Божественное Откровение и Церковь

Адресатом Свщ. Предания является Церковь. Апостолы, получившие от Христа Богооткровенную Истину, не сообщали ее отдельным индивидуумам, но вверили Церкви.

Свщмч. Ириней Лионский пишет: " Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни " (60).

4.1. Церковь — "верное хранилище Свщ. Предания".

"Пространный Катихизис" на вопрос, " есть ли верное хранилище Священного Предания? ", дает следующий ответ: " Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь, которая и есть верное хранилище Священного Предания… " (61).

Церковь не есть человеческое сообщество, Церковь — это богочеловеческий организм, Главой которого является Сам Господь Иисус Христос, а все верующие, соединенные с Ним как со своей Главой, в совокупности образуют Его духовное тело, а по отдельности являются членами этого Тела.

"И вы — Тело Христова, а порознь — члены" (1 Кор.12,27).

Поэтому хранителями Свщ. Предания являются не только иерархи и ученые богословы, но " все истинно верующие ". В "Послании Восточных Патриархов" (1848 г.) говорится: " …у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его… " (62).

Конечно, и вне Церкви можно сохранять букву учения, и даже пытаться строить свою жизнь в соответствии с учением, нов не Церкви нет и не может быть преемственного сообщения благодати и освящения, без которых невозможны ни правильное понимание учения, ни подлинный опыт духовной жизни, ибо " буква убивает, а дух животворит " (2 Кор.3,6).

Только Церковь обладает богодарованными средствами для сообщения благодати, то есть таинствами.

" Она — не просто место, где сберегается божественное благовестие и хранится апостольское свидетельство; она — то место, где Сам Христос продолжает Свой искупительный подвиг, а Дух Святой, Дух Истины, непрестанно "научает всему и напоминает все", сказанное Господом Иисусом Христом " (Ин.14,26) (63).

В.Н. Лосский называет Предание " единственным способом воспринимать Истину ", потому что " оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать истину в присущем ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума " (64).

Поэтому, по словам ап. Павла, Церковь есть " столп и утверждение истины " (1 Тим.3,15).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: