Государственный надзор за страховой деятельностью

Деятельность страховых организаций значительно отличается от производственно – хозяйственной и финансовой деятельности других субъектов экономической деятельности – предприятий, организаций, обществ и др. Страховые организации прежде всего обеспечивают защиту имущественных интересов физических и юридических лиц от всевозможных рисков. Высокая доля ответственности страховщика за результаты его деятельности диктует особую организацию государственного регулирования и надзора.

Юридическими основами организации страховой деятельности и страхового рынка являются законы и подзаконные акты, методические указания и различные инструкции, договоры, соглашения, нормативная документация. Основополагающими правовыми документами являются Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.92 г. № 4015-1(с дополнениями) и Гражданский кодекс РФ (часть вторая, гл. 48). Государственная политика по организации и регулированию деятельности страхового рынка осуществляется Государственной службой страхового надзора.

Правительство РФ приняло постановление от 30 июня 2004 года № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» в котором определены основные функции ФССН:

-ведение общегосударственного реестра страховщиков и объединений страховщиков;

- решение вопроса о выдаче лицензий на осуществление страховой деятельности;

- контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечение платежеспособности страховщиков;

- установление правил формироваия и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

- разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

- обобщение практики страховой деятельности;

- обеспечение гласности страховой деятельности (каждый, кто профессионально занимается страховой деятельностью, обязан публиковать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении, а Росстрахнадзор должен проверять, насколько достоверны опубликованные сведения);

- поддержание правопорядка в отрасли. Росстрахнадзор рассматривает вопросы нарушения закона, принимает административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, выносит на рассмотрение коллегии вопросы об ограничении, приостановлении либо об отзыве лицензии на право проведения страховой деятельности.

Цели государственного страхового надзора состоят в обеспечении:

- соблюдения требований законодательства РФ о страховании,

- эффективного развития страхового рынка;

- защиты прав и интересов страхователей;

- защиты прав и интересов страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.[10]

Федеральная служба страхового надзора вправе: получать от страховщиков установленную отчетность; производить проверки на предмет соблюдения страховщиками Законодательства РФ о страховании, давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний – приостанавливать, ограничивать срок действия лицензий, вплоть до их отзыва, обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, о также ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

В связи с быстрым ростом числа страховых организаций на территории России Правительством РФ принято Постановление от 26 июня 1993 г. № 609 «О территориальных органах страхового надзора» предусматривающее создание инспекцией Росстрахнадзора территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить от имени Росстрахнадзора необходимые проверки, следить за соблюдением страхового законодательства, получать от страховщиков информацию об их финансовом положении. Учитывая, что Законом о страховании право выдачи лицензий предоставлено только Росстрахнадзору, территориальные органы страхового надзора правом выдачи лицензий не обладают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: