Шаг третий: формируем группу

Работа с группой участников программы включала несколько важных моментов: родительское собрание, дополнительные мотивационные встречи (по возможности), установочную встречу перед выездом.

Пожалуй, самый сложный момент, но очень важный и обязательный до мероприятия — работа с родителями. Для чего нужна работа с родителями?

Во-первых, мы должны в любом случае получить разрешение родителей на участие их ребенка в мероприятии, так как подростки несовершеннолетние, и за них несут ответственность родители (и организаторы во время программы). Поэтому важно проинформировать родителей о мероприятии, о желании подростков участвовать в нем и о времени отъезда—приезда; попросить сообщить, будут ли они встречать своих детей, и дать контактную информацию о том, с кем можно связаться в городе и узнать о приезде. А самое главное — получить заявление-расписку о том, что родители разрешают своему ребенку в период с такого по такое число участвовать в мероприятии и проинформированы о том, где он находится в это время (вариант расписки-заявления родителей мы приводим в приложении).

Во-вторых, родителям важно рассказать о мероприятии и подготовить к возможным изменениям, которые могут происходить с ребенком, договориться о возможности поддержки этих изменений после мероприятия.

В-третьих, если мероприятие не является бесплатным для участников, то возникает вопрос оплаты со стороны родителей участия детей в мероприятии. И здесь необходимо очень четко выстроить систему мотивации родителей. Об этом мы не будем рассказывать на страницах этой книги, так как это, фактически, работа менеджера по продажам с клиентом, отметим только, что особое внимание стоит обратить на презентацию данного мероприятия (уточнить цели, результаты, форму и финансовые затраты).

Найти и мотивировать подростков на выезд достаточно просто, так как сам по себе выезд уже является мотивационным компонентом, сложнее настроить их на работу. Но в работе с родителями все наоборот: они заинтересованы в развитии своих детей, но выезд — это момент, вызывающий множество опасений. Каковы условия проживания и питания; далеко ли находится база, как до нее добраться и можно ли будет приехать к ребенку; возможно ли поехать вместе с детьми; что это будет за мероприятие — какие цели,

форма, как ребята будут задействованы — эти и другие вопросы волнуют родителей. Не стоит пугаться этих вопросов: очень хорошо, если родители их задают — значит, они не равнодушны к своим детям, заинтересованы в их благополучии, и с ними можно построить диалог. Также с родителями можно обсудить и вопрос поддержки тех изменений, которые могут произойти после мероприятия с их ребенком.

К сожалению, родители далеко не всегда готовы прийти и лично пообщаться с руководителем программы. Это может произойти либо по причине попустительского отношения или боязни («закон школьного родительского собрания»: приду — будут ругать), а следовательно, родители могут избегать встречи — проще обговорить все вопросы по телефону. Либо родители полностью доверяют организаторам: например, когда ребята едут уже не в первый раз, родители уже знают организаторов и получили исчерпывающую информацию. Настаивать ли на личной встрече со всеми родителями (со всеми сразу или назначить 2—3 встречи в разное время) или ограничиться только телефонным общением — решать организаторам. Можно только отметить, что главная задача этих «родительских встреч» — удостовериться, что родители точно знают, где будут их дети, понимают смысл мероприятия и обладают информацией о его организации.

В нашем случае мы назначили родительское собрание, но родителей пришло очень мало, все остальные звонили или мы сами их обзванивали. Возможно то, что родители не пришли на собрание, было связано с получением ими достаточно подробного информационного письма, которое раздавалось ребятам на встрече-презентации. Вопросы в основном касались организационных моментов: места, сроков проведения, условий и т. д. Кроме того, с родителями обговаривалось условие, связанное с санкциями за употребление алкоголя / наркотиков в лагере, и необходимость заполнить заявление-расписку, которое нужно было передать организаторам лагеря. Еще один вопрос, который мы просили решить родителей или участников лагеря самостоятельно, — договоренность с администрацией учебного заведения о возможности отсутствовать на занятиях в учебные дни. Со стороны организаторов лагеря участникам предоставлялось информационное письмо для администрации. В приложении мы приводим вариант заявления - расписки на участие в лагере, которое заполняли родители подростков.

Если у вас есть возможность, то можно провести дополнительные мотивационные встречи для подростков. Есть несколько вариантов включения ребят в работу до выезда. Например, предложить участвовать в уже проходящих мероприятиях.

Так, на базе нашей организации работал подростковый клуб, в котором проходили различные тематические и развивающие встречи. У нас была такая возможность, и все потенциальные участники были приглашены на клубные встречи. К сожалению, в этих встречах в основном принимали участие ребята, которые уже были ранее знакомы с деятельностью Центра. Для остальных основной мотивирующей составляющей на данном этапе стал выездной лагерь.

Дополнительные встречи могут и не проводиться, или это может быть одна встреча, которая должна быть посвящена, прежде всего, настрою на активную работу в ходе мероприятия (это важно, поскольку основным мотивирующим компонентом для ребят вначале является форма выезда и важно настроить их на развитие, работу над собой), знакомству с тренерами, выявлению потребностей и первичному знакомству группы.

Перед самым мероприятием — за два-три дня до выезда — проводится итоговая установочная встреча. Основные моменты, которые обсуждаются на ней, связаны с организационной информацией: что взять с собой; где и во сколько назначена встреча; подробная информация о месте проведения лагеря; напоминание о том, что надо принести заявления-расписки от родителей; взять с собой паспорт / свидетельство о рождении, страховой медицинский полис и т. п. Также важно проговорить еще раз правила, связанные с неупотреблением алкоголя во время мероприятия, и режимные моменты. Также на встрече может решаться вопрос расселения участников. Вопрос этот возникает всегда, и лучше не пускать его на самотек, так как это может быть чревато постоянными переездами из номера в номер, что не всегда хорошо сказывается на работе. Позиция организаторов / тренеров в данном случае может быть разной, но не стоит отдавать этот вопрос на откуп подросткам: лучше все-таки сделать процесс организованным, например, узнать, кто с кем хочет жить, и договориться, что это решение будет окончательным, что исключает «переезды», либо организаторы сами расселяют участников, но здесь необходимо поставить ограничения на возможность поменяться местами (лучше всего, если вопрос с «переездами» будет закрыт уже в первый день).

Для нас видится очень важным еще до лагеря четко проработать с участниками цели лагеря, чтобы перевести их из внешнего плана во внутренний личностный план каждого участника. Сделать так, чтобы они заранее присвоили их себе и уже до отъезда сориентировались, для чего им самим нужно «искусство жизни», что они хотят приобрести в лагере. Тогда в самом лагере в меньшей степени придется затрачивать усилия и время на создание внутренней мотивации ребят к участию в нем. Для нас кажется бесспорной необходимость обсуждения ряда правил проживания и работы в лагере с участниками еще до отъезда, принятие ответственности за их соблюдение самими ребятами — вот для чего необходима подпись участников под правилами. Участники должны быть заранее проинформированы о четком режиме работы в лагере и времени начала и окончания занятий. Кроме этого, мы считаем, что в подростковой группе при таком темпе работы необходимо, особенно в первые дни лагеря, четко и даже жестко отслеживать выполнение этих правил, что также может быть одним из упражнений, которое работает на развитие «искусства жизни». Кроме этого, должны быть заранее выработанные и известные ребятам санкции за нарушение правил. Это можно сделать во время дополнительных мотивационных встреч или на установочной встрече.

Урок третий:
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, ИЛИ КАК СОЗДАЮТСЯ ТРЕНИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ

Основными моментами содержательной разработки программы являются:

ü разработка концепции мероприятия: идейная фабула, тренерские цели и задачи с переформулировкой в актуальный для участников результат;

ü составление расписания мероприятия;

ü разработка подробного содержания тренингов, вечерних мероприятий и т. п.;

ü продумывание «сквозной» работы в лагере (традиции, ритуалы, «свечки», дневники, «заборы откровений»);

ü согласование работы команды до (сбор группы), во время (проведение мероприятия) и после (анализ и психолого-педагогическое сопровождение участников) лагеря.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: