Содержание производственного (исследовательского) этапа практики

4-го семестра (2 недели, 12 дней) и примерный график его прохождения

Изучаемые вопросы, выполняемая работа Кол-во часов/дней
1. Знакомство с организационной структурой бухгалтерии, изучение внутренних нормативных документов предприятия, касающихся бухгалтерского учета, анализ соблюдения требований законодательства, сбор практического материала (приложений) для составления отчета 12/2
2. Изучение первичных документов и регистров бухгалтерского учета, анализ соблюдения требований законодательства, сбор практического материала (приложений) для составления отчета 24/4
3. Участие в инвентаризации имущества и/или обязательств организации, сбор практического материала (приложений) для составления отчета 12/2
4. Исследование формирования бухгалтерской финансовой отчетности организации, соблюдения требований по ее предоставлению, сбор практического материала (приложений) для составления отчета 12/2
5. Работа с компьютерной бухгалтерской программой, формирование документов, регистров, форм отчетности 12/2
  Итого: 72/12

Производственный этап учебной практики 2-го семестра начинается с знакомства с базовым предприятием и основными направлениями его деятельности. Это предполагает сбор и анализ информации о:

- организационно-правовой форме, времени, причинах и условиях создания организации;

- основных видах и масштабах деятельности;

- общей оценки положения организации на рынке.

Рекомендуется использовать Устав организации, положения об отделах, подразделениях, должностные инструкции и представить их в качестве приложений к отчету.

Изучение структурно-функциональные связи служб и отделов исследуемого предприятия предполагает:

- сбор и анализ информации об организационной и производственной структуре предприятия;

- рассмотрения функций служб и отделов, осуществляющих финансовые операции, их ответственность за выполнение соответствующих целей;

- установление взаимосвязи между отделами.

Далее предполагается описание социально-экономических условий и особенностей функционирования организации: изучение состояния факторов внешней и внутренней среды (основные потребители, поставщики, конкуренты, персонал). В результате анализа необходимо сделать выводы о сильных и слабых сторонах в деятельности организации.

Рекомендуется использовать данные СМИ, маркетинговых исследований, отделов и подразделений организации.

Оценка экономической и производственной деятельности предприятия устанавливается на основе анализа следующих данных:

- состава и использования имеющихся средств и предметов труда;

- наличия и использования трудовых ресурсов предприятия;

- номенклатуры и качества выпускаемых изделий;

- состава затрат;

- ценообразования;

- финансовых результатов деятельности предприятия.

На основании практических цифровых данных исследуемого предприятия, студент должен проанализировать работу предприятия с позиций экономической эффективности.

Рассматривая состав форм статистической отчетности, предоставляемой исследуемым предприятием, студент должен сделать вывод об аналитических возможностях имеющейся в ней информации, динамики ее изменений. Формы отчетности должны быть представлены в составе приложений к отчету.

Производственный этап учебной практики 4-го семестра предполагает дальнейшее практическое знакомство с деятельностью предприятия, через изучение деятельности его экономических подразделений, в частности бухгалтерии.

Если по каким-либо причинам предыдущая учебная практика была пройдена на другом предприятии, то студенту необходимо выполнить все задания практики 2-го семестра по оценки экономического субъекта (см. таблицу 3).

Производственный (исследовательский) этап учебной практики 4-го семестра включает в себя развернутое рассмотрение и практическое применение всех теоретических вопросов, изученных в 4-ом семестре по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет и анализ», «Бухгалтерская и финансовая отчетность».

Знакомство с организационной структурой бухгалтерии подразумевает изучение наличия штатных единиц службы бухгалтерии исследуемого предприятия, их подчиненность, изучение должностных инструкций работников бухгалтерии.

Исследованию организации бухгалтерского учета в компании необходимо уделить особое внимание. Для этого необходимо ознакомиться с учетной политикой предприятия (для целей бухгалтерского и целей налогового учета), рабочим планом счетов организации и другими внутренними документами предприятия, касающимися бухгалтерского учета (Положение о премировании, Штатное расписание и др.). Студент должен проанализировать соблюдения требований законодательства в части формирования учетной политики и прочих необходимых документов, проанализировать организацию бухгалтерского учета в системе управления; технику обработки учетной информации; методику ведения бухгалтерского учета. В состав приложений необходимо представить учетную политику или выписку из нее (если учетная политика более 30 страниц) в части основных организационных и методологических элементов, рабочий план счетов.

Для закрепления теоретических знаний в части бухгалтерской документации студент должен изучить обязательные реквизиты бухгалтерских первичных документов и регистров бухгалтерского учета, рассмотреть возможность исправлений в документах, проанализировать обязательность подписей. Кроме того, студент должен познакомиться с графиком документооборота, утвержденным в учетной политике.

В состав приложений необходимо подобрать первичные документы, согласно изученной по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ» классификации:

а) по времени составления (первичные, сводные)

б) по степени охвата (разовые, накопительные);

в) по назначению (распорядительные, оправдательные, бухгалтерского оформления);

г) по месту составления (внутренние, внешние);

д) по структуре (табличные, анкетные, комбинированные);

е) по видам (акты, ордера, отчеты…);

ж) по времени хранения (с текущим сроком хранения, постоянного хранения).

Для практического понимания теоретических знаний об учетных регистрах студенту следует ознакомиться с формой бухгалтерского учета на предприятия и подобрать в состав приложений для отчета регистры, согласно классификации:

а) по внешнему виду (книги, карточки, сводные листы)

б) по объему и степени обобщения показателей (синтетические, аналитические, смешанные);

в) по виду учетных записей (хронологические, систематические, комбинированные);

г) по способу графления (односторонние, двусторонние, многографные).

Производственный этап практики предполагает участие студента в инвентаризации имущества и/или обязательств организации. Студент знакомится с приказами об инвентаризационной комиссии в организации, о сроках и порядке проведения инвентаризации, изучает договора о материальной ответственности работников, анализирует заполнение инвентаризационных описей или актов инвентаризации, принимает (по возможности) непосредственное участие в инвентаризации. В составе приложений необходимо предоставить один приказ об инвентаризации в организации, одну страницу инвентаризационной описи по каждому участку учета, приказ о результатах инвентаризации и учете инвентаризационных разниц.

После исследования ведения учета, студент должен проанализировать состав и структуру бухгалтерской финансовой отчетности, предоставляемой предприятием (бухгалтерский баланс; отчет о финансовых результатах; приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, пояснительная записка), формирования показателей отчетности. Изучение указанных форм необходимо проводить за несколько периодов деятельности предприятия (2-3 года).

Прохождение производственной практики предполагает работу студента с компьютерной бухгалтерской программой (любой): формирование документов, регистров, форм отчетности, внесение исправлений в данные программы. Студент должен проанализировать удобство компьютерной программы, возможные недостатки.

По завершению практику студент должен дать свою оценку организации деятельности бухгалтерии исследуемого предприятия, внести, при необходимости, предложения по совершенствованию, обсудить их с руководителем от предприятия.

4. Обработка и анализ полученной информации:

Перед подготовкой отчета студенту необходимо обработать проанализированную полученную информацию, систематизировать собранный материал.

Помимо текстовой части, оформленной в соответствии с требованиями к научным работам, к отчету в обязательном порядке прилагаются документы, раскрывающие вопросы организации учета и отчетности исследуемого предприятии. Очень важно использовать наглядный материал (таблицы, графики, схемы, рисунки, диаграммы и т.п.) в отчете по практике.

5. Подготовка отчета по практике:

Отчет по практике должен соответствовать требованиям к структуре, содержанию и оформлению. Структура отчета:

Титульный лист установленного образца с подписью руководителя от предприятия и печатью (приложение 1).

Договор о прохождении практики установленной формы с подписью руководителя предприятия и печатью;

Направление на практику установленной формы, с проставленными отметками о прохождении практики;

Характеристика (отзыв) на студента-практиканта, составленная и подписанная руководителем с места практики, чья подпись должна быть заверена печатью;вхарактеристике дается оценка теоретическим знаниям студента, их практическому применению, оценка личностных качеств практиканта.

Дневник прохождения практики (приложение 2), в котором указывается краткая характеристика ежедневной деятельности практиканта, и руководитель от практики оценивает ее выполнение;

Основная часть, где описывается выполнение заданий производственного этапа практики, приводятся примеры расчетов и бухгалтерских записей. Рекомендуется раскрывать задания практики в соответствии с порядком изучаемых вопросов, указанных в графиках прохождения практики (см. таблицу 3 или 4). Начинается основная часть с содержания, в котором указываются перечень изученных вопросов практики, содержащихся в отчете.

Приложения – представляются заполненные первичные и сводные документы, формы отчетности, копии учетной политики, должностных инструкций, а также бланки, рисунки и графики.

Отчет должен быть аккуратно оформлен и сшит (скреплен).

6. Защита отчета по практике:

Отчет о практике представляется руководителю практики от кафедры для проверки. Руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных Программой практики. После проверки отчета преподавателем, если не требуется доработка отчета студентом, он допускается к защите.

Защита отчетов по учебной практике проводится на выпускающей кафедре по расписанию. При защите отчета по практике студенту следует быть готовому к вопросам, связанным с практическими результатами практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: