Завершение дискуссии

  Чего не должен делать ведущий Что должен делать ведущий Методические приемы
1. Выдавать же­лаемое за дейст­вительное. Четко и внятно подвести итоги Сопоставление постав­ленных задач с резуль­татами дискуссии.
2. Анализировать в одиночку, скры­вать свое мне­ние. Проанализировать ход дискуссии. «Группы спецзаданий», «разговор по кругу», экспресс-газета, анкети­рование.
3. Искусственно (насильно) пре­рывать дискус­сию. Стимулировать продол­жение дискуссии. «Банк нерешенных во­просов», «советы книго­чея».
4. Не обращать внимания на на­строение участ­ников. Снизить чувство неудов­летворенности каждого участника дискуссии, подчеркнуть вклад каж­дого. «Медали Самому», «Дипломы», «Благодар­ность».

Памятка группам "АНАЛИТИКОВ"

  Название групп Содержание анализа
    по отношению к ведущему по отношению к группе
  «Специалисты» Владеет ли данным вопро­сом, подготовил ли инте­ресную информацию (в вводном слове, в течение дискуссии), сумел ли вы­звать интерес к обсуждае­мым проблемам и переки­нуть «мос­тик в зав­тра». Насколько компетентны и заинтересованы уча­стники в данном вопросе, какую литературу прочитали, ка­кую информацию подгото­вили. Кто чаще всего давал нужную информа­цию, какие допускались неточности, пробелы в зна­ниях.
  «Логики» Определил ли предмет спора (суть разногла­сия), выявлял ли противоречия и содействовал ли их ре­шению – какими спосо­бами, добивался ли полноты аргументации. Достигнуты ли поставлен­ные задачи. Умеют ли ар­гументировать свои суждения и отказываться от ошибочных мнений. Было ли столкновение мнений.
  «Лингвисты» Насколько владеет оратор­ским искусством; не до­пускает ли ошибок в речи, насколько его речь об­разна и грамотна. Кто из участников был наиболее красноречив и убедителен, умеют ли об­разно и грамотно выра­зить свою мысль.
  «Полемики» Соблюдает ли регламент, владеет ли сам куль­турой спора и следит ли за со­блюдением пра­вил спора, какими приемами активи­зирует уча­стников: удачно ли подвел итоги. Насколько владеют куль­турой спора, соблю­дают ли правила спора. Все ли участвуют в дискуссии и с какой целью, активностью.
  «Психологи» Какими приемами созда­вал благоприятный микро­климат, не допускал ли некорректных действий к своим участникам. Выделился ли другой «ли­дер», и кто был «гене­ра­тором» идей, кто разряжал обстановку, а кто кон­фликтовал, создавал на­пряжение. Каким был тон дискуссии, настроение участников.

На занятиях по педагогике студенты и слушатели курсов повышения квалификации учителей в ИПКиПРО предлагали следующие темы дискуссий и диспутов:

Студенты филологического факультета ФРЛ-1997: Быть личностью или казаться ею? Зачем идти учиться? Студенческая жизнь: учеба или развлечение? Кто наш лучший друг: книга или компьютер? Нужны ли частные школы? Быть или не быть (проблема суицидов)? Наркотики: жизнь или удовольствие? Национализм: за или против? Что лучше: быть бедным, но здоровым или богатым, но больным? Успех в карьере: талант, упорство, знакомства? ВУЗ или бизнес? Любовь – это страсть или привычка? Любовь – это возвышенное чувство или страсть? Любовь прекрасна, но она – не каждому дана? Семья или карьера? Брак: по любви, по расчету, по залету? Что лучше: семья, учеба, работа? Можно ли оправдать Евгения Онегина? Был ли счастлив Пушкин?

Студенты физико-математического факультета МИ-1999: Учитель – призвание или профессия? Учитель – деспот или вторая мама? Наркоман - преступник или больной? Наркотики – это добро или зло? Эвтаназия - преступление или милосердие? Гражданский брак – хорошо это или плохо? Нежелательная беременность – аборт или мать-одиночка? Любовь за деньги? X-files – есть ли это? Любовь с точки зрения противоположного пола. (Юноши считают, что для девушек в любви главное – деньги. Девушки считают, что для мужчин главное в любви – это секс). Деньги и знания – совместимы ли они? Виртуальный мир – это настоящий мир? МИ-2001: Дом или карьера? Весна – любовь, осень – разлука? Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной? Стоит ли жениться (выходить замуж), учась в университете? Ранние браки: «за» и «против»? Есть ли настоящая любовь? Совместимы ли работа и учеба? Зачем я пошел в университет? Хотят ли выпускники педагогического университета работать по специальности? Почему люди поступают в вузы? Нужна ли всеобщая воинская повинность? Должен ли настоящий мужчина служить в армии? Почему нужны женщины в Думе? Зачем нужно повышать зарплату учителям? МИ-2005: Почему тинейджеров тянет в группировки? Какой коллектив лучше: однополый или смешанный? Паранормальные явления: есть ли они? Образование: бюджетное или коммерческое? Брак и учеба: совместимы ли они? (Ребёнок: помеха ли в учёбе? Материальная помощь: будет ли она? или Где взять деньги? Где жить: с родителями или отдельно?) Можно ли простить измену? (Что такое измена? Что (или кто) толкает на измену?) Что нужно для счастья? Женщины в современном обществе - главные? Гражданский брак или свадьба? Женщина за рулем: допустимо ли это? ЕГЭ - "за" или "против"? Есть ли жизнь в общежитии? Беременность в школе: начало жизни или конец? Дом-2: любовь, карьера или разврат? ЕГЭ: благое начало или крах системы образования?

Слушатели ИПК ПРО: Нужно ли всем ученикам среднее образование? Нужно ли вводить 12-летнее обучение? Нужен ли сейчас предмет литературы? Нужна ли школьная форма? Секс, наркотики и рок-н-рол в жизни учителя. Учитель и нелюбимый ученик? Стоит ли сегодня работать учителем? Любви все возрасты покорны? Существует ли настоящая любовь? Верность или измена? К чему приводит супружеская верность? Счастье женщины – иметь одного мужа или троих? Жизнь или кошелек? Как заработать миллион? В деньгах ли счастье? Не слишком ли мало нам платят? Как возникла жизнь на земле? Влияет ли экономика на преступность? Нужно ли быть патриотом сегодня? Легко ли быть честным? Что такое счастье?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: