Обсуждение проблемы.
Чего не должен делать ведущий | Что должен делать ведущий | Методические приемы | |
1. | Давать изначальную оценку, выдвигать собственную точку зрения | Начать дискуссию вводными словами (комментарий выбранной темы, ее актуальность, выделение предмета спора). Хорошо ориентироваться в данном вопросе. | Краткое пояснение, рассказ, пример, демонстрация. |
2. | Выбирать форму без объяснения. | Выбрать форму проведения дискуссии. | «Ролевая игра», «скептики-оптимисты», «сокращенная беседа». |
3. | Вывешивать «памятку» без предварительного обсуждения, знакомства с ней участников. | Напомнить правила спора и соблюдать их самому. | Применение наглядности (заранее оформить правила на плакате) |
4. | Заранее назначать выступающих, расписывать выступления, организовывать «дискуссию». | Предложить каждому высказать свое мнение, предоставить слово желающим. | Разговор по кругу, «Дискуссионные качели», «Закон о-о», «Банк мнений». |
5. | Выходить далеко за рамки темы, забывать о поставленных вопросах. | Содействовать развитию обсуждения. Стремиться к рассмотрению максимума аспектов данной проблемы, разных точек зрения (тезис-антитезис). | «Непонимание», «сомнение», «доведение до абсурда», «ситуация затруднения», «поиск поля пересечения». |
6. | Перебивать, противодействовать изложению «неугодной» точки зрения. Применять незнакомые термины. | Помогать участникам четко сформулировать мысль. Следить за логикой и грамотностью речи. | «Частичная подмена тезиса», «уточняющие вопросы», «доведение до абсурда», «промежуточный итог». |
7. | Оказывать прямое давление, превращать дискуссию в монолог. | Вовлекать пассивных, держать в поле зрения каждого. | «Нейтрализация активных», «спец. задание», «косвенный вопрос». |
Решение проблемы.
Чего не должен делать ведущий | Что должен делать ведущий | Методические приемы | |
Выдвигать свое предложение первым. Допускать повторы. | Собрать максимальное количество предложений. | «Мозговой штурм», «планы идей», «защита идей» (по микрогруппам). | |
Оставлять «черные дырки» без внимания. | Требовать ясной аргументации. | «Уточнение», «пояснение». | |
Стремиться к истинному единомыслию, нарушать принципы плюрализма. | Способствовать согласованному конструктивному решению. | «Расширение поля пересечения», «соблюдение принципа децентризма» (отказ от своих амбиций в пользу дела). |