 чел. Вооружение: 4 УР «Экзосет», 1 ПУ ЗУР «Си Слаг» (только на «Прат» и «Латорре»), 2 ПУ ЗУР «Си Кэт» (кроме «Латорре»), 2 114-мм артустановки, 2 40-мм и 2 20-мм артустановки, 2x3 324-мм ТА. Один вертолет SA-319 «Алуэтт» (на «Прат» и «Латорре»), два вертолета NAS-32 «Супер Пума» («Бланко Енкаладе» и «Кохране»).

Э.93. Эсминец типа «Каунти» до модернизации.

э.94.

Четыре британских эсминца типа «Каунти» в 1980-х годах были переданы Чили и стали самыми мощными кораблями ВМС этой страны. Эсминцы «Бланко Енкаладе» и «Кохране» (бывшие британские «Файф» и «Антрим») были модернизированы и получили увеличенные вертолетные площадки для размещения двух вертолетов типа «Супер Пума», а «Прат» и «Латорре» (бывшие «Норфолк» и «Глэморгэн») остались практически без изменений. На «Латорре» установили 40-мм артиллерийские установки вместо ПУ ЗУР «Си Кэт», которые были повреждены во время фолклендской войны.

Лидер Румынии Н. Чаушеску мечтал о «Великой Румынии» и взял курс на создание собственной военной промышленности. В 1979 году на верфи в Мангалии состоялась закладка эскадренного миноносца «Мунтения» – флагмана будущего «большого флота». В 1985 году он впервые вышел в море. Это был поистине странный корабль! Все вооружение и радиоэлектроника были советского производства, но по архитектуре он выглядел совершенно необычно, больше напоминая контейнеровоз, чем боевую единицу флота.

Отсутствие опыта у румынских конструкторов и судостроителей привело к тому, что «Мунтения» едва не опрокинулась во время ходовых испытаний. Корабль пришлось вернуть на верфь, где с него в целях повышения остойчивости срезали часть надстроек, укоротили дымовую трубу и мачты, а тяжелые пусковые установки ракет «Термит» (те же модернизированные П-15) переместили на палубу ниже, причем под носовые комплексы пришлось сделать специальные вырезы в бортах и палубе...

Э.95. Рис. Румынский эсминец «Мэрищещти». Водоизмещение 5790 т, длина 144,6 м, ширина 14,8 м, осадка 4,9 м, скорость 27 узлов, экипаж 270 чел. Вооружение: орудия – 2 АК-726, 2 АК-230; торпедные аппараты – 4 533-мм; противокорабельные комплексы – 8 П-15; противолодочные комплексы – 2 РБУ-6000; вертолеты – 2.

Э.96, э.97, э.98.

Вновь корабль вышел на испытания в 1992 году уже под новым названием «Мэрэшешти» – его переименовали в память крупного сражения, произошедшего летом 1917 года. Попытка продать корабль в какую-нибудь из стран третьего мира не увенчалась успехом, и «Мэрэшешти» по сей день значится флагманом румынского флота.

«Мэрэшешти» построен/спущен в 1992 г.

Основу военно-морских сил Тайваня в течение долгого времени составляли многочисленные эсминцы типа «Аллен М.Самнер» и «Гиринг», прошедшие капитальное переоборудование и вооруженные ракетами разных классов. Однако время брало свое, и к середине 1990-х годов все сроки эксплуатации этих кораблей окончательно вышли, а тут и случай удачный подвернулся. В 1970-е годах, при шахе, иранские ВМС были сильнейшими в Персидском заливе с крайне амбициозной программой развития. В частности, в США для Ирана были построены 4 мощных ракетных эсминца полным водоизмещением 9574 тонны. Но до Ирана они на дошли – после свержения иранского шаха корабли остались в распоряжении ВМС США. Американский военный флот их практически не использовал. В 2001 году президент США Джордж Буш одобрил продажу всех четырех эсминцев данного класса Тайваню.

Э.99. Рис. Эскадренный миноносец ВМС Тайваня типа «Кидд» (1981 г.). Водоизмещение 9700 т, длина 171,6 м, ширина 16,8 м, скорость 33 узла, экипаж 339 чел. Вооружение: орудия – 1 MK.45; торпедные аппараты – 6 Mk-32 324 мм, ракетные установки – 2 MK41; противокорабельный комплекс «Гарпун»; зенитные установки – 2 «Стандарт», 2 «Вулкан» MK.15; противолодочные комплексы – 2 АСРОК; вертолеты – 1.

Э.100.

Корабли серии «Кидд» предназначены для решения задач по обеспечению обороны корабельных соединений и групп, оказания огневой поддержки сухопутным войскам, защиты морских коммуникаций, нанесения ударов по береговым целям, ведения разведки.

DDG.993 Keelung (Kidd) 1981 г.

DDG.994 Suao (Callaghan) 1981 г.

DDG.995 Tsuoying (Scott) 1981 г.

DDG.996 Maxong (Chandler) 1982 г.

ФРЕГАТЫ

Во время Второй Мировой войны термин «фрегат» стал использоваться в британском флоте для обозначения противолодочных эскортных кораблей более легких, чем эсминец, но более тяжелых, чем корвет. Подобные корабли строились для несения исключительно конвойной службы и потому не обладали характерными для эсминцев высокой скоростью и мощным вооружением, что позволяло строить их в больших количествах на верфях, неприспособленных к постройке тяжелых военных кораблей.

Ф.1, ф.2, ф.3.

В американском флоте в то время подобный класс кораблей назывался эскортными эсминцами. После войны они были переименованы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года фрегатами назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерениях эскадренных миноносцев. Лишь после этого года флот США перешел на общепринятую классификацию, но путаница в книгах осталась. Поэтому будьте внимательны, просматривая старые справочники.

В советском и российском флоте корабли подобного типа назывались большие или малые противолодочные в зависимости от предназначения, дальности хода и вооружения. Впрочем, на западе фрегатами считали только наши большие противолодочные корабли, а малые относили к корветам. Однако, в связи с изменениями в военной доктрине в настоящее время на флоте происходит своего рода «ползучая» переклассификация, в особенности в отношении новых классов. Так, проект 22350 (головной корабль — «Адмирал Горшков») во всех источниках уверенно именуется фрегатом.

Ф.4, ф.5, ф.6.

В современных условиях фрегаты начинают занимать доминирующее положение в составе большинства флотов иностранных государств и в экспортных программах ведущих морских держав Великобритании, Франции, Германии.

В последние годы отмечается значительный рост боевого потенциала фрегатов за счет качественного совершенствования оружия и вооружения, повышения скрытности путем резкого снижения уровней физических полей, повышения живучести, совершенствования мореходности с целью обеспечения всепогодности боевого использования, улучшения экономичности и эксплуатационных характеристик корабельной энергетики, широкой автоматизации процессов управления системами вооружения и техническими средствами кораблей.

Ф.7.

Современный фрегат – это многоцелевой корабль ограниченного водоизмещения, способный решать широкий круг задач, как в морской, так и в океанской зонах. Он предназначен для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения.

Корабль ВМС США «Нокс», заложенный в 1965 году, стал головным в серии из 48 фрегатов данного типа. Эти корабли в первую очередь предназначались для борьбы с подводными лодками, поэтому их главным оружием стал противолодочный комплекс «Асрок» с самонаводящимися противолодочными торпедами (дальность стрельбы до 10 км).

Ф.8. Рис. Фрегат типа «Нокс». Водоизмещение 3060 т, длина корабля 134 м, ширина 14,3 м, скорость хода 27 узлов, экипаж 283 чел. Вооружение: 2x4 ПУ ПКР «Гарпун», 1x8 ПЛРК «Аскор», 127-мм артустановка, 20-мм артиллерийский автомат «Вулкан» или «Фаланкс», 4 324-мм ТА (самонаводящиеся противолодочные торпеды Мк 46), вертолет SH-2F «Си Спрайт».

Ф.9.

В 1980-е годы корабли этого типа прошли модернизацию. Вместо пусковой установки комплекса «Асрок» на левом борту на корабль была установлена ПУ ПКР «Гарпун», а вместо ПУ ЗУР «Си Спэрроу» – 20-мм артиллерийский автомат «Фаланкс», который стал основным вооружением ПВО и противоракетной обороны. Тогда же 34 фрегата этого типа были оснащены буксируемой гидроакустической станцией. Сегодня корабли этого типа уже не используются в ВМС США, но состоят на вооружении ряда флотов второстепенных держав.

Ф.10. Рис. Американский фрегат типа «Оливер Х. Перри». Водоизмещение 2750/4100 т, основные размерения 138,1/13,7/4,5 (7,5) м, скорость 29 узлов, дальность плавания 4500 (20) миль, экипаж 200 (15) чел. Вооружение: 1 универсальная ПУ (боезапас четыре ПКР «Гарпун», 36 ЗУР «Стандард»); 1х76-мм + 2х25-мм АУ; 1х6 ЗАК; 2х3 324-мм ТА для легких противолодочных торпед (24); 2 вертолета SH-60B.

Ф.11, ф.12, ф13.

Более современные американские фрегаты типа «Оливер Хазард Перри» разрабатывались в 1970-х годах для замены эскортных кораблей 1950-х и 1960-х годов, а также кораблей времен Второй мировой войны. «Оливер Х. Перри», вооруженный ПКР «Гарпун» и ЗУР «Стандард», обладал неплохими боевыми возможностями. Основным звеном системы противолодочной обороны корабля являются два палубных вертолета. Головной фрегат «Оливер Х. Перри» модульной конструкции был построен в 1977 году. За последующие 12 лет в строй вошло свыше 50 кораблей данного типа, многие из которых сейчас находятся в составе ВМС США, последний в серии, «Ингрэхем», был достроен в августе 1989 года. У фрегатов типа «Перри» довольно необычный внешний вид: внушительных размеров надстройка, увенчанная на корме квадратной дымовой трубой, и единственное 76-мм орудие, размещенное в центре корабля.

Еще ряд кораблей этого типа состоят на вооружении Испании (6), Австралии (3), Бахрейна (1), Египта (4), Польши (2), Тайваня (8) и Турции (8). Есть среди них и боевые потери – американский фрегат «Старк» был поврежден иракской ракетой в 1987 году. Взрыв ПКР в густонаселенном помещении вызвал большие жертвы: погибли 37 человек, 21 получил ранения (более 30% экипажа). А фрегат «Самуэль Б. Роберте» в 1988-м подорвался на иранской мине в Персидском заливе.

Ф.14., в.15.

В составе ВМС США на 2007 год находилось 30 таких кораблей (2 были списаны, после боевых повреждений остальные переданы другим странам). Этот класс фрегатов создавался с целью быстрого увеличения количества данного типа кораблей в флоте США. Однако быстро не всегда означает плохо. Фрегаты данной серии продемонстрировали неплохую мореходность, и возможность участвовать в крупных морских операциях в составе группы кораблей и в одиночку.

Ф.16. Рис. Канадский фрегат серии «Халифакс» (1990-е гг.). Водоизмещение 4770 т, длина 134,1 м, ширина 16,4 м, запас хода 4500 миль, скорость 29 узлов, экипаж 215 (25) чел. Вооружение: орудия – 1 57-мм; торпедные аппараты – 2 324-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Гарпун»; зенитные установки – 2 «Морской Воробей», 1 «Вулкан» MK.15; вертолеты – 1

Ф.17, ф.18

В 1992–1996 годах канадский флот пополнился 12 фрегатами типа «Галифакс» (4770 т, длина – 134 м, 29 узлов, вертолет, одно 57-мм орудие, ракеты «Гарпун» и «Си Спэрроу»). Компания Saint John Shipbuilding Ltd – главный подрядчик строительства фрегатов. Девять из двенадцати кораблей этого класса были построены на верфях Saint John Shipbuilding Ltd, остальные три на Marine Industries Shipyards. Все корабли были приняты на вооружение в период с 1992 по 1997 годы. Корпус и надстройки выполнены в основном из высокопрочной стали. При проектировании особое внимание уделено сохранению высокой мореходности на всех скоростях движения и возможности применения оружия в штормовых условиях Северной Атлантики.

Ф.19. Рис. Британский фрегат типа «Линдер». Водоизмещение 2540 т, длина 113 м, ширина13,1 м, скорость хода 28 узлов, экипаж 260 чел. Вооружение: 4 ПУ ПКР «Экзосет», 1x6 ПУ ЗУР «Си Вулф», 2 20-мм артиллерийских автомата «Эрликон», 2x3 324-мм ТА, вертолет

Ф.20

Британские фрегаты общего назначения типа «Линдер» (Leander), поступившие на вооружение в 1960-х годах, верой и правдой служили в ВМС Великобритании долгие годы. Всего в 1963-1973 гг. построено 26 единиц. Часть передана другим странам: «Дидо» и «Бэкчент» – Новой Зеландии в 1983 году, «Пенелопа» и «Даная» – Эквадору в 1991 году, «Андромеда» – Индии в 1995 году, «Ахиллес» и «Ариадна» – Чили в 1990–1992 годах, «Диомид» и «Аполло» – Пакистану в 1988 году. Остальные исключены из списков в 1989–1995 годах. Австралия, Индия и Нидерланды строили эти фрегаты по лицензии. Причем зарубежные корабли этого типа, как оказалось, оснащены и вооружены лучше британских собратьев.

Ф.21. Рис. Индийский фрегат «Тарагири» (1977 г.) типа «Линдер». Водоизмещение 2682 т, длина 113 м, ширина 13,1 м, скорость 28 узлов, запас хода 4500 миль (12 уз.), экипаж 267 (17) или 300 (20) чел. Вооружение: 1х2 114-мм + 2х2 30-мм + 2х20-мм АУ; 2х3 ТА; 1х3 или 1x2 РБУ; вертолет CHETAK или SEA KING

Впрочем, в составе ВМС Индии из 6 фрегатов серии «Нилгири» (NILGIRI) типа «Линдер» осталось только 3.

F36 Dunagiri 1977 г.

F41 Taragiri 1980 г.

F42 Vindhyagiri 1981 г.

Ф.22. Рис. Чилийский фрегат «Конделл» (1973 г.) типа «Линдер». Водоизмещение 2500/2962 т, основные размерения 113,4/13,1/5,5 м, скорость 29 узлов, запас хода 4500 (12 уз.) миль, экипаж 263 (20) чел. Вооружение: 4 ММ-40; 1х2 114-мм и 2х2 20-мм АУ; 2х3 ТА; 1x6 ЗАК (только № 07);; вертолет COUGAR

Зато чилийские фрегаты типа «Адмиранте Конделл» (CONDELL, бывшие британские тип «Линдер») не только остались в боевом составе флота, но и признаны там весьма ценными боевыми единицами. Возможно, эти корабли останутся в строю до 2012 года.

06 Almirante Condell («Ахиллес» 1973 г.)

07 Almirante Lynch («Ариадна» 1974 г.)

На смену проекту «Линдер» в Британии пришли корабли типа «Броадсворд» (Broadsword), известные также как «тип 22». Эти фрегаты проектировались для патрулирования атлантических вод на линии Гренландия — Исландия — Великобритания и борьбы против советских атомных подводных лодок, обладавших высокими скоростными и маневренными качествами. Из планировавшихся к постройке 26 боевых единиц было введено в строй лишь 14 фрегатов этого типа, которые делятся на три серии.

Ф.23. Рис. Британский фрегат «Броадсворд» (пр. 22 BATCH 1). Водоизмещение 4400 т, длина 131 м, ширина 14,8 м, запас хода 4000 миль, осадка 4,2 м, скорость 30 узлов, экипаж 223 чел. Вооружение: орудия – 1 Mk8; торпедные аппараты – 6 324-мм; противокорабельные комплексы – 4 «Экзосет»; зенитные установки – 2 «Морской Волк»; вертолеты – 1.

Ф.24.

Все фрегаты первой серии типа 22/1 «Броадсворд» после многих лет службы в британском флоте были проданы Бразилии, где получили обозначения F46–F49.

F88 «Броадсворд» (F46) построен/спущен в 1979 г.

F89 «Бэтгликс» (F47) построен/спущен в 1980 г.

F90 «Бриллиант» (F48) построен/спущен в 1981 г.

F91 «Бразен» (F49) построен/спущен в 1982 г.

Среди фрегатов типа «Броадсворд» принято различать три серии. Первые четыре корабля типа 22/1 «Бродсуорд» были вооружены ПКР «Экзосет» и ЗУР «Си Вулф», но артиллерийские установки отсутствовали. Вторая серия (тип 22/2, 6 единиц) получила 114-мм артиллерийскую установку и два 20-мм зенитных автомата.

Ф.25. Рис. Чилийский фрегат «Адмиранте Вильямс» тип «Броадсворд» проект 22/2. Водоизмещение 4100/4800 т, основные размерения 141,5/14,8/5,8 м, скорость 30 узлов, запас хода 4500 (18 уз.) миль, экипаж 273 (30) чел. Вооружение 2х4 MM40; 2x6 ЗРК SEA WOLF; 114-мм + 2х20-мм АУ; 2х3 ТА; вертолет AS532SC

Один из фрегатов типа «Броадсворд» (пр. 22/2) был в 2006 году продан Чили, где получил название «Адмиранте Вильямс» (ALMIRANTE WILLIAMS).

FF19 ALMIRANTE WILLIAMS (пр. 22 подгруппа 2) 1988 г.

Четыре фрегата третьей серии (22/3) представляют собой фактически корабли универсального назначения. Конфликт из-за Фолклендских островов показал, что артиллерийские установки все еще нужны, и четыре последних корабля вооружили 114-мм артиллерийскими установками. Вместо ПКР «Экзосет» поставили восемь ракет «Гарпун». Другим уроком Фолклендской войны стала очевидная необходимость эффективной противоракетной обороны, и корабли оснастили 30-мм артиллерийскими автоматами «Голкипер». У всех кораблей серии «Корнвалл» тип 22/3 вертолетная площадка увеличена для базирования вертолетов «Си Кинг» или ЕН.101 «Мерлин». Правда, во время длительных операций на борту такого корабля обычно находится только один вертолет «Линкс». Корабли оснащены четырьмя газотурбинными двигателями фирмы «Роллс-Ройс»: двумя марки «Спей SM1C» и двумя — марки «Тайн». Форсажные турбины «Спей» предполагается в скором времени модернизировать.

Ф.26 Рис. Британский фрегат «Корнвалл» (пр. 22/3). Водоизмещение 4500/5200 т, основные размерения 146,1/14,9/6,4 м, скорость 30 узлов, дальность плавания 4000 миль (18 уз.), экипаж 287 (24) чел. Вооружение: 8 ПКР «Гарпун», 32 ЗУР «Си Вулф» (в установках вертикального пуска), 1 114-мм артиллерийская установка, 2 30-мм артиллерийских автомата «Эрликон», 2x3 324-мм ТА для легких противолодочных торпед, 1 вертолет «Линкс» или «Мерлин»

Ф.27, ф.28.

На фрегатах серии «Корнвалл» (пр. 22/3) постоянно модернизируются зенитный ракетный комплекс ближнего действия и все электронные системы. Все корабли этого типа несут службу в составе 2-й эскадры фрегатов.

F.99 «Корнвалл» построен/спущен в 1988 г.

F.85 «Камберленд» построен/спущен в 1989 г.

F.86 «Кэмпбеллтаун» построен/спущен в 1989 г.

F.87 «Кэдем» построен/спущен в 1990 г.

Впрочем, в течение 2008 года все корабли тип 22 будут выведены из состава флота и предложены на продажу.

Как наиболее современные и многочисленные боевые корабли фрегаты типа 23 «Дюк» в настоящее время составляют основу надводных сил британского флота представленных эсминцами и фрегатами. История их создания и освоения весьма показательна. Проект корабля начал претерпевать изменения уже на стадии его разработки. Тактико-техническим заданием предусматривалось создание недорогого корабля с легким вооружением, способного в течение 30-40 суток осуществлять наблюдение на противолодочном рубеже, используя ГАС с протяженной буксируемой антенной. Однако с учетом того обстоятельства, что этот рубеж находился в пределах досягаемости авиации советского ВМФ, было признано необходимым оснастить фрегаты зенитным ракетным комплексом.

Ф.29. Рис. Британский фрегат типа «Дюк» (DUKE, пр. 23). Водоизмещение 3500/4200 т, основные размерения 133/16,1/5,5 (7,3) м, скорость 28 узлов, дальность плавания 7800 (15) миль, экипаж 181 (13) чел. Вооружение: 2х4 HARPOON; УВП 32 SEA WOLF; 114-мм + 2х30-мм АУ; 2х2 ТА; вертолет EH-101

Ф.30, ф.31.

Изучение опыта боевых действий британских кораблей в фолклендском конфликте привело к решению включить в состав вооружения фрегатов артустановку среднего калибра, противокорабельные ракеты и вертолет корабельного базирования. В результате наряду с противолодочными возможностями фрегаты способны бороться с надводными кораблями, оказывать огневую поддержку силам, действующим на берегу, осуществлять самооборону и оборону находящихся рядом кораблей и судов от средств воздушного нападения противника. Достаточно высокие мореходные качества этих фрегатов позволили существенно (с одного до пяти с половиной месяцев, как, например, при патрулировании в Южной Атлантике) увеличить длительность плавания при условии периодического пополнения запасов с транспортов снабжения или при заходах в иностранные порты.

ф.32, Ф.33.

Снижение угрозы со стороны подводных лодок в 1990-х годах привело к решению не устанавливать на последних семи фрегатах гидроакустическую станцию (ГАС) 2031Z с буксируемой антенной, хотя именно наличие ГАС предопределило в свое время высокие требования к снижению уровня шумности корабля. Всего с 1991 по 2002 годы построено 13 единиц. Один корабль был переклассифицирован в учебный, а остальные 12 будут модернизированы или проданы.

F78 "Kent" (2000)

F79 "Portland" (2001)

F80 "Grafton" (1997)

F81 "Sutherland" (1997

F82 "Somerset" (1997)

F83 "St. Albans" (2002)

F229 "Lancaster" (1992)

F230 "Norfolk" (1990)

F231 "Argyll" (1991)

F233 "Marlborough" (1991)

F234 "Iron Duke" (1993)

F235 "Monmouth" (1993)

F236 "Montrose" (1994)

F237 "Westminster" (1994)

F238 "Northumberland" (1994)

F239 "Richmond" (1994)

Невооруженным взглядом виден сдвиг современных британских фрегатов в сторону их противокорабельных (заодно «противобереговых») качеств. Пусть поздно, но англичане поняли, что в меняющемся современном мире их флоту еще, может, придется сражаться не с мифической ныне «советской угрозой», а с вполне реальным противником, пусть и не такого «калибра».

Контракт на поставку Чили трех фрегатов Type 23 из состава британского флота был подписан в 2005 году. В соответствии с его условиями компания BAE Systems выполнила работы по ремонту и модернизации кораблей с учетом требований заказчика. Общая стоимость контракта составила 134 миллиона фунтов (около 260 миллионов долларов). Первые два фрегата «Норфолк» и «Графтон» были переданы ВМС Чили в 2006 и 2007 годах соответственно. «Марлборо» в 2008 году.

В настоящее время ведется активная работа по разработке нового проекта фрегата FSC, который должен заменить проекты 22 и 23, начиная с 2012 года. Всего намечено построить 14 кораблей.

К началу 1980-х годов во Франции наступал черед заменять старые эсминцы типа «Сюркуф». Поэтому был разработан «Жорж Леги» – более компактный корабль с комбинированной дизель-газотурбинной энергетической установкой. Однако эсминцем он был недолго, вскоре официально корабли типа «Жорж Леги» отнесли к классу противолодочных фрегатов.

Ф.34. Рис. Французский фрегат «Жорж Леги» (1979 г.). Водоизмещение: 4580 т, длина: 140 м, ширина: 14 м, запас хода: 8500 миль, садка: 5 м, скорость: 30 узлов, экипаж: 235 чел. Вооружение: орудия – 1 «Кадам», 2 «Эрликон» 20mm; торпедные аппараты – 2 550-мм; противокорабельные комплексы – 8 «Экзосет»; зенитные установки – 1 «Наваль-Кроталь», 2 «Симбад»; вертолеты – 2.

Ф.35, ф.36.

За счет более легких механизмов, отказа от противолодочного ракето-торпедного комплекса «Малафон» и уменьшения числа 100-мм пушек водоизмещение фрегата удалось снизить более чем на 1000 т. В расположении его вооружения следует отметить любопытную деталь: противолодочные торпедные аппараты устанавливались в надстройке на верхней палубе перпендикулярно к борту наподобие траверзных минных аппаратов столетней давности. С 1979 по 1990 год построено 7 кораблей этого типа

D640 «Жорж Леги» построен/спущен в 1979 г

D641 «Дюплэ» построен/спущен в 1981 г.

D642 «Монкальм» построен/спущен в 1982 г.

D643 «Жан де Вьен» построен/спущен в 1984 г.

D644 «Примоге» построен/спущен в 1986 г.

D645 «Ла-Мотт Пике» построен/спущен в 1988 г.

D646 «Латуш-Гревиль» построен/спущен в 1990 г.

Ф.37. Рис. Французский фрегат «Кассард» (1988 г.). Водоизмещение 4700 т, длина 139 м, ширина 14 м, запас хода 8000 миль, скорость 29,5 узлов, экипаж 224 чел. Вооружение: орудия – 1 «Кадам», 2 Oerlikon; торпедные аппараты – 2 KD 59E; противокорабельные комплексы – 8 «Экзосет»; зенитные установки – 2 «Садрал-Мистраль», 1 «Тартар»; пулеметы – 4 12,7-мм; вертолеты – 1.

Ф.38, ф.39

В начале 1980-х годов у французских моряков возникла новая проблема – отсутствие зенитного оружия коллективной обороны, ибо широко распространенная ракета «Наваль-Кроталь» ввиду малой дальности полета (8,5 км) применялась лишь для самообороны и не могла защитить эскортируемый авианосец или транспорт. Поэтому решили поставить старые американские зенитные комплексы «Тартар» на новые корабли. В результате в 1988 и 1991 годах вошли в строй два фрегата типа «Кассард», представлявшие собой странную комбинацию корпуса «Жорж Леги» (из которого исчезли газовые турбины и остались только дизели) и зенитного ракетного вооружения 30-летней давности. Всего планировалось построить четыре корабля типа «Кассард», но закладку двух из них впоследствии благоразумно отменили. Некоторое время они тоже числились эсминцами.

D614 «Кассард» построен/спущен в 1988 г.

D615 «Жан Барт» построен/спущен в 1991 г.

Более современные французские фрегаты типа «Флореаль» предназначены для длительного несения патрульной службы в зонах ответственности национальных военно-морских сил. Архитектура фрегатов выбрана с учетом обеспечения базирования на борту вертолета, а также несения службы в течение длительного времени (50 сут) во всех климатических условиях. В состав двухвальной энергетической установки по схеме САDAD входят четыре дизеля GPAG-1280 общей мощностью 880 л.с., которые разделены на две группы (правого и левого бортов). Передача мощности от двигателя на гребные валы осуществляется через редукторы. В качестве движителей используются винты регулируемого шага, обеспечивающие оптимальные режимы и реверс хода. Энергетическая установка позволяет развить максимальную (кратковременную) скорость хода более 20 уз.

Ф.40. Рис. Французский фрегат «Флореаль» (1993 г.). Водоизмещение 2600 т, длина 93,5 м, ширина 14 м, запас хода 8820 миль, скорость 20 узлов, экипаж 86 чел. Вооружение: орудия – 2 20-мм, 1 «Кадам»; противокорабельные комплексы – 2 «Экзосет»; зенитные установки – 2 «Симбад», вертолет.

Ф.41, Ф.42, ф.43.

С целью поддержания корабельного оружия в высокой степени боевой готовности, улучшения условий эксплуатации и обслуживания проектом предусмотрена защита фрегата от неблагоприятных климатических и погодных условий. В частности, для уменьшения заливаемости 100-мм артустановки при волнении моря палуба бака наклонена к носу, а борта и фальшборта в носовой части имеют развал. Непосредственно перед орудием поставлен волнолом. Всего с 1992 по 1994 год построено 6 единиц.

F 730 Florиal построен/спущен в 1992 г.

F 731 Prairial построен/спущен в 1992 г.

F 732 Nivуse построен/спущен в 1992 г.

F 733 Ventуse построен/спущен в 1993 г.

F 734 Vendйmiaire построен/спущен в 1993 г.

F 735 Germinal построен/спущен в 1994 г.

Французские многоцелевые фрегаты типа «Лафайет» были разработаны в фирме DCN International и строились на верфи DCN Lorient Naval Dockyard в Лорьяне. Верхняя часть корпуса «Лафайет» завалена к палубе, все сопряжения элементов конструкции закруглены. Значительная часть антенных устройств скрыта в обтекаемых мачтах. Все, что можно, из наружного оборудования спрятано в подпалубном пространстве и надстройке, сделанных из радиопоглощающих композиционных материалов, покрытых краской, «смазывающей» радиолокационный сигнал. В результате эффективная площадь рассеивания у «Лафайет» (водоизмещением в 3600 тонн) оказалась такой же, как у 500-тонного патрульного корабля. Впрочем, технологии «стэлс» далеко не всегда обеспечивают невидимость. Зато они очень дороги и позволяют фирмам-разработчикам получать невиданные гонорары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: