Автоматизация управления Всероссийской службой медицины катастроф

Особое значение автоматизации управления ВСМК определяется наличием в со­ставе службы органов управления, многочисленных, различных по предназначению и подчиненности сил и средств службы, расположенных на территории всей страны, а также внезапностью возникновения ЧС, необходимостью оперативного принятия ре­шений и доведения задач до исполнителей, неизбежностью уточнений принятых ре­шений, осуществления оперативного маневра силами и средствами, необходимостью постоянного руководства многочисленными формированиями и учреждениями, уча­ствующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В связи с этим в стране была начата работа по созданию автоматизированной ин­формационно-управляющей системы ВСМК (АИУС ВСМК) на всех уровнях: феде­ральном, региональном, территориальном, местном и объектовом. Данная система строится как территориалыю-распределенная иерархическая система автоматизирован-

8 Зак. 186


226 Глава 9, Управление Всероссийской службой медицины катастроф

ного управления, которая по завершении формирования должна объединить 89 центров медицины катастроф, охватывающих всю территорию России. Она является функцио­нальной подсистемой автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС. При этом учитывается необходимость обеспечения информационного обмена с объектами автоматизированных систем министерств и ведомств, силы и средства кото­рых привлекаются к работам по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.

В соответствии с режимами функционирования определены задачи АИУС ВСМК.

В режиме повседневной деятельности:

• сбор, обработка, хранение информации о состоянии службы медицины ката­
строф, природной среды и обстановке на потенциально опасных объектах;
информационная поддержка планирования мероприятий по снижению меди­
ко-санитарных последствий ЧС, повышению уровня защиты населения с уче­
том специфики территорий;

• информационная поддержка планирования медико-санитарного обеспечения
населения при возникновении ЧС;

• осуществление информационного взаимодействия между органами управле­
ния, силами и средствами службы медицины катастроф применительно к ка­
ждому уровню;

• обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспет-
черской службы.

В режиме повышенной готовности:

• информационное обеспечение управления силами и средствами ВСМК при
введении режима повышенной готовности;

• оценка вариантов прогнозов возможного развития обстановки;

• информационное обеспечение усиления мероприятий по защите населения и
его подготовке к действиям при возникновении ЧС;

• организация информационного взаимодействия с органами управления, уч­
реждениями и организациями других министерств и ведомств, участвующих
в обеспечении деятельности ВСМК.

В режиме чрезвычайной ситуации:

• сбор и обработка информации об обстановке в зоне (районе) ЧС;

• информационное обеспечение организации управления силами и средствами
ВСМК, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В соответствии с Положением о взаимодействии МЧС и Минздрава России АИУС ВСМК должна обеспечивать (наряду с другими способами и средствами пере­дачи информации) на всех уровнях взаимный обмен информацией по следующим во­просам: прогнозируемая (сложившаяся) обстановка; санитарные и безвозвратные по­тери среди населения; санитарно-эпидемическое состояние зоны ЧС; организация ме­дико-санитарного обеспечения населения; выполнение специальных медицинских и противоэпидемических мероприятий в зонах ЧС; порядок информирования населе­ния о степени риска и условиях жизнедеятельности в ЧС.

АИУС ВСМК должна также обеспечить взаимодействие с другими органами го­сударственной власти.

Задачи автоматизации взаимодействия на территориальном, местном и объекто­вом уровнях решаются соответствующими органами исполнительной власти с учетом местной специфики самостоятельно при методической поддержке ВЦМК «Защита».


227

9,6. Автоматизация управления Всероссийской службы медицины катастроф

При решении проблемы автоматизации управления службой медицины катаст­роф нужно исходить из следующих принципиальных положений.

Автоматизация не меняет сущности управления службой, а является лишь важ­нейшим средством повышения его оперативности и качества. В любом случае при са­мой высокой степени автоматизации решающая роль принадлежит руководителю. Поэтому проблема автоматизации его деятельности всегда будет актуальной.

На автоматические средства можно и целесообразно возложить вычислительные и информационные функции и задачи, которые по возможности должны быть забла­говременно разработаны (составлена модель, обоснована исходная информация и оп­ределены формы выходной информации, разработан алгоритм). Высокая эффектив­ность использования современных электронно-вычислительных машин для решения упомянутых задач в настоящее время общепризиана.

Тенденция развития автоматизации состоит в переходе от автоматизации отдель­ных элементов управления к созданию комплексных автоматизированных систем, а также в широком внедрении новых методов и технических средств во все процессы управления, начиная от сбора информации и обработки данных обстановки и заканчи­вая доведением решения до исполнителей и контролем за ходом его выполнения.

Реализация указанных положений является основой дальнейшего совершенство­вания управления службой медицины катастроф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: