Пояснительная записка. Вэтом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки

В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональ­ном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, свя­зывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.

Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Музыкальные занятия состоят из трех частей:

Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения

Цель: настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движе­ний, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

Основная часть.

Слушание музыки

Цель: приучить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение

Цель: развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, му­зыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть.

Игра или пляска

Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совер­шаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них.

На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллектив­ные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференциро­ванный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

К концу года дети первой младшей группы могут:

• узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий);

• вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы;

• двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;

• выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;

• различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Форма организации музыкальной деятельности Программные задачи Репертуар
     
СЕНТЯБРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Учить: - слушать веселую и грустную музыку, плясовую, ко­ лыбельную песню; - различать тихое и громкое звучание, высокие и низ­ кие звуки «Ах вы, сени» (русская народная песня в обр. В. Агафонникова), «Колыбельная» (муз. С. Разоренова), «Дождик» (русская народная песня в обр. Т. Попатенко), «Осен­няя песенка» (муз. Ан. Александрова, ел. Н. Френкель)
Пение • Усвоение песенных навыков Способствовать приобщению к пению, подпева-нию повторяющихся фраз. Учить узнавать знакомые песни, понимать их содер­жание «Дождик» (русская народная мелодия в обр. В. Фере), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Ве­селая песенка» (муз. А. Филиппенко)
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры Учить: - бодро ходить стайкой, легко бегать, мягко приседать, - активно топать ножками в такт музыки разного ха­ рактера; - выполнять движения танца по показу взрослых, на­ чинать и заканчивать движения с музыкой; - различать двухчастную музыку. Развивать двигательную активность. «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Пружин­ка» (русская народная мелодия), «Легкий бег в парах» (муз. Т. Ломовой), «Ходим -бегаем» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Френ­кель), «Потопаем» (муз. М. Раухвергера), «Осенние листочки» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной), «Маленькая полечка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. А. Шибицкой), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвер­гера, Б. Антюфеева, ел. А. Барто)
Праздники и развлечения Побуждать к активному участию в развлечениях «Курочка Ряба» (музыкальная сказка)
ОКТЯБРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Учить:, - слушать и различать разные мелодии (колыбельную, марш, плясовую); - различать тихое и громкое звучание; - узнавать в музыке звуки дождя; - ритмично стучать пальчиком «Баю-баю» (муз. М. Красева, ел. М. Пар­ной), «Марш», «Дождик» (муз. М. Раух­вергера), «Веселая песенка» (муз. А. Фи­липпенко)

Продолжение табл.

     
Пение Вызывать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. Побуждать подпевать окончания фраз. Учить слушать и узнавать знакомые песни «Дождик» (муз. Г. Лобачевой), «Осенняя песня» (муз. Т. Миранджи), «Петушок» (рус­ская народная песня в обр. М. Красева), «Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Погремушки» (муз. А. Лазаренко)
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Танцы •Игры Учить: - навыкам ходьбы, легкого бега; - подражать движениям мишки, зайчика, взрослых; - легко кружиться, как листочки; - свободно двигаться под музыку по всему залу; - танцевать с предметами. Развивать навыки подвижности и ловкости в беге, прыжках и других формах движений. Учить игровой деятельности (прятаться от взрослых, закрывая ладошками лицо) «Зайчики», «Мишки» (муз. Т. Ломовой), «Листочки кружатся» (русская народная мелодия), «Тихо - громко» (муз. Е. Тили­чеевой, ел. Ю. Островского), «Тепловоз», «Танец с листочками» (муз. С. Майкапара), «Игра в прятки» (русская народная мелодия в обр. Р. Рустамова)
Праздники и развлечения Познакомить с театром кукол. Вызвать интерес к кукольному представлению. Воспитывать чувство дружбы, желание подру­житься с куклой Петрушкой Кукольный театр Петрушки
НОЯБРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Учить: - воспринимать мелодии спокойного, веселого харак­ тера; - отзываться на музыку движениями рук, ног, хлопка­ ми, притопами, покачиваниями «Мишка», «Птички» (муз. Г. Фрида), «Зай­чик» (муз. Е. Тиличеевой), «Погремушки» (муз. А. Филиппенко)
Пение Способствовать приобщению к пению, подпеванию взрослым, сопровождению пения выразительными дви­жениями.» Учить узнавать знакомые песни «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Луко­ниной), «Праздник» (муз. Т. Ломовой, ел. Л. Мироновой), «Где же наши ручки?» (муз. и ел. Т. Ломовой)

Продолжение табл.

     
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения •Пляски •Игры Учить: - активно двигаться под музыку разного характера (бодро шагать, легко бегать); - выполнять мягкую пружинку, покачивания; - танцевать в паре, не терять партнера, выполнять тан­ цевальные движения по показу, вместе. Развивать активность, умение реагировать на музы­ ку сменой движений «Ходьба» (муз. Э. Парлова), «Устали наши ножки» (муз. Т. Ломовой, ел. Е. Соковни-ной), «Пружинка» (русская народная мело­дия в обр. Т. Ломовой), «Покачивания в па­рах» (муз. М. Раухвергера), «Парная пля­ска» (русская народная мелодия в обр. Е. Тиличеевой), «Мышки и кот» - музы­кальная подвижная игра в сопровождении пьесы «Полька» (муз. К. Лоншан-Друшкевичовой)
Праздники и развлечения Побуждать к активному участию в праздниках «Осень» (музыкально-театрализованный утренник)
ДЕКАБРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инструмен­ тальную музыку различного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения, эмо­ ционально откликаться на их характер, настроение «У ребяток ручки хлопают» (муз. Е. Тили­чеевой, ел. Ю. Островского), «Фонарики» (мелодия и ел. А. Матлиной в обр. Р. Руста-мова), «Вальс снежинок» (муз. Т. Ломовой)
Пение Закреплять умения: - допевать за взрослыми повторяющиеся фразы в песне; - начинать петь после вступления при поддержке взрослого. Учить петь без крика в умеренном темпе, спокойно. Расширять певческий диапазон «Вот как мы попляшем», «Заплясали наши ножки» (муз. Н. Лукониной), «Дед Мороз» (муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной)
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения Учить: - передавать в движении бодрый, спокойный характер музыки; - выполнять движения с предметами (снежки, коло- «Поезд» (муз. Н. Метлова), «Пружинка» -вращения в парах (муз. М. Раухвергера), «Упражнения со снежками», «Зайцы», «Ли­сички» (муз. Г. Финаровского)

Продолжение табл.

     
• Пляски • Игры Учить: - держаться в парах, не терять партнера; - менять движения со сменой музыки с помощью взрослых; - ритмично хлопать, топать, мягко пружинить. Вызвать интерес к музыкальной игре, эмоциональ­ ный отклик на музыкально-игровую деятельность «Танец зверей» (муз. В. Курочкина), «Та­нец снежинок» (муз. Т. Ломовой), «Парная пляска» (муз. М. Раухвергера) «Игра с колокольчиками» (муз. П. И. Чай­ковского), «Веселые прятки», «Зайчики и лисички» (муз. Г. Финаровского, ел. В. Ан­тоновой)
Праздники и развлечения Доставлять радость от участия в праздничном кон­церте. Учить правилам поведения в праздничной обстановке Новогодний праздник
ЯНВАРЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инстру­ ментальную музыку различного характера; - определять веселую и грустную музыку. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Способствовать накапливанию багажа любимых музыкальных произведений «Марш» (муз. Т. Ломовой), «Марш» (муз. Е. Тиличеевой), «Зима» (муз. В. Ка­расевой, ел. Н. Френкель), «Прилетела птичка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Ост­ровского)
Пение Закреплять умения подпевать повторяющиеся фра­зы в песне, узнавать знакомые песни. Учить: - вступать при поддержке взрослых; -^ петь без крика в умеренном темпе. Расширять певческий диапазон «Да-да-да» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Ост­ровского), «Спи, мой мишка» (муз. Е. Ти­личеевой, ел. Ю. Островского), «Празд­ник» (муз. Т. Ломовой, ел. Л. Мироновой)
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски •Игры Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный харак­ тер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой. Развивать чувство"ритма, координацию движений. «Топ-топ» (русская народная мелодия), «Бодрый шаг» (муз. В. Герчик), «Машина» (муз. М. Раухвергера), «Упражнения со снежками» (русская народная мелодия), «Перетопы» (русская народная мелодия)

Продолжение табл.

  2  
  Учить: - держаться в парах; приучать двигаться в парах по всему залу; - менять движения с помощью взрослых; - легко, ритмично притоптывать, кружиться, мягко выполнять пружинку; - образно показывать движения животных. Развивать чувство ритма, подвижность, активность. Прививать интерес к музыкально-подвижной игре «Парный танец» (русская народная мело­дия в обр. Е. Тиличеевой), «Мышки и кот» -музыкальная подвижная игра в сопровож­дении пьесы «Полька» (муз. К. Лоншан-Друшкевичовой), «Птичка и птенчики» (муз. Е. Тиличеевой)
Праздники и развлечения Доставлять радость от встречи с бодрой, задорной музыкой, веселой песней, занимательной пляской, подвижной игрой «Зимние забавы» (игровое развлечение)
ФЕВРАЛЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки Учить: - слушать песни и понимать их содержание, инстру­ ментальную музыку различного характера; - определять веселый и грустный характер музыки. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку разного характера. Способствовать накапливанию багажа любимых музыкальных произведений «Праздник», «Зима проходит» (муз. Н. Мет-лова, ел. М. Клоковой), «Петрушка и миш­ка» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель), «Маму поздравляют малыши» (муз. Т. По-патенко, ел. Л. Мироновой)
Пение Учить: - вступать при поддержке взрослых; - петь без крика в умеренном темпе. Закреплять умение подпевать повторяющиеся фразы; узнавать знакомые песни. Расширять певческий диапазон «Бабушке» (муз. 3. Качаева), «Солнышко» (муз. Н. Лукониной), «Мамочка» (муз. Е. Ти­личеевой)

Продолжение табл.

     
Музыкально-ритмические движения: Упражнения • Пляски • Игры Учить: - передавать в движении бодрый и спокойный харак­ тер музыки; - выполнять движения с предметами; - начинать и заканчивать движения с музыкой; - держаться в парах, двигаться по всему залу; - менять движения с помощью взрослых; - легко и ритмично притоптывать, кружиться, мягко выполнять пружинку; - образно показывать движения животных. Развивать чувство ритма, координацию движений, подвижность, активность. Прививать интерес к музыкально-дидактической игре «Муравьишка», «Паровоз» (муз. 3. Компа-нейца), «Сапожки» (русская народная ме­лодия в обр. Т. Ломовой), «Тихо - громко» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского), «Упражнения с цветами» (муз. Е. Макшан-цевой), «Танец с веночками» (муз. Р. Руста-мова), «Танец петушков» (муз. А. Филип­пенко), «Парная пляска» (украинская на­родная мелодия в обр. Р. Леденева), «Кот и мыши», «Птица и птенчики» (муз. Е. Ти­личеевой)
Праздники и развлечения Доставлять радость от просмотра кукольного спектакля. Приучать быть культурными, внимательными, бла­годарными зрителями «Зайкина тетя» (кукольный спектакль)
МАРТ
Музыкальные занятия Слушание музыки Восприятие музыкальных произведений Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения; - различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впечатлений «Колокольчик», «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Вот какие мы большие», «Пришла ко мне подружка» (ел. В. Лунева; кассета «Тан­цуй, малыш»: для детей 2-4 лет, мелодии. -СПб., 2006))
Пение • Усвоение певческих навыков Формировать навыки основных певческих инто­наций. Учить не только подпевать, но и петь несложные песни с короткими фразами естественным голосом, без крика начинать пенце вместе с взрослыми «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Солнышко» (муз. Н. Лукониной)

Продолжение табл.

     
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения • Пляски • Игры Учить: - бодро ходить под марш, легко бегать в одном на­ правлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах; - навыкам освоения простых танцевальных движений; - держаться своей пары; - менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в играх образы персона­ жей (зайцы, медведь), различать громкое и тихое звучание «Прогулка и пляска» (муз. М. Раухверге-ра), «Марш и бег» (муз. Е. Тиличеевой), «Ноги и ножки» (муз. А. Филиппенко), «Покружись и поклонись» (муз. В. Герчик), «Зайцы и медведь» (муз. Т. Попатенко), «Игра с бубном» (муз. Г. Фрида)
Праздники и развлечения Развивать эстетические чувства. Воспитывать любовь к мамам Праздник мам (утренник)
АПРЕЛЬ
Музыкальные занятия Слушание музыки • Восприятие музыкальных произведений * Учить: - слушать не только контрастные произведения, но и пьесы изобразительного характера; - узнавать знакомые музыкальные произведения; - различать низкое и высокое звучание. Способствовать накапливанию музыкальных впе­ чатлений. «Самолет» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Най­деновой), «Собачка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Кошка» (муз. Ан. Алек­сандрова, ел. Н. Френкель), «Апрель» (муз. П. И. Чайковского)
Пение • Усвоение песенных навыков Формировать навыки основных певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь несложные пес­ни с короткими фразами; петь естественным голосом, без крика; начинать пение вместе с взрослыми «Собачка Жучка» (муз. Н. Кукловской, ел. Н. Федорченко), «Веселая песенка» (муз. Г. Левкодимова, ел. И. Черницкой), «Солнышко» (русская народная мелодия в обр. М. Иорданского, слова народные)
Музыкально-ритмические движения: • Упражнения Учить: ' - бодро ходить под марш, легко бегать в одном на­ правлении стайкой; - легко прыгать на двух ногах. Продолжать работу над освоением простых танце­вальных ДВИЖеНИЙ. VMfiHHfiM пртгсятига ^nrw»u папн «Стукалка» (украинская народная мелодия в обр. Р Леденева), «Ритмические хлопки», «Воротики» (русские народные мелодии в обр. Р. Рустамова), «Маленький хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раух-

Окончание табл.

     
• Пляски • Игры Учить: - менять движения в пляске со сменой музыки; - различать контрастную музыку; - свободно двигаться по залу парами. Развивать умения передавать в играх образы пер­ сонажей, различать громкое и тихое звучание «Маленький хоровод» (русская народная мелодия в обр. М. Раухвергера) «Кошка и котята», «Прятки с платочками» (русская народная мелодия в обр. Р. Рус-тамова)
Праздники и развлечения Развивать эстетические чувства. Воспитывать: - интерес к кукольным спектаклям; - сочувствие героям; - слушательскую (зрительскую) активность и культуру «Зайка-хвастунишка» (кукольный спек­такль)
МАИ
Музыкальные занятия Слушание музыки Учить: - слушать пьесы и песни изобразительного характера; - узнавать знакомые произведения; - различать высокое и низкое звучание; - накапливать музыкальный багаж «Барабан» (муз. Д. Б. Кабалевского), «Барабан» (муз. Г. Фрида), «Зарядка» (муз. Е. Тиличеевой, ел. Л. Мироновой), «Серый зайка умывается» (муз. М. Красева)
Пение: приговорки, народные песни Продолжать формировать навыки воспроизведе­ния основных мелодий, певческих интонаций. Учить не только подпевать, но и петь простые мело­дии, петь без крика, слушать пение взрослых «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой), «Солнышко» (муз. Т. По-патенко, ел. Н. Найденовой), «Пришла ко мне подружка» (ел. В. Лунева; кассета «Танцуй, малыш»: для детей 2-4 лет, ме­лодии. - СПб., 2006)
Музыкально-ритмические движения • Упражнения '•Пляски • Игры Учить: - ходить бодро в одном направлении; - владеть предметами (шары, цветы, платочки); -. образовывать и держать круг; - менять движения в пляске со сменой частей; - танцевать с предметами; - держать и не терять пару. Доставлять радость в игровой деятельности. Развивать ловкость, подвижность «Упражнение с цветами», «Зашагали нож­ки» (муз. М. Раухвергера), «Хоровод» (рус­ская народная мелодия в обр. М. Раухвер­гера), «Вальс» (муз. Т. Ломовой), «Танец с балалайками» (русская народная мелодия «Светит месяц»), «Хоровод» (русская на­родная мелодия в обр. М. Раухвергера), «Солнышко и дождик» (муз. М. Раухвер­гера), «Игра с погремушками» (И. Кишко)
Праздники и развлечения Развивать эстетические чувства, приобщая детей к произведениям фольклора, музыкального народного творчества « Проводы весны (праздничные народные гуляния)

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: