Организация совместных предприятий и холдингов с государственным участием

При создании холдинговой компании в отдельную организацию целенаправленно выводятся управленческий контроль и контроль за собственностью. Холдинговая компания фокусирует свою деятельность на повышении эффективности управленческого процесса. Это путь к консолидации финансовой отчетности, к четкому выделению центра прибыли, а следовательно, и центра привлечения инвестиций. Что здесь имеет принципиальное значение?

· Организационное выделение функции управления операционными рисками, в том числе обеспечение необходимой, консолидированной прибыли, общей стратегии развития. Это само по себе предполагает и диверсификацию активов, и привлечение инвестиций.

· Организационно-правовая идентичность, т.е. оформленная организационно <группа реализации проекта> (project unit, specialized purchase vehicle), как правило, самостоятельное юридическое лицо, прежде всего корпорация, осуществляющая управление операционными рисками и привлекающая инвестиции.

· Определение и распределение между участниками финансовых и инвестиционных обязательств, т.е. правила формирования капитала организации, формы финансирования (долговые обязательства, акции, собственные средства, гарантии, налоговые льготы и т.д.), структура собственности.

· Обязательства в отношении имущественных прав и собственности, т.е. формирование центров акционерного контроля, защита интересов отдельных групп собственников или партнеров, преимущества при купле/продаже имущественных прав, распределение доходов от собственности и взаимные интересы.
< Примеры из мировой практики
Пожалуй, наиболее яркие примеры дают США и Великобритания, страны классической рыночной экономики, где при этом государство остается владельцем значительной собственности, требующей надлежащего управления.
В США, по признанию Американской счетной палаты (General Accounting Office, GAO), государство является, по существу, крупнейшим в мире собственником.
Проблема управления этой собственностью встала еще в XIX в.
В наше время в США динамично растет число контрактов, заключаемых государственными агентствами или правительствами штатов с частными управляющими компаниями. Так, с 1994 г. в Чикаго более 40 отдельных функций, традиционно исполняемых городскими властями, переданы частным компаниям11. В целом еще в середине 90-х годов в США контракты с частными компаниями по управлению государственной собственностью имели место в таких сферах деятельности, как услуги, в том числе социальные, образование, здравоохранение, транспорт, управление исправительными учреждениями12.
В Великобритании развитие партнерства государства и бизнеса стало, по существу, национальной программой, получившей наименование <Инициатива частного финансирования> (Private Finance Initiative). Данная инициатива оказалась своего рода катализатором общего развития всех видов партнерства государства и бизнеса. Данная инициатива была заявлена в 1992 г., а в 1998 г. в значительной мере модернизирована. Ее суть в конечном счете сводится к разработке детальной стратегии передачи отдельных государственных функций частному бизнесу прежде всего в сфере управления собственностью.
Особенностью данной инициативы является сфокусированность на привлечении частных инвестиций в проекты, собственником которых остается государство. Список проектов достаточно велик, среди них: управление лондонским метро; привлечение частного партнера для управления Национальной службой авиадиспетчеров; строительство транспортных коммуникаций, тоннелей; осуществление инвестиционных государственных проектов в развивающихся странах; проекты в энергетике, здравоохранении; управление и строительство гидротехнических объектов.
Во Франции контракты, в том числе концессии, получили распространение в сфере платных дорог и городского водоснабжения; в Испании, Португалии, Финляндии - управления платными дорогами; в Ирландии, Нидерландах, Австралии, Греции - строительства и управления объектами транспортной инфраструктуры; в Японии - управления энергетическими и очистными объектами и т.д.13
Наиболее распространенной формой финансовой организации партнерств стало формирование отдельных так называемых проектных единиц или групп реализации проектов в виде отдельных самостоятельных юридических лиц. Совместные предприятие частных компаний и государства имеют место, например, в Великобритании, где подобные совместные предприятия часто носят форму так называемого <специального инвестиционного средства> (Specialized Purchase Vehicle, SPV), которые создаются партнерами для того, чтобы привлекать инвестиции, затем перераспределять их на финансирования проекта, аккумулировать доход от реализации проекта и соответственно распределять доход среди участников.
Классическим примером совместного предприятия государства и частного бизнеса в сфере транспортной инфраструктуры стало образование в 60-х годах по решению Конгресса США <Нэшнл Рэйл Песенджерс Корпорейшн> (National Rail Passenger Corp.), известной сегодня как <Армтрэк> (Armtrack), - по существу, монополии в сфере пассажирских железнодорожных перевозок в Америке14.
Совместные, по сути, холдинговые компании охватывают различные отрасли. Интересен опыт структурирования партнерств государства и бизнеса в отрасли, производящей фосфаты и фосфатные удобрения. Так, в Иордании компании по производству фосфатов не подлежат приватизации, однако
законы рынка и текущая экономическая конъюнктура заставляют государство идти на создание альянсов с частным капиталом. В конце 2000 г. было объявлено о создании совместного предприятия между крупнейшими норвежскими концернами <Норск Гидро> (Norsk Hydro), <Джордан Фосфэйт Майнс> (Jordan Phosphate Mines) и <Эраб Поташ Кампаниз> (Arab Potash Companies). Норвежская сторона приобретает 60% акций совместного предприятия, а компании Иордании - 40%, при этом одновременно участники проекта создают международную фирму по производству и экспорту удобрений15. Другой проект - продажа концерну из Саудовской Аравии <Сауди Бэйзик Индастриз Кампани> (Saudi Basic Industries Company) другой иорданской компании в сфере производства фосфатов <Джорданиан фосфорик эсид мэньюфэкчуринг фэктори> (Jordanian phosphoric acid manufacturing factory)16. При этом следует заметить, что во всех упо-мянутых иорданских компаниях го-сударство участвует через <голов-ной холдинг> <Джорданиан Фосфэйт Кампани> (Jordanian Phosphate Company).
В результате таких сделок <пирамида> корпоративных связей, включающих партнерства с частным бизнесом, в том числе с иностранными партнерами, оказывается достаточно гибкой. Государство может идти по пути создания совместных предприятий на самом нижнем уровне участия, может частично приватизировать компании <второго уровня>. Приватизация холдинга первого уровня также возможна, хотя и зависит от политических решений.
В Мексике, в другой не менее важной отрасли химической промышленности - нефтехимии, еще в 1998 г. было признано целесообразным перевести 11 государственных нефтехимических комплексов под управление смешанного <партнерства> (читай - холдинга), где государственная доля составляла бы 51%, а доля частных партнеров - 49%17.
Формой объединения государственных и частных имущественных прав и капитала могут быть специальные инвестиционные фонды, учреждаемые государством. В такие фонды первоначально передаются акции, принадлежащие государству, затем акции самого такого фонда размещаются среди международных институциональных и частных инвесторов. Фонд передается в управление профессиональным менеджерам. Особенно удобно применение такой схемы в условиях, когда государству принадлежат миноритарные пакеты акций.
Наиболее яркий пример - фонд, созданный в 2000 г. в Марокко.
В ходе проводимой с 1993 г. приватизации в Марокко государство сохранило свое участие в значительном количестве предприятий. Причем к февралю 2000 г., когда Министерство приватизации Марокко объявило о планах создания упомянутого фонда, в 287 компаниях доля государства не превышала 20%18.
Таким образом, фонд стал инструментом, с одной стороны, консолидации миноритарных пакетов акций, с другой стороны, позволил государству, не отказываясь от собственности, существенно повысить ликвидность своих активов (акции фонда включались в листинг фондовой биржи Касабланки), привлечь под данные активы дополнительные инвестиции в страну.
Механизм инвестиционных фондов, объединяющих государственные имущественные права, частные инвестиции и профессиональный менеджмент, также применяется в Сингапуре и Таиланде19.
Довольно сложная и смешанная схема партнерства государства и бизнеса, включающая как совместное государственное участие в холдинговых компаниях, так и в отдельных проектах, а также передачу данных <участий> в управление смешанным по собственности компаниям, получила распространение в нефтегазовой отрасли в Норвегии. В целях разработки месторождений нефти и газа на прибрежном шельфе еще в 1972 г. в Норвегии был создан нефтяной холдинг <Стат-ойл> (Statoil), с тех пор принимающий участие практически во всех проектах по разработке месторождений нефти и газа.
С 1985 г. решением парламента правительство получает право на прямое финансовое участие в новых нефтяных проектах, создается особая управленческая схема - <Государственное прямое финансовое участие> (State Direct Financial Interest). Одновременно государство владеет 51% акций другого промышленного концерна <Норск Гидро>. С 1985 г. все прямые участия государства в новых проектах, за исключением Норск Гидро и ряда других крупных компаний, передаются в управление Статойл, т.е. Стат-ойл одновременно становится и государственным холдингом, и управляющим государственной собственностью.
В декабре 2000 г. было принято решение не только передать находящиеся в управлении активы непосредственно в собственность Статойл и Норск Гидро, но и частично приватизировать Статойл, разрешив компании образовывать партнерства с другими компаниями. Одновременно с этим планируется создание новой управляющей компании, которая будет управлять оставшимися в собственности государства частями в нефтегазовых разработках.
Такая новая компания сосредоточит свои усилия на управлении технологическими системами нефтегазодобычи, на администриро-вании лицензиями на месторож-дения, на общем контроле и надзоре за транспортной инфраструктурой20.
Финансовое участие государства в совместных предприятиях также имеет свои вариации. Например, в Мексике, Чили, Колумбии государство предоставляло акцио-
нерам таких предприятий дополнительные гарантии по возврату некоторого минимального дохода.
В Восточной Азии в проектах, связанных со строительством платных дорог, государство становилось непосредственным акционером, предоставляло ссуды, субсидии21.
В целом ряде стран совместные предприятия создавались в процессе реструктуризации энергетической отрасли, особенно в процессе выделения и создания независимых генерирующих предприятий.
В 1990-1999 гг. в развивающихся странах в сфере генерации электроэнергии было инициировано около 700 проектов с участием частного капитала, с общим объемом частных инвестиций 187 млрд. долл.22
В Боливии формы подобного партнерства создавались непосредственно на этапе приватизации государственной собственности. Боливийский опыт приватизации известен как <приватизации с помощью капитализации>. Смысл его состоит в том, что первоначально государство определяет для себя стратегического частного партнера, который инвестирует средства непосредственно в развитие приватизируемого предприятия. В результате на первом этапе приватизации предприятие становится фактически совместным предприятием государства и частного инвестора с распределением собственности, скажем, 50 на 50%.
После того как инвестиции частного инвестора приводят к росту капитализации предприятия, а само предприятие начинает развиваться, государство продает свои 50% по обычной приватизационной схеме массовому акционеру. Тем самым мелкие инвесторы получают акции предприятия с большим уровнем капитализации, чем до прихода частного стратегического инвестора23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: