Правительство делегирует ответственность профессиональным менеджерам

ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

Партнерство государства и бизнеса (Private Public Partnership, PPP), формируясь в развивающихся странах на этапе массовой приватизации, а в развитых странах - в постприватизационный период в процессе осуществления государством управления имуществом, сегодня принимает различные формы: управленческие контракты, концессии, совместные предприятия, и распространяется на многие виды экономической деятельности, затрагивая сферу транспорта, производства, даже социальную сферу.
В отдельных странах побудительные мотивы переосмысления деятельности государства в сфере управления обществом и экономикой были различны. При этом задача создания <эффективного государства> часто была реакцией на существенные экономические потрясения. Так, например, случилось в Японии, Италии, Новой Зеландии, в целом ряде стран Юго-Восточной Азии, так происходит и в России.
В рамках партнерства государства и бизнеса объединяются частные и государственные ресурсы и активы, разделяются полномочия, таким образом, чтобы усилия одного партнера служили интересам другого. Обычно каждый партнер получает доход пропорционально своим <инвестициям>. Такие <предприятия> отличаются от типичных форм подряда частных предприятий для выполнения тех или иных работ для государства: частный партнер осуществляет значительные, причем достаточно рискованные инвестиции, а государство получает дополнительный доход или возможности для предоставления общественных услуг без дополнительных расходов и платежей партнеру. Одним из средств, обеспечивающих партнерство, может быть, например, лизинг1.
Как следует из опыта большинства стран-членов ОЭСР, при реформировании системы государственного управления экономикой особое внимание должно уделяться оценке предпринимаемых государством действий и поиску форм и путей влияния на экономику, альтернативных прямому регулированию. Одной из таких альтернатив являются инновационные формы частного и государственного партнерства, в рамках которого государство играет роль инициатора и учредителя2.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЕЛЕГИРУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МЕНЕДЖЕРАМ

Идея партнерства государства и бизнеса, как показывают обзоры ОЭСР, коренится в общем осознании правительствами многих государств необходимости делегирования ответственности по принятию управленческих решений и управлению связанных с этим ресурсами профессиональным менеджерам. Такое делегирование во многих странах начиналось с создания специальных институтов, организационно отделенных от государства. Подобные институты в зависимости от законодательства различных стран существуют в разных формах: агентства (например,
в США, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании); государственные предприятия (особенно велико их значение в скандинавских странах, например в Швеции); акционированные организации или государственные корпорации (Италия, Новая Зеландия). В Великобритании более 2/3 государственных служащих работает в агентствах3. В России наиболее близкий к международному опыту пример - Российский фонд федерального имущества.
Вместе с тем такая форма делегирования управленческих полномочий не лишена противоречий и недостатков.

· Прежде всего <децентрализация> государственных функций путем создания независимых агентств ставит вопрос об их подотчетности налогоплательщикам, о стройности и прозрачности всей бюджетной системы. Деятельность государственных предприятий будет связана с формированием и движением внебюджетных доходов, при этом наряду с определенным повышением эффективности существенно теряется управляемость бюджетной системы и создаются угрозы для неконтролируемого использования бюджетных средств, следовательно, средств налогоплательщиков. Именно поэтому и в России, и в других странах предпринимаются серьезные усилия для установления рычагов финансового контроля. Во многих странах, имеющих совершенно различные уровень развития и структуру государственного управления (США, Финляндия, Мексика, Турция), проводятся реформы в области финансовой отчетности и обеспечения прозрачности всей финансовой системы.

· Другой проблемой делегирования полномочий государства на уровень агентств и специальных государственных учреждений является их <привязанность> к бюджетным ресурсам. Казалось бы, создавая такие агентства, государство модернизирует и делает более эффективным процесс управления той или иной важной для государства отраслью. Однако часто оказывается, что типичные управленческие функции требуют меньших финансовых средств, чем контроль и надзор за результатами делегирования этих функций различным, даже государственным, агентствам.
В качестве варианта решения данных проблем во многих странах мира тенденция делегирования функций государства агентствам постепенно трансформируется в тенденцию их коммерциализации путем формирования устойчивых форм партнерства государства и частных предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: