Ударные (многоцелевые) АПЛ 10 страница

К.46. Рис. В процессе конструирования шведских корветов типа «Висбю» были максимально использованы новейшие технологии с целью снижения радиолокационной заметности,

К.47. Рис. Скорость шведских корветов типа «Висбю» достигает 35 узлов

К.48. Рис. Корветы типа «Висбю» предназначены для действий в прибрежных водах.

В процессе конструирования и постройки корабля были максимально использованы новейшие технологии с целью снижения радиолокационной, акустической, визуальной и инфракрасной заметности, снижения собственных физических полей корабля, а также уменьшения возможности обнаружения корабля с помощью лазерных средств, по кильватерному следу и гидростатическому давлению. В целом, по расчетам шведских специалистов, корвет типа «Висбю» может быть обнаружен корабельными радиолокационными средствами с дистанции до 12 миль.

Первоначальный заказ был сделан на четыре корабля, затем его увеличили до пяти. Перспективным планом развития флота в течение 2015–2020 годов предусматривается строительство серии больших корветов водоизмещением до 2000 т для замены ракетных катеров.

В Греции из 5 совсем древних небольших корветов типа «Тетис» (THETIS) в строю осталось 3 единицы. Бортовые номера: P62–Р64. Годы постройки: 1961–1962. Эти корабли являются безусловными рекордсмена в Европе по долголетию в своем классе.

К.49. Рис. Греческий корвет типа «Тетис». Водоизмещение 575/732 т.; основные размерения 70х8,2х2,7 м.; максимальная скорость 19,5 узлов; дальность плавания 2760 миль (15 уз.); экипаж 48 (4) чел. Вооружение: 2x2x40-мм + 2х20-мм АУ; 2x3 ТА

Израильские корветы серии «Эйлат» (Eilat) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с подводными лодками и легкими надводными кораблями в прибрежных районах. Кроме того, корабли этого класса решают задачи охраны территориальных вод, борьбы с контрабандой, поиска и спасения на море. Всего построены 3 единицы: INS Eilat (1993 г.), INS Lahav (1993 г.), INS Hanit (1994 г.).

К.50. Рис. Израильский корвет типа «Эйлат». Водоизмещение 1227 т, длина 85,6 м, ширина 11,8 м, осадка 3,1 м, скорость 33 узла, запас хода 4000 миль, экипаж 61 чел. Вооружение: орудия – 1 MK-75 или «Вулкан» MK.15, торпедные аппараты – 6 Mk32, противо-корабельные комплексы – 8 Gabriel Mk3, 8 «Гарпун», зенитные установки – 2 «Баррак-1», вертолеты – 1

К.51. Рис Корветы типа «Эйлат» - самые большие корабли ВМС Израиля.

В России корабли проекта 1124 «Альбатрос» считаются наиболее удачными малыми противолодочными кораблями (МПК) отечественной постройки 2-го поколения. Они в свое время не имели аналогов в мире и предназначались, согласно проекту, для противодействия подводным лодкам противника в ближней зоне военно-морских баз, портов, рейдов и пунктов рассредоточенной стоянки кораблей, на путях развертывания сил советского ВМФ, для несения противолодочного дозора и охраны кораблей и судов на переходе морем. То есть являются классическими корветами.

Кроме прямого предназначения им довелось осуществлять слежение за крупными кораблями вероятного противника, совершать межокеанские переходы, применять оружие по врагам на берегу, а боевая служба для черноморских кораблей в Средиземном море и Персидском заливе в 1980-е годы стала обычным делом.

К.52. Рис. МПК проекта 1124. Водоизмещение 910/1055 т.; основные размерения 71,1х10,2х3,7 м.; ГТДх18 000 + 2 дизелях8000 л.с.; максимальная скорость 33 узла; дальность плавания 4000 миль (10 уз.); экипаж 70 чел. Вооружение 1х2 SA-N-4 (20); 1х2 57-мм АУ; 2х2 533 мм ТА; 2х12 РБУ 6000 (96); 1x6 ЗАК AK-630

Серийное строительство «альбатросов» началось в октябре 1968 года с закладки на Зеленодольском ССЗ им. Горького головного МПК-2, вступившего в строй спустя 2 года. Позже к постройке подключились ССЗ в Хабаровске и «Ленинская кузница» в Киеве, со стапелей которых сошли в общей сложности 38 кораблей. Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 «Вымпел».

К.53. Рис. МПК проекта 1124М. Водоизмещение 930/1070 т.; основные размерения 71,1х10,2х3,7 м.; ГТДх18 000 + 2 дизелях10 000 л.с.; максимальная скорость 31,7 узлов: дальность плавания 2300 миль (10 уз.); экипаж 86 чел. Вооружение 1х2 SA-N-4 (20); 76-мм АУ (550) + 30-мм АК-630 (2000) АУ; 2х2 533 мм ТА; 1х12 РБУ-6000

К.54. Рис. МПК проекта 1124М ведет огонь из РБУ-6000

К.55. Рис. МПК проекта 1124М имеет максимальную скорость около 32 узлов

Многолетний положительный опыт эксплуатации кораблей проекта 1124 доказывал необходимость их дальнейшего развития, и в 1976 году специалисты Зеленодольского ПКБ разработали усовершенствованный проект МПК с индексом 1124М («Grisha-5»). Изменения коснулись главным образом состава вооружения — на новые корабли вместо 57-мм АК-725 устанавливались одноствольные 76-мм АУ АК-176 с дальностью стрельбы 15,7 км, а ЗРК «Оса-М» уступил место более совершенному «Оса-МА». В комплексе ГАС подкилевую МГ-322 «Аргунь» заменили станцией «Платина», а РЛС «Рубка» — РЛС «Фрегат» с фазированной антенной решеткой.

В результате всех изменений полное водоизмещение МПК увеличилось до 1070 т, а скорость полного хода (при неизменной мощности ГЭУ) упала до 31,7 узла. Снизилась и дальность плавания, составившая теперь 2300 миль. После развала СССР большинство МПК проекта 1124 и его модификаций остались в составе российского ВМФ. Несмотря на трудности, переживаемые Вооруженными Силами РФ, они продолжают нести службу по охране морских рубежей нашей Родины, и хочется надеяться, что благодаря своим высоким качествам «альбатросы» еще долго послужат России и в XXI веке...

К.56. Рис. МПК проекта 1124М еще долго будут состоять на вооружении ВМС России.

Семьдесят МПК и двадцать пограничных кораблей из семейства «альбатросов» были получены от промышленности за 35 лет и интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах ВМФ СССР. Корабли проекта 1124М продолжали строить вплоть до распада СССР и в первые годы существования независимых России и Украины.

К.57. Рис. Российский малый противолодочный корабль типа «Пархим» (проект 1331М). Водоизмещение 865/935 т. Длина наибольшая 72,5 м, ширина 9,8 м, осадка 3,5 м. Мощность трехвальной дизельной установки 14 250 л.с., скорость 24,5 узла. Дальность хода 2200 (12) миль, экипаж 70 (8) чел. Вооружение: 76-мм АУ; АК-630; 2х4 ПЗРК; 2х2 533 мм ТА; 2х12 РБУ 6000

К.58. Рис. Российский малый противолодочный корабль проект 1331М в День флота на Неве.

Небольшой и недорогой, но весьма удачный проект 1124М «Гриша» (такое обозначение МПК получил по классификации НАТО) был интересным и для союзников СССР. Наиболее мощной кораблестроительной промышленностью из стран Варшавского Договора обладала, несомненно, Германская Демократическая Республика. Именно там, на верфи в Волгасте, заложили корабли проекта 133 «Пахим» (Parchim), перенявшего многие черты 1124М, прежде всего – компоновку. Имелись и некоторые отличия в вооружении и оборудовании. Так, немцам пришлось ограничиться «Стрелой», вместо «Осы». Всего в 1981–1990 годах построено 28 единиц, в том числе 12 по заказу СССР (проект 1331М, сейчас в строю 7). Судьба оставшихся в Германии «пархимов» решилась не сразу. Несколько МПК даже включили в состав Бундесмарине, но ненадолго. В 1992 году их несколько подновили и парами стали отправлять на другой конец Земного шара, в Индонезию. К концу 1993 года поставили все 16 единиц. Они признаны весьма ценным приобретением и известны как тип «Капитан Патимура» (Kapitan Patimura).

К.59. Рис. Индонезийский малый противолодочный корабль типа «Пархим» (проект 133). Водоизмещение 950 т. Длина наибольшая 72,5 м, ширина 9,8 м, осадка 3,5 м. Мощность трехвальной дизельной установки 14 250 л.с., скорость 24,5 узла. Вооружение: ПУ ЗРК «Стрела», спаренное автоматическое 57-мм орудие, спаренный 30-мм автомат, два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата ПЛО, два 12-ствольных реактивных бомбомета РБУ-6000, 30 мин.

К.60. Рис. Индонезийский МПК типа «Пархим» в море

В 1975 году в СССР был создан опытный МПК проекта 1141 на подводных крыльях с дизель-газотурбинной ЭУ «Александр Кунахович». Кодовое наименование проекта – «Сокол». Корабль оснастили крыльями фиксированного типа с автоматически управляемыми закрылками; движители – шесть тянущих и толкающих гребных винтов. Обладал высокой мореходностью, но ограниченной дальностью плавания. 24.6.1991 МПК выведен из боевого состава, а 24.5.1996 расформирован.

К.61. Рис. МПК проекта 1141. Водоизмещение полное 468 т, нормальное 415,1 т, основный размерения 49,97х21,1(с крыльями)х7,27 м, мощность ГТУ 3x1800 л.с., мощность дизельной установки 2x800 л.с., скорость полного хода 52 узла, дальность плавания экономическим ходом 1230 миль (8 уз.), экипаж 45 (6) чел. Вооружение: 2х6 30-мм АУ АК-630 и 2x4 500-мм ПЛРК «Медведка».

К.62. Рис. Чертеж МПК проекта 1141.

Малые противолодочные корабли проекта 1145.1 – серийные МПК, созданные на базе проекта 1141; имели то же кодовое наименование – «Сокол». Отличались типом ЭУ (дизели заменены газовыми турбинами экономического хода), вооружением и гидроакустическим оборудованием. Планировалось построить крупную серию таких МПК, но до развала СССР вошли в строй только два корабля, которые до сих пор несут службу на Черноморском флоте.

К.63. Рис. МПК проекта 11451. Водоизмещение полное 468 т, нормальное 415,1 т, основный размерения 49,97х21,1(с крыльями)х7,27 м, мощность ГТУ 2x1800 л.с., мощность дизельной установки 2x1200 л.с., скорость полного хода 60,5 узла, дальность плавания экономическим ходом 1230 миль, экипаж 39 (5) чел. Вооружение: 1 ПУ ЗРК «Стрела-3» (8 ЗУР), 1x1 76-мм АУ АК-176 и 1x6 30-мм АУ АК-630М, 2x4 224-мм ТА.

К.64. Рис. Оба МПК проекта 11451 несут службу на Черноморском флоте

МПК-215. Заводской № 501. 17.4.1982 заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 12.7.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 8.8.1987, вступил в строй 31.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав КЧФ. 27.7.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 2002 году корабль выведен из боевого состава и отправлен в отстой.

МПК-220, с 3.4.1998 – «Владимирец». Заводской № 502. 12.5.1984 заложен на стапеле Феодосийского ПО «Море» и 6.4.1989 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.8.1990, вступил в строй 30.12.1990 и 14.3.1991 года включен в состав КЧФ. 27.7.1997 года сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 году завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке.

К.65. Рис. МПК проекта 1241.2П. Водоизмещение полное 485 т; основные размерения 57,6х10,2х3,3 м.; максимальная скорость 32 узла; дальность плавания 2400 (14 уз.) миль; экипаж 32 (6) чел. Вооружение: 1х4 ПЗРК; 76-мм АУ; 2 АК-630; 2х2 533 мм ТА; 2х5 РБУ-1200.

К.66. Рис. МПК проекта 1241.2П в мирное время может решать задачи пограничного сторожевого корабля.

В конце 1970-х годов на базе РКА пр. 205 в СССР был разработан противолодочный вариант корабля, проект 1241.2П (по классификации НАТО «Паук»). В мирное время он может решать задачи пограничного сторожевого корабля (ПСКР), а во время войны выполнять функции малого противолодочного корабля (МПК). При этом вооружение кардинально изменилось. Вместо ракет на нем появились торпедные аппараты и реактивные бомбометы. Из 16 построенных в 1980–1991 годах кораблей сейчас лишь 2 проходят службу в ВМС России и 2 на флоте Украины.

К.67. Рис. МПК проекта 1241.2П способен развивать максимальную скорость 32 узла

К. 69. Рис. МПК типа 1241.2П в составе ВМС Украины.

Согласно концепции строительства и развития ВМС основным классом кораблей украинского флота сейчас является корвет, на котором отрабатываются образцы современного вооружения для дальнейшего строительства и оснастки фрегатов.

К.68. Рис. МПК проекта 1241.2ПЭ в составе ВМФ Индии. Водоизмещение полное 485 т; основные размерения 57,6х10,2х3,3 м.; максимальная скорость 32 узла; дальность плавания 2400 (14 уз.) миль; экипаж 32 (6) чел. Вооружение: 1х4 ПЗРК; 76-мм АУ; 2 АК-630; 2х2 533 мм ТА; 2х5 РБУ-1200.

Корабли проекта 1241 ракетные (РКА) и противолодочные (МПК) активно продавались на экспорт. В зарубежных флотах они классифицировались как корветы. В 1989–1991 годах 4 корабля пр. 1241.2ПЭ были проданы ВМС Индии (МПК-211, МПК-218, МПК-206 и МПК-208). С 1991 года Индия купила лицензию на строительство этих кораблей для своего флота.

МПК–146 пр. 1241.2П Черноморского флота в 1989 году передан ВМС Болгарии, где получил имя «Решительни». В 1992 году продан ВМС Болгарии МПК-124, где получил имя «Бодри». Более дальнее путешествие совершил МПК-3 пр. 1241.2ПЭ, в 1989 году он был продан ВМС Кубы.

К.70. Рис. МПК проекта 11661. Водоизмещение 1560/1930 т.; основные размерения 102,2x13,8x5,3 м.; мощность ЭУ 1x61Д диз.x7400 + 2 ГТДx15 400 л.с.; максимальна скорость 28 узлов; дальность плавания 5000 миль (10 уз.); автономность 15 суток; экипаж 109 (21) чел. Вооружение 2x4 SS-N-25; 1х2 SA-N-4 (20); 76-мм АУ; 2 АК-630; 2х2 533-мм ТА; 1х12 РБУ 6000

В начале 1980-х годов возникла необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Первый корабль пр. 11661 «Гепард» был заложен в 1993 году на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького и к 1995 г. он был практически готов, однако из-за прекращения финансирования его достройка была заморожена (с 1994 по 1996 г.). В 2001 году под названием «Татарстан» он, наконец, вступил в строй, а 12.07.2002 года зачислен в списки боевых кораблей ВМФ РФ и стал флагманом Каспийской флотилии.

К.71. Рис. Артиллерийское вооружение МПК проекта 11661 включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М.

К.72. Рис. МПК «Татарстан» стал флагманом Каспийской флотилии.

Корабль оснащен мощным ракетным, зенитно-ракетным, артиллерийским, противолодочным и противоторпедным вооружением. В качестве ракетного оружия на корабле установлен ударный комплекс «Уран» с дальностью стрельбы до 130 км в составе 2 счетверенных ПУ с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35Э. Для отражения ударов низколетящих целей воздушного противника «Гепард» оснащен ЗРК «Оса-МА» с боезапасом 20 ракет, который, при необходимости, может быть использован для стрельбы по малоразмерным надводным целям. Артиллерийское вооружение включает 76,2-мм артиллерийский комплекс АК-176М (152 выстрела) и 30-мм автоматизированную спаренную артиллерийскую установку АК-630М (2000 выстрелов).

К.73. Рис. Второй корабль пр.1166 «Дагестан» был спущен на воду в 2007 году

К.74. Рис. Сейчас ведется строительство еще 2 кораблей по улучшенному проекту 1166.1.

Второй корабль пр.1166 «Дагестан» был спущен на воду в 2007 году. В настоящее время ведется строительство еще 2 кораблей по улучшенному проекту 1166.1 с ориентировочным сроком их поставок для ВМС Вьетнама в 2009 и 2011 годах.

Корабль нового поколения – корвет проекта 20380 – сторожевой корабль ближней морской зоны, предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками, и артиллерийской поддержки высадки морского десанта, оснащённый средствами ПВО ближнего боя и малой дальности. С технической точки зрения корвет проекта 20380 - корабль принципиально нового типа в отечественном флоте. Главное состоит в том, что он является многоцелевым. Ранее в нашей стране в рамках относительно небольшого водоизмещения (2000 т) этого добиться не могли. Впервые на корабле такого водоизмещения удалось разместить ангар и площадку для вертолета Ка-27.

К.75. Рис. Корвет проекта 20380 «Стерегущий». Водоизмещение 2000 т, длина 100 м, ширина 13 м, скорость до 28 узлов, экипаж (с учетом группы обслуживания вертолета) 100 чел. Вооружение: ударное ракетное оружие представлено двумя четырехконтейнерными установками «Уран», ЗРАК «Кортик» и два 30-мм ЗАК АК-630М. Торпедные аппараты предназначены для стрельбы противолодочными торпедами и ракетами, противолодочный комплекс «Медведка» и палубный вертолет Ка-27.

Первый корабль данного класса был заложен на «Северной верфи» в декабре 2001 года. Корвет «Стерегущий» является головным кораблем серии. Он был спроектирован в петербургском конструкторском бюро «Алмаз». В 2003 и в 2005 году были заложены два серийных корабля проекта 20380 — «Сообразительный» и «Бойкий», а в 2006 году «Совершенный» и «Стойкий».

К.76. Рис. В ноябре 2007 года «Стерегущий» прошел госприемку.

К.77. Рис. «Стерегущий» у пирса.

В ноябре 2007 года «Стерегущий» прошел госприемку. На постоянную боевую вахту в составе российского ВМФ корвет заступит лишь 27 февраля 2008 года, когда намечена торжественная церемония передачи корабля российскому флоту. По мнению многих специалистов у корабля значительный экспортный потенциал. Интерес к корвету уже проявляют более 10 государств. Вьетнам уже оформил заказ на 3 корабля (год постройки головного – 2010). Стоимость всех кораблей составляет $300 млн. Среди потенциальных покупателей – Тегеран.

К.78. Рис. С технической точки зрения корвет проекта 20380 – корабль принципиально нового типа.

Всего согласно «ГПВ-2015» планируется ввести в строй четыре корвета, а общие планы строительства серии простираются от 10 до 20 единиц. Стоимость одного корабля составляет $ 200 млн. Первые два корвета, построенные на «Северной верфи», поступят на вооружение Северного и Балтийского флотов. Всего запланировано поставить по 7–8 кораблей данного проекта для каждого из флотов. Они будут применяться для патрулирования прибрежных вод, эскортных и противолодочных операций.

К.79. Рис. МПК проекта 204 в Советском флоте.

Флот Болгарии оснащен корветами советского производства. Помимо ранее упомянутых двух кораблей пр. 1241.2П он имеет три совсем старых МПК проекта 204. Которые были переданы Болгарии, где они получили имена «Напористи», «Строги» и «Летящи». Вооружение: противолодочное включает 4 однотрубных 400-мм торпедных аппарата и две РБУ-6000, артиллерийское состоит из спаренной 57-мм башенной автоматической артиллерийской установки, которая располагалась в средней части корабля. Такая схема размещения артустановок была вызвана тем, что на носу размещались реактивные бомбометы РБУ-6000, а в корме – воздухоприемники главной энергетической установки. Корабли пр.204 служили на всех четырех флотах ВМФ СССР: на КЧФ – 17, на КТОФ – 11, на ДКБФ – 22 и на КСФ – 11 единиц. В середине 1980-х – начале 1990-х все они были списаны, некоторые были превращены в опытовые суда, некоторые – в учебные.

К.80. Рис. Болгарский МПК «Строги» (проект 204) Водоизмещение полное 555 т, стандартное 439 т; длина 58,3 м, ширина 8,1 м, осадка 3,09 м. Мощность дизельной установки 2x3300 л.с., газотурбокомпрессорной установки 2x15 000 л.с., скорость полного хода 35 узлов, дальность плавания 2500 миль (14 уз.), экипаж 54 чел. Вооружение: 2x2 57-мм АУ АК-725, 4x400-мм ТА, 2 РБУ-6000.

К.81. Рис. Болгарский МПК проекта 204 в море

МПК пр. 204 остались только в Болгарии. Корабли обладают оригинальной движительной установкой: вращаемые дизелями гребные винты были помещены в трубы, в которые нагнетался воздух, создавая дополнительную тягу. В таком режиме скорость возрастала до 35 узлов; без применения форсажа она составляла 17,5 узла. Правда, за это пришлось заплатить высокой шумностью установки.

Еще три МПК проекта 204 были переданы Румынии, из них два были построены в 1966–1967 годах по проекту 204Э (РБУ-6000 замены на РБУ-2500) специально на экспорт. Впрочем, сейчас эти корабли списаны, а на вооружении Румынских ВМС находятся 4 корвета проект «Тетал» собственной постройки 1989–1993 годов. Причем два последних корвета созданы по улучшенному проекту «мод. Тетал». Даже сами румыны не считают их удачными.

К.82. Рис. Румынский корвет типа «Тетал». Водоизмещение 1440 т.; основные размерения 92,4х11,7х3 м.; максимальная скорость 24 узлов; экипаж 98 чел. Вооружение: 2х2 76-мм + 2х2 30-мм АУ; 2х2 533 мм ТА; 2х16 РБУ-2500

К.83. Рис. Румынский корвет типа «Тетал» выходит в море.

ВМФ Вьетнама имеет на вооружении своих ВМС тоже бывшие советские корабли, 5 МПК проекта 159АЭ, которые числятся корветами. Бортовые номера: 9, 11, 13, 15, 17. Годы постройки: 1978, 1978, 1983, 1984, 1984.

К.85. Рис. Вьетнамские корветы проекта 159АЭ. Водоизмещение полное 1077 т, стандартное 950 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м; скорость полного хода 32 узла; дальность плавания 4870 миль (10), экипаж 168 чел. Вооружение: 2x2 76-мм АУ АК-726, 1x4 400-мм ТА, 4x16 РБУ-2500.

Корабли проекта 159 создавались в СССР как малые противолодочные корабли, но фактически по водоизмещению приблизились к СКР. Особенность 159-го проекта – применение комбинированной дизель-газотурбинной ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал, а ГТУ – на бортовые. В качестве основного вооружения ПВО на СКР пр.159 решили использовать два 76,2-мм двухствольных автомата АК-726. Основу противолодочного оружия на новом корабле впервые в отечественном ВМФ составляли малогабаритные противолодочные торпеды (один пятитрубный 400-мм торпедный аппарат, установленный в диаметральной плоскости) и РБУ-2500 (по 2 штуки на носу и на корме). Последние 29 кораблей строились по усовершенствованному проекту 159А: на них РБУ-2500 заменили на более мощные РБУ-6000, установили второй ТА и модернизировали системы РЛС. Аналогичный состав вооружения имели и экспортные СКР проекта 159АЭ, но на них были сохранены бомбометы РБУ-2500. Всего с 1961 года построено 49 единиц (корабли, получившие номер проекта 159А, строилась с 1966 года по 1972 год в количестве 23 единиц).

К.86. Рис. Корабли проекта 159 создавались в СССР как малые противолодочные корабли.

К.87. Рис. Несмотря на скромные размеры, корабли пр.159 обладают хорошей мореходностью (использование оружия возможно при волнении моря до 4-х баллов).

Сирия также имеет в составе своего флота 2 МПК проекта 159АЭ.

Помимо 1 корабля пр. 1234Э и 4 пр. 1241.2П, в составе ВМС Индии тоже находятся 4 МПК пр. 159АЭ. Кроме того, в состав флота входят восемь корветов собственной производства 4 типа «Хукри» (пр. 25) и 4 типа «Кора» (пр. 25А), которые были построены в Индии по советскому проекту в 1990–2003 годах.

К.88. Рис. Индийский корвет пр. 25 типа «Хухри». Водоизмещение 1350 т.; основные размерения 91,1х10,5х4,5 м.; максимальная скорость 25 узлов; дальность плавания 4000 (16 уз.) миль; экипаж 79 (10) чел. Вооружение:; 4 SS-N-2D; 76-мм АУ; 2 АК-630; ВПП.

44 Kirpan (1991)

46 Khutar (1990)

47 Khanjar (1991)

49 Khukri (1989)

«Узким местом» для ВМС Индии все еще остается производство собственного корабельного ракетного оружия. Пока все индийские корабли вооружены противокорабельными и зенитными ракетами российского и частично израильского производства. Правда, новейшие корабли получат на вооружение сверхзвуковую противокорабельную ракету «BrahMoS» разработанную индийскими конструкторами совместно с Россией.

К.89. Рис. Индийский корвет пр. 25А «Кора». Водоизмещение 1350 т.; основные размерения 91,1х10,5х4,5 м.; максимальная скорость 25 узлов; дальность плавания 4000 (16 уз.) миль; экипаж 134 (14) чел. Вооружение: 4х4 SS-N-25; 2х4 ПЗРК; 76-мм АУ; 2 АК-630; ВПП

61 Kora (1998)

62 Kirch (2001)

63 Kulish (2001)

64 Kharmuk (2004)

К.90. Рис. Слабым местом для ВМС Индии остается производство собственного корабельного ракетного оружия.

В составе ВМС имеется также 6 патрульных корветов типа «Скания» (Sukanya) постройки 1989–1993 годов. Еще 1 такой корабль продан в Шри-Ланку.

К.91. Рис. Индийский патрульный корвет типа «Скания». Водоизмещение 890 т; основные размерения 101х11,5х4,4 м; максимальная скорость 21 узел; дальность плавания 5800 миль (15 уз.); экипаж 140 (15) чел. Вооружение: 76-мм + 40-мм АУ; CHETAK

В составе ВМС Китая имеется свыше 20 единиц фрегатов «Джианху», которые, в принцип, являются типичными корветами. Однако сейчас в их флоте появились и корветы, официально носящие это название. Китай смог в последние годы с помощью российских предприятий и КБ перейти к самостоятельной постройке крупных боевых кораблей на достаточно высоком техническом уровне. В то же время неясно, насколько эффективными окажутся корабли китайской постройки, что оставляет гипотетическую возможность обращения Китая к заказам в России.

С помощью России в Китае построены первые современные патрульные корветы – два корабля типа «Найхун» (HAIXUN). Бортовые номера: 21, 1001. Годы постройки: 2004, 2007.

К.92. Рис. Китайский патрульный корвет типа «Найхун». Водоизмещение полное 1500 т; основные размерения 93,2х12,2х5,4 м; максимальная скорость 22 узлов; вооружение 37-мм АУ; ВПП

К.92а. Рис. Китайский патрульный корвет типа «Найхун»

ВМС Японии тоже как флот Китая официально не имеют в своем составе корветов. Японцы долгое время обращали внимание только на эсминцы и большие фрегаты (4000–5000 т). И только 3 их корабля зарубежные специалисты относят к классу корветов. Это тип «Исикари» (ISHIKARI), на которых впервые в стране установили газотурбинные двигатели. Бортовые номера: 226–228. Годы постройки: 1981, 1983, 1984.

К.93а. Рис. Японский корвет типа «Исикари». Водоизмещение 1470/1690 т.; основные размерения 91х10,8х3,6 м.; силовая установка 24 700 + 4700 л.с.; максимальная скорость 25 узлов; экипаж 95 человек. Вооружение: 2х4 HARPOON; 76-мм АУ; 1х6 ЗАК; 1х4 РБУ

К.93аб. Рис. Корвет типа «Исикари» способен развивать скорость в 25 узлов

По японской классификации эти корабли являются фрегатами и входят в состав военно-морских районов. В течение 2008–2009 годов они будут выведены из боевого состава.

ВМС Ирана при шахе имели в своем составе четыре корвета типа «Алвант» (Alvant) английской постройки 1971–1972 годов, водоизме­щением около 1400 т. Комбинированная (газовая тур­бина и дизель 40 000 + 3800 л.с.) силовая установка позволяет развивать скорость до 39 узлов. Корабль создан на базе проекта Vosper MK V. Сейчас в боевом составе осталось 3 единицы:

71 Alvant (1971),

72 Albors (1972),

73 Sabalan (1972).

К.93. Рис. Иранский корвет типа «Алвант». Водоизмещение 1350 т; основные размерения 94,5х11,1х4,3 м.; 39 уз.; 3650 м.м. (18 уз.) или 550 м.м. (36 уз.); 125 + 21 чел.; 2х2 C-802; 114 + 1х2 35 + 3х20-мм АУ; 1х3 РБУ или 2x3 ТА

К.94. Рис. Иранские корветы сейчас редко выходят в море.

Кризис в Иране позволил существенно пополнить флот Малайзии. Четыре корвета типа «Надин» (Laksamana Hang Nadim) были построены в 1988 году и первоначально предназначались для ВМС Ирака:

134 Laksamana Hang Nadim (1997),

135 Laksamana Tun Abdul Jamil (1997),

136 Laksamana Muhammad Amin (1999),

137 Laksamana Tan Pusmah (1999).

К.95. Рис. Малазийский корвет типа «Надин». Водоизмещение 705 т, основные размерения 62,3х 9,3х2,5 м, силовая установка 4 Диз. MTU 20V956TB9 2x5400 л.с., скорость хода максимальная 36 узлов, дальность плавания 2300 миль (18 уз.), экипаж: 47 чел. Вооружение: ударное: 4х2 ПУ ПКР TESEO Mk2, зенитное: 1x4 ПУ ЗРК ALBATROS (12 ЗУР ASPIDE), артиллерийское: 1x1 76-мм АУ SUPER RAPID; 2x2 40-мм АУ BREDA, противолодочное: 2x3 324 мм ТА

К.96. Корвет типа «Надин» вооружен итальянскими ПКР «Тезео» Мк2.

Кроме того, в состав ВМС Малайзии входят 2 более старых корвета типа «Кастури» (Kasturi, пр. FS 1500): 25 Kasturi (1984),26 Lekir (1984).

К.97.Рис. Малазийский корвет типа «Кастури». Водоизмещение 1500/1850 т; основные размерения 97,3х11,3х3,5 м; мощность ЭУ 23 400 л.с.; максимальная скорость 28 узлов; дальность плавания 5000 миль (14 уз.) или 6050 миль (12 уз.); экипаж 124 (13) чел. Вооружение: 2x4 MM40; 100-мм + 57 + 2х2 30-мм АУ; 1х2 РБУ; ВПП

Нигерийские ВМС имеют в своем составе 2 корвета типа «Эринми» (проект Vosper MK9), построенных в Великобритании: Р-83 «Эринми», Р-84 «Энимири». Корветы введены в боевой состав флота в 1980 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: